XIV. ЦЕНТРЫ ВЫСШЕГО СОЗНАНИЯ ИЛИ ЧАКРЫ

XIV. ЦЕНТРЫ ВЫСШЕГО СОЗНАНИЯ ИЛИ ЧАКРЫ

Центры Космоса равны центрам человека. Человек несет в себе все проявления Космоса…” (БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ I, § 200).

Подобно тому, как Космосу для проявления всей своей сложной жизни при осуществлении многообразных задач эволюции необходимы многочисленные органы, энергии и центры, то есть определенные фокусы, точно также и человеческий организм для успешного включения в ритм эволюции всеобщей жизни нуждается в необходимых для этого органах и центрах, чтобы с их помощью принимать из Космоса необходимые энергии и, согласно своей жизненной задаче, излучать в пространство присущие ему энергии.

Человек является накопителем и преобразователем Космических Энергий. Для этой цели он нуждается в тонкоматериальных нервных центрах, которые передают командные импульсы его физическому телу. Эти высшие органы называются Центрами Высшего Сознания, или, согласно санскритской терминологии, “Чакрами”. Их называют также “Лепестками Лотоса”, так как зрению ясновидящего они представляются зримыми лепестками лотоса. Эти центры в латентном состоянии имеются в каждом человеке, но у большинства они находятся в бездействии, либо активны лишь частично, то есть еще не возжжены. Будучи активизированы, они производят вращательное движение, что дает основание называть их также “Огненными Колесами”.

Каждый человек обладает 49 чакрами, из которых, кроме сердца, имеют значение семь основных чакр. Медицина знает, к примеру, только один из этих центров, а именно крайне значимое для жизненных функций организма солнечное сплетение (Plexus Solaris), расположенное под диафрагмой сплетение нервных узлов симпатического отдела вегетативной нервной системы, связанного с нервной системой брюшных органов. Остальные чакры невозможно обнаружить даже с помощью микроскопа, однако, во многих случаях у них имеется физическое соответствие, или же они оказывают особое воздействие на окружающие физические органы, управляя ими.

Проблема Центров Высшего Сознания является , в сущности, для западного мира абсолютно новой. Ученые, прежде всего, в области медицины, которые должны были бы проявить к этой проблеме особенный интерес, до сих пор уделяли ей слишком мало внимания. Но и после того как это знание пришло на Запад через Индию из “Шамбалы”, города Знания в Северном Тибете, лишь некоторые современные психологи стали заниматься этими вопросами.

В этой книге затрагиваются, разумеется, лишь те вопросы, которые непосредственно связаны с психической энергией. Тому, кто желает подробнее заняться этими вопросами, можно порекомендовать изучение вводных лекций по Агни Йоге “Письма о Живой Этике”, и именно лекции №№ 20-23.

Раскрытые центры служат не только физическому телу, но и тонкому, или астральному, ибо лишь они воспринимают из Космического Пространства и, прежде всего, из Высших Миров, тончайшие энергии и вибрации, чтобы передать их дальше готовым к восприятию физическим органам. Центры Высшего Сознания являются при этом абсолютно необходимыми посредниками и связующими каналами между духом и телом. Без этих трансмутаторов и энергетических центров дух не смог бы передавать физическому телу свою волю, свои восприятия, ощущения и желания.

Кроме сердца, — центральной и главной чакры, — семь основных чакр, о которых сообщает современная эзотерическая наука, суть следующие:

1) Сахасрара, центр колокола или лотос с тысячью лепестками, является центром зрительных и слуховых впечатлений и находится у родничка, т.е. в области темени. С помощью этого центра мы воспринимаем из Космического Пространства мысли и все то, что в виде идей и знаний посылается нам из Высших Сфер.

2) Аджна, известен как “третий глаз”. девяностошестилепестковый лотос, находится на лбу между бровями, его также называют “Глазом Брамы”. Открытие этого центра дает, в первую очередь, яснослышание и ясновидение.

3) Вишудха – центр гортани, или шестнадцатилепестковый лотос, является центром синтеза. Раскрытие этого центра дает возможность не только понимать все языки, но и быть понятым слушателем, даже если тот не знает языка, на котором к нему обращаются.

4) Анахата – двенадцатилепестковый лотос – называется центром Чаши и находится на правой стороне груди напротив сердца. Она образует треугольник с сердцем и солнечным сплетением. “Чаша” является местом хранения всех прошлых накоплений. Это значит, что в ней сохранены все воспоминания о прошлых инкарнациях и все прежние способности. Эти способности легче всего активизировать, так как благодаря длительным упражнениям они лучше всего запомнились. Однако для того, чтобы оживить эти воспоминания, “Чаша” должна достигнуть очень высокой степени развития.

5) Манипура, или десятилепестковый лотос является центром солнечного сплетения. “Солнечное сплетение” — это название медицина заимствовала из области эзотерики, ведь самые крупные врачи, как, например, Гиппократ и Парацельс, были также великими Посвященными, — питает весь организм жизненной энергией или, точнее, психической энергией. Подобно Солнцу, которое объединяет и приводит в движение, а также поддерживает в равновесии все планеты, солнечное сплетение выполняет такую же роль в микрокосме “человек”, отсюда его название. Нити всех органов и центров связаны с центром солнечного сплетения. Солнечное сплетение является накопителем и преобразователем, а также распределителем психической энергии не только для всех органов физического тела, но и для эфирного тела, которое, в свою очередь, снабжает жизненной энергией астральное тело. Солнечное сплетение является хранилищем запасов неиспользованной психической энергии и регулирует, самостоятельно и непрерывно, жизненные функции организма, вне контроля и влияния интеллекта или воли. Однако, вне самостоятельно регулируемых жизненных функций, солнечному сплетению можно, при желании, посредством техники дыхания поставлять прану, то есть эфирное питание.

6) Свадхистана или шестилепестковый лотос, располагающийся в области таза, подчиняется в своей деятельности солнечному сплетению.

7) Муладхара, или четырехлепестковый лотос, называемый также чакрой “Кундалини”, находится в основании позвоночника. Этот центр является основой и корнем всех “цветков лотоса”. Это центр жизненной силы и он пробуждает и контролирует половую деятельность человека. Пока этот центр находится в спящем состоянии, человек расходует огромные запасы жизненной энергии на половые излишества, вместо того чтобы употребить их на духовную деятельность и восхождение. Кто не контролирует Кундалини, не владеет также и своей волей и является жертвой своих инстинктов и страстей. Бездумно растрачивая свою жизненную энергию, человек ослабляет свою силу воли, вместо того чтобы направить излишек энергии на полезную творческую деятельность. Раскрытие этого центра дает не только сильную волю, но и лучшее владение сексуальной сферой организма. Муладхара является корнем, из которого расцветают все прочие лотосы. Поэтому муладхара должна развиться первой и затем дать импульс к развитию всех остальных центров. Из его корня огонь “кундалини” змеевидно или, точнее, спиралеобразно поднимается по каналу “сушумна” до центра колокола.

Следует заметить, что Мир Огненный останется недоступным человеческому духу до тех пор, пока не произойдет трансформация его центров. Но поверх всего стоит дух, зажегший свои духовные огни, ибо лишь в этом случае ментальное тело становится психотворящим. Человечество в массе своей стоит сейчас на краю пропасти из-за непонимания стоящих перед ним духовных проблем. Так, современный общепринятый образ мыслей находит свое отражение в ограниченности психических исследований, в противном случае человечество уже значительно дальше продвинулось бы по стезе духа и не находилось бы на грани самоуничтожения. К сожалению, лишь те могут знать об огненной трансмутации центров и подтвердить огненные явления, кто, благодаря своему духовному устремлению, соприкоснулся с этими высшими огненными энергиями. Когда ментальное тело, или духовная душа, еще недостаточно развито, то и центры могут проявляться лишь частично. Поэтому потребуется еще очень много усилий, чтобы поднять человеческую мораль и вдохнуть жизнь в Этику, т.е. сделать ее истинно ЖИВОЙ ЭТИКОЙ. Только это поможет человеку развить в себе Космические Огни и привести во вращение Огненные Центры.

139. Центры как собиратели космических энергий в человеке

“Как мощно отражается космическая энергия в человеческом организме! Каждый Космический Огонь встречает созвучие в человеческом организме. Как много можно найти духовным подходом к изучению всех проявлений центров! Если смотреть на человеческий организм, как на отражение явлений Космоса, сколько созвучий можно усмотреть, и центры станут для науки огненными выявлениями. Только духовный подход откроет значение всех соответствий космических с человеческими отражениями. Можно рассматривать центры как собирателей космических энергий. Правильно думать о прямом питании самых высших центров. Солнечное сплетение вбирает каждую посланную энергию и сознательно напитывает явленные центры. Так понимание огненных центров есть самое существенное задание” (ИЕРАРХИЯ, § 238).

“О вращении центров Мы уже упоминали. Конечно, всякое поступательное движение будет вращательным. Так символ пахтания относится ко всему. Можно нагнетать отложения психической энергии через вращение центров. Безразлично, которому центру индивидуальность даст преимущество. Лучше если это будет Чаша или Колокол.

Можно внешне способствовать циркуляции психической энергии через натирание тела уявленной издревле эмульсией из семи растительных препаратов. Это та самая эмульсия, которая употреблялась йогами при оставлении тела на продолжительное время. Кроме того, эта эмульсия поддерживает питание на большой срок.

Вы уже знаете, что при приеме мускуса не требуется много пищи. Также втирание эмульсии даст энергию, питающую на большой срок. Вы сообщите состав эмульсии тем, кто доказал преданность Учению, ибо к чему питать тело, которое отрицать пытается психическую энергию? Польза от эмульсии может быть на разные случаи, начиная с накожных болезней” (АГНИ ЙОГА, § 582).

“Когда дух смещает свои накопления, то устремление привлекает к утвержденному Магниту. Потому каждое напряжение центров вызывает новую космическую комбинацию. Творчество центров вызывает напряженную энергию. Потому каждая самодеятельность центров насыщена огнем и пламя духа зажигает импульсы окружающих. Потому надо соизмерять выдачу психической энергии: должно хватить на все. Потому нужно беречь силы. Не нужно утомляться после заката” (БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ II, § 622).

140. Симптомы развития центров

“При развитии центров человечество будет ощущать непонятные ему симптомы, которые будут относиться невежественной наукой к самым неестественным заболеваниям. Потому своевременно написать книгу о наблюдениях за огнями жизни. Советую не откладывать, ибо нужно пояснить миру явление реальности и общности бытия.

Незаметно входят в жизнь новые сочетания понятий. Эти знаки, видимые для немногих, составляют основу жизни, проникая во все построения. Только слепой не заметит, как наполняется жизнь новыми понятиями. Потому и следует позвать ученых для освещения очевидности.

Врач, не упусти!” (АГНИ ЙОГА, § 170).

“Помимо заимствования энергии, признаки отсутствия и головокружения относятся к огненным воздействиям. Также точно эпидемии невралгии и как бы ревматизма ни что иное, нежели проявления огненных центров под напором Пространственного Огня. Не скоро люди согласятся исследовать такие эпидемии под знаком Огня. Люди, по обычаю, любят расчленять, но синтез труден для них…” (МИР ОГНЕННЫЙ II, § 40).

“…Не только в суждении о центрах ошибаются люди, ибо везде они не допускают подвижную целесообразность. Но не только по эпохам сменяется значение психической энергии, но и по расам, по народностям и даже по родам, как будто то же самое происходит, но между тем человек касается Высшего иными щупальцами. Так можно заметить на многоногих насекомых, как они теряют некоторые ноги, но жизнеспособность не уменьшается. Конечно, при огненном сознании не наблюдается такое отмирание центров. Это значит, что мы опять приходим к утверждению полезности огненного сознания. Не будет преувеличением, если скажем, что огонь годится, как для земного, так и для Огненного Мира…” (МИР ОГНЕННЫЙ II, § 210).

“При возгорании центров можно заметить различные насыщения психической энергии. Огненная трансмутация как бы поглощает кристаллы психической энергии, которые конденсируются в этой огненной трансмутации. Работа центров поглощает все энергии. После переработки кристаллы конденсируются новыми ингредиентами, которые дают свои насыщения. Эти насыщения выявляются в разных функциях центров. Психическая энергия отличается тоже своим качеством, и утончение ее может насыщать высшие проявления жизненных функций, которые напрягаются на разных ступенях разными качествами. И также, как творческий Огонь разлит во всей Вселенной, также утончаясь, психическая энергия проходит через все ступени. Так источник творчества зависит от утверждения силы психической энергии в ее потенциале. Развитие сил духа и является потенциалом психической энергии” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 403)

“Психическая энергия напрягает центры при их трансмутации. Состояние напряжения в одном центре, конечно, уменьшает прилив психической энергии к другим центрам, потому и ощущение неуравновесия. Но после каждой трансмутации наплыв психической энергии мощнее. Явление психической энергии приобретает особое качество после трансмутации. Прикосновение к Космическим Огням имеет мощное воздействие, и психическая энергия подвергается большому напряжению. Это качество позволяет духу пользоваться психической энергией сознательно при посылках Так напряжение центров является великой трансмутацией психической энергии” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 405).

“Насыщение центров Огнем Высшим напрягает психическую энергию. Когда Огонь центров бушует, психическая энергия тоже находится в состоянии высшего напряжения. Уравновесие этих огненных сил после трансмутации дает новое возжение центров. Процесс нагнетения психической энергии идет соответственно с трансмутацией. Центры собирают в себе кристаллы психической энергии, которые утверждают мощь трансмутации. Агни Иог являет мощное нагнетение энергии, которая творит соответственно с явленным Пространственным Огнем. Сокровище психической энергии может создать панацею мощную. Сознание, помогающее устремлять дух к трансмутации центров, являет огненное действо” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 406).

“Установления равновесия в нарастании психической энергии можно достичь различными способами, но главное будет духовное условие. При напоре вражеских сил можно заметить, как духовный порыв начинает нагнетать психическую энергию. И явление концентрации огненных явлений умножается. Но бывает также и такой напор, когда как бы весь запас психической энергии исчерпывается. Это явление обычно связано с невозможностью поднять огненный меч очищения. Среди явлений космического нарастания психической энергии нужно очень отличать нарастания изнутри и, особенно, когда они нагнетаются самодеятельностью центров. Состояние огненных центров соответствует этой мощи в Космосе, которая конденсирует Прану. Так Макрокосм и Микрокосм выражаются в огненном действии. Свойства центров при огненной трансмутации уподобляются самим тонким явлениям в Космосе. Сердце являет солнцеподобие при нагнетении психической энергии” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 417).

“Тела трансмутируются каждое по своей сущности. Также, как физическое тело трансмутирует и утончает кровь на протяжении эволюции, так и тонкое тело трансмутирует свою соответствующую сущность. Связь между этими процессами особенно важно отметить, ибо в процессе трансмутации тел достигается соотношение, которое так огненно кооперирует с пространством. Если в начале процесса трансмутации физическое тело напрягает центры тонкого тела, то после насыщения центров огнем, тонкое тело имеет власть над физическим. Этот огненный процесс переливает психическую энергию из тела в тело. Мощь тонкого тела представляет панацею на физическом плане. Конечно, чувство трансмутации разнится на планах физическом и тонком, ибо чувства зависят от напряжения сфер. Очищение материи и духа также происходит лишь огненными энергиями и центрами, напряженными в пространственном искуплении. Мир Огненный так доступен сознанию, знающему связь с Пространственным Огнем” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 355).

Именно тогда, когда огни центров у ученика на духовном пути уже воспламенены и трансформированы в кристалл психической энергии, достигнута та точка, начиная с которой возврата для него больше нет, ибо это означало бы полное саморазрушение. Поэтому к вопросу развития центров необходимо отнестись с величайшей серьезностью и чувством ответственности. Никто не должен пытаться достичь высших способностей для удовлетворения своего честолюбия или эгоистических желаний. Никто и никогда не должен также стремиться к механическому или, более того, насильственному возжжению центров посредством направляемой на них праны, либо с помощью прочих упражнений, направленных на достижение концентрации, поскольку это могло бы повлечь за собой если не физическую, то уж во всяком случае духовную смерть, как это неоднократно случалось с низшими йогами в хатха-йоге, желавшими достичь высших способностей механическим путем посредством дыхательных упражнений и асан. Развитие центров происходит естественным путем, благодаря целеустремленности и самосовершенствованию устремившегося, и для этого не нужны никакие механические упражнения. Кто жертвует свое сердце во Благо Мира, тому принадлежит весь Мир, а его развитие устремляется в Беспредельность, ибо уже не он, как личность, но Божественная Искра, как часть Вселенной, проявляет в нем человека. Таким образом, Эго возвращается к Божеству, выполнив Его Задание, и это есть та Точка, начиная с которой обратной дороги больше нет.

141. Центр колокола и психическая энергия

“Все услышанное и увиденное посредством центра «Колокола» заслуживает особого тонкого внимания. Слой высокой психической энергии связует с Огнями Пространства. Редко можно видеть эти огни в большой мере. Как небесный свод полон сияниями дальних миров, так сверкают огни над теменем. Утончается этим путем качество психической энергии. Мы должны радоваться каждому утончению психической энергии. Ведь здесь, в воплощении, мы кристаллизуем психическую энергию. Когда мы переходим в астрал, мы должны принести не только сознание о будущем, но и зажечь устремление кристаллом психической энергии, иначе переходящие погружают себя в сумерки пережитков. Потому ценно накопление психической энергии” (АГНИ ЙОГА, § 470).

“…Психическая энергия утончается образом мышления. Стремление ввысь есть лучшее задание для центра “колокола”. Конечно, нельзя заставить себя мыслить вверх, это направление мышления становится естественным после долгого опыта. Значит, хотя именно психическая энергия возносит нас, но сознание, ею порождаемое, утончает качество энергии…” (АГНИ ЙОГА, § 471).

142. Третий глаз и центры глаз

“Вы видели расцвет третьего глаза. Не легко увидеть сияние психической энергии. Мы пользуемся стеснением атмосферы, чтобы помочь уявить утверждение сознания. Существующее в глубине сознания нужно вызывать. Все ступени накопления нелегки. Нельзя насиловать рост завоевания психической энергии. Круг третьего глаза труден. Это единение с Пространственным Огнем недалеко от желез, которые наполнены проводами центров…” (АГНИ ЙОГА, § 465).

“Явление глаз может быть отличным знаком Огненного Мира. Так не напрасно могут спросить — почему из всего человеческого организма остается подобие глаз? Очень просто, ибо центры глаз есть провод огненной энергии. Само строение глаз оказывается самым тонким среди строений плотного мира. Так оно сохраняет особенности и Мира Высшего. Когда изображают один глаз, это не будет только символом, но кто-то видел такое явление…” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 611).

143. Центр Чаши и психическая энергия

“Многие тысячи лет назад было сказано: «Будет время, когда люди откроют сердца свои и вознесут Чашу Высшему». Пришло это время, когда человечество близится к шестому совершенствованию и начнет пылать огонь над Чашей. Сколько образов и предсказаний сложено в пространстве! О Чаше, истинно, пора вспомнить. Как пылала смола в чашах древних, и жена возносила чашу, опираясь на меч подвига. Истинно, как тончайший узор, многообразны проявления психической энергии. Не рассудок, но чувствознание Чаши может распознать их. Как матерь знает волнение дитяти, так огонь Чаши освещает смятение токов. Можно предложить человечеству, подумать почему будущее развитие выдвигает значение Чаши? Как к усовершенствованию техники нужно добавить утонченность мышления. Как этому просветленному глазу станут доступны прекрасные облики. Ведь не только за себя, но за все множества сознаний ответственен человек” (АГНИ ЙОГА, § 554).

“При углублении и утончении мышления можно производить замечательные наблюдения над дальними сообщениями. Вы знаете, что сообщение входит в сознание, как нечто обособленное, потому легко забываемое. Знаете, что ни гроза, ни ураган не препятствую психической энергии. Можно наблюдать, какие сообщения затрагивают особые центры. Может быть ураган особенно отзовется на Чаше. Может быть, само качество сообщения имеет касание до отдельных центров? Словом все разнообразие мышления и качества психической энергии даст новые пути для индивидуальности. Наблюдения при исключительных условиях местности, температуры и погоды дадут неисчерпаемый источник новых достижений” (АГНИ ЙОГА, § 578)

“Если можно утвердить часть Космических Огней, уже принятых человечеством, то как же не допустить роста явленных огней? Когда дух, под влиянием различных физических явлений, подлежит разным переменам, то как же не допустить совершенных под влиянием духа? Утверждаю, что дух трансмутирует все качества и гармонизирует все напряжения. Ведь трансмутация центров напрягается огнем духа, и творчество центров устремлено к ассимиляции высших огней. Как явленный сосуд, сердце принимает токи всех тончайших энергий. Так сгармонизированные токи вмещаются вмещением Чаши. Потому токи, воспринимаемые центром Чаши, соответствуют высшим энергиям. И посылки психической энергии сопровождаются звучанием. Так высшее напряжение отвечает Высшим Огням. Так дух творит, не переставая” (БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ II, § 541).

“Нервные удушья часто происходят от перегружения «Чаши» без сознательного пользования ею. Дети тем же могут недомогать, показывая, что прежний опыт был значителен. Конечно, заботливое попечение и спокойное занятие будут уравновешивать борьбу духа и тела. Также гортань, зубы и глаза могут напоминать о борьбе накоплений без выявления. Также следует обратить внимание на образование так называемой чахотки, которая также может быть вызываема центром “Чаши”.

Давно указывалось на значение Манаса. Не может такое хранилище, как “Чаша”, не иметь значения для окружающего. Могут быть облегчающие средства, но аммоний, ментол, эвкалипт и смола кедра будут лишь смягчать состояние, но средством панацеи будет воспитание психической энергии” (АГНИ ЙОГА, § 573).

144. Центр легких и левитация

“Наполняя воздухом легкие, устанавливая ритм дыхания, мы можем удерживать тело на поверхности воды. Не трудно представить, что при одном ингредиенте мы можем ходить по воде. Огни легких дополняют нужное условие. Как при опытах с огнем в полых шарах, при наполнении шаров газом, так действует огонь внутренний. Можно также представить левитацию при огне легких. Пространственный Огонь соединяется с зажженными центрами и, как магнит, притягивает тело огненное. Учитель указывает эти возможности как условия уплотненного астрала. Поистине, огненных людей Учитель упоминает при опытах над формированием нового тела” (ИЕРАРХИЯ, § 271).

“…Также правильно заметили, что большинство туберкулезных проявлений не что иное, нежели возгорание центров легких. Конечно, огни, сложенные кармою, но неосознанные и непримененные, могут оказаться губительными” (ИЕРАРХИЯ, § 70).

145. Солнечное сплетение и психическая энергия

“Вращение солнечного сплетения может иметь много причин, кроме всех космических. Нужно рассматривать причины и функции вращения центра солнечного сплетения в связи с организмом и посылками энергии на дальние расстояния. Вращение центра солнечной энергии есть нагнетение психической энергии. Так как излучения солнечного сплетения проходят через все центры, то, вращаясь, лучи солнечного сплетения пронзают все центры, являя питание и объединение прочих центров одной огненной энергией. Вращение центра солнечного сплетения может также координировать различные энергии, нагнетая как бы один центр, который особенно нуждается в насыщении или укреплении. Излучения солнечного сплетения при этом как бы касаются внешней окружности заградительной сети. При посылках энергии в определенное место все излучения собираются как бы в коническую спираль, и все снаряды идут в пространство спирально. Так функции солнечного сплетения также многочисленны, как и его излучения. Являясь также мощным регулятором энергий, исходящих от всех центров, впитывая космические огненные энергии, центр солнечного сплетения распределяет по тем нагнетениям, которые присущи центрам” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 223).

146. Боли и болезни центров

“Сопровождается рост сознания спазмами тоски, это действительно неизбежно. Несоответствие Беспредельности с земной действительностью не может не вызвать чувства справедливого сознания. Нет пути к Беспредельности без ощущения окружающего. Поверьте, чем больше сознание, тем больше тоска.

Кто же может чувствовать красоту Космоса? Кто хоть один раз слышал созвучие сфер, тот понимает несовершенство земное, вызванное состоянием человечества.

Нужно бороться с этими спазмами сознательно, понимая их неизбежность” (АГНИ ЙОГА, § 568).

“…Сердечная тоска может быть следствием многих причин, но нельзя сердечную тоску приписывать лишь затрате на тягость явлений жизни, ибо причина может быть обратная. Когда струя психической энергии направляется в пространство, неминуемо ощущение сердечной тоски. Нужно очень разбираться в этих чудотворных явлениях и не смешивать их с предчувствиями” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 407).

“Существует превратное мнение, что йог пользуется несокрушимым здоровьем в обычном значении. Разве делают чувствительный инструмент из толстого дерева? Разве достоинство струн вины не заключается в их чуткости к тончайшим делениям тона? Так же звучит и утонченный аппарат йога. Именно ему ведомы те непередаваемые, преходящие боли, которые, как настраивание струн вины, преображают его существо.

Можно понять, что Мы не будем преувеличивать безопасность стези Йоги. Как можно миновать боли при перерождении центров? Огонь познания остается жгучим.

Вы знаете, что сказанное не отвлеченный символ. Все обычные определения этих болей не могут принести пользы, пока наука не поспешит понять значение психической энергии или духовности. Чем дальше стоит понимание от опасности Йоги, тем далее стоит человек от связи с Высшим Сознанием. Причем не ценны случайные полеты сознания, нужна несмолкаемая полетов песнь. Вина не всегда звучит явно, но лад ее всегда строен.

Те, кто ищут в Йоге упитанного здоровья, пусть лучше примут рюмку вина и побеседуют о высоких идеях без приложения их к жизни. Ведь здоровье йога трепещет, как крылья возносящегося орла. Глаз йога видит, как тот орлиный глаз, который вы знаете. Спокойствие йога есть напряжение океанской волны” (АГНИ ЙОГА, § 201).

“Понимайте, как Мы можем быть напряжены, когда явление мозга подобно Огню бушующему, но Наши враги и надеются на пределы физических возможностей, тем более нужно противостать им во всем терпении. Действительно, трудно найти подвижников, не болевших особенными болями. Не раз они не понимали, зачем приходится претерпевать такие боли, но напряжение огненное не может быть избегнуто при кратчайшем пути. Может ли быть иначе, когда ноги на Земле, а голова в Огненном Мире!” (МИР ОГНЕННЫЙ II, § 12).

“Множество болевых ощущений происходит от психоатмосферных напряжений. Не имеем в виду лишь атмосферные давления, но именно психические волны, которые могут создавать не только настроения, но и отражаться на нервных центрах. Невозможно представить себе, насколько насыщена атмосфера психическими энергиями, такие эманации производят следствия не только на животных, но и на растениях, потому нельзя легкомысленно приписать все явления лишь грубым физическим условиям. Много тончайших психических проявлений пока еще не разгадано, но и сознание часто примитивно.

Вы не раз наблюдали такие необычайные несоответствия” (АУМ, § 260).

“Психическая энергия проникает во все ткани, устанавливая во всем организме равновесие. При заболеваниях психическая энергия отливает от известного центра, ослабляя работу гланд. Она устремляется тогда к тем центрам, которые могут поддержать равновесие. Гланды очень зависят от психической энергии. Набухание гланд можно объяснить, как отлив психической энергии. Чем слабее приток психической энергии, тем больше набухают гланды, ибо физическое развитие утверждается без контроля. Потому все наросты, вплоть до рака, могут причисляться к отливу психической энергии. Духовное равновесие может помочь искоренить многие заболевания. Чем продолжительнее такой отлив психической энергии, тем злокачественнее будут болезни” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 416).

“Даже могут быть ощущения боли в нервных центрах. Понять можно, что такие чуткие центры должны отзываться на внешние токи. Явление таких болей часто называют невралгией, но причины ее не понимаются. Обычно ищут причину в простуде или в переутомлении, но внешние психические причины не принимаются во внимание” (АУМ, § 543).

“Вы совершенно правильно объясняете известный вам случай излечения туберкулеза. Именно так много случаев, особенно женских заболеваний, происходит от возгорания центров. Но такой пожар можно потушить, дав полезное направление сознанию. Может быть, огненное сознание уже давно стучалось, что искры Фохата проникали в область «Чаши» без применения. Так возникает пожар, и туберкулез очень характерен для непринятого Огня. Принять в сознание значит уже тесно ассимилировать. Эта связь сознания с плотью особенно заметна на примере Огня, который вызывает явно физическое разложение, если не осознан. Потому при заболеваниях, особенно простудных, полезно делать огненную Пранаяму. Эта Пранаяма будет очень несложна: то же вдыхание носом и выдыхание ртом с направлением Праны в место заболевания. Но для усиления действия следует в сознании держать, что вдыхается Огонь Пространства и выдыхается уже сожженный Ур. Так опять Огонь будет лекарством, и врач может облегчить болящего, сказав ему, как просто привлечь огненную энергию. Явление болезни, по счастью, усиливает отношение к вере, и труднобольной легче примет истину об Огне” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 369).

“Очень часто люди бывают встревожены более громом, нежели молнией. Также при событиях люди больше озабочены отзвуком, нежели сущностью. Можно сказать: нечего ужасаться грома, если молния не убила! Только новичок боится пушечного грома и не слышит полета пули. Психическая энергия реагирует на молнию. Можно видеть, как природная способность организма защищает от губительного пожара. Так иногда психическая энергия производит искусственные опухоли, чтобы отклонить опасный пожар соседнего центра. Очень редкое явление, когда у йогов, прямо на глазах, вспухают оконечности, и так же быстро ткани сокращаются до прежних размеров. Вы видели такое явление, когда угрожал пожар центра гортани. Несмотря на опасность, психическая энергия быстро справилась с огнем.

Также извержения предупреждают воспаление. Совершенно аналогично вулканам. Множество аналогий открыто пытливому глазу. Только не нужно искать обрядовую искусственность и насильственность. Слияние с высшим правильно лишь через естественно зажженный огонь сердца. Конечно, неизбежно кипение переполненной Чаши, но это тягота Матери Мира. Помните древнее изображение младенца в чаше. Множество научных знаков обращено в туманные символы, но время разобрать их” (ИЕРАРХИЯ, § 362).

“Как можно излечить от появления огней? Их можно лишь направить, как полезную психорабочую силу. Как можно лечить боли в спине, если они связаны с пробуждением Кундалини? Знающий будет лишь приветствовать и способствовать натиранием мятой. Можно ли прекратить жжение третьего глаза, если он начал работать? Не разумнее ли дать ему развиваться, защищая его от солнца? Уже давно собирали волосы на темени, чтобы охранить этот канал. Можно ли остановить движение солнечного сплетения, если оно начинает вращаться? Насилие над солнечным змием может кончиться поражением мозга. Также опасно пресечение работы центра “Чаши”. Конечно, отравление опиумом прекращает движение центров, но тогда еще проще отрубить голову.

Можно себе представить, какое смущение вызовут непонятные движения, если не подойти к ним путем психической энергии” (АГНИ ЙОГА, § 220).

При некоторых заболеваниях врач имеет право применить наркотики, чтобы уменьшить невыносимые боли, при операциях без них вообще не обойтись. Однако для людей с открытыми центрами наркотики всегда вредны, в особенности же, если какой-либо центр как раз находится в состоянии воспламенения. К сожалению, медицинская наука еще не занималась исследованием воспламенения центров и связанных с ними болезней, не говоря уже о том, чтобы принять их к сведению, поэтому неверно поставленные диагнозы и далее будут являться причиной очень многих несчастий. В настоящее время возникают новые формы невралгии и заболеваний кожи, которые грозят превратиться в эпидемии. Эти страдания можно рассматривать также как болезни психической энергии, при этом возможны инфекции. Пройдет, вероятно, еще много времени, пока врачи обратят свое внимание на этот новый вид заболеваний. Можно назвать ее также огненной лихорадкой. Всякий, кто задумается о психической энергии, поймет, что она должна содержаться в чистоте, так как загрязненная энергия неизбежно повлечет за собой страшные следствия. Никто не имеет право загрязнять космический ток, ибо тем самым он умножает не только свои страдания, но и страдания своих ближних. Большинство эпидемий, обрушившихся в свое время на человечество, имеют психическое происхождение. Поэтому необходимо, прежде всего, ценить врачей, располагающих запасом здоровой, незагрязненной психической энергии, так как именно они будут лучшими диагностами и найдут самые лучшие и простые средства в борьбе с болезнями.

147. Центры и заградительная сеть

“Ткань заградительной сети нагнетается самыми различными энергиями. Каждый духовный центр основан на собирании тончайших энергий, которые являют свои отложения в заградительной сети. Все центры трансмутируются и насыщаются огнем, который ткет нити заградительной сети. Так этот щит есть утверждение всех космических токов, которые переполняются в заградительной сети. Каждый удар по ауре может, как бумеранг, отразиться на нанесшем его. Когда заградительная сеть может отображать все высшие Огни, то, конечно, в этом горниле могут расплавляться столько явленных ударов! Каждое устремленное сознание должно ткать свою заградительную сеть. Можно отвратить много ударов и болезненных уколов, если заградительная сеть остается непроницаемой. Иммунитет духовных центров может достигать насыщенных размеров, когда заградительная сеть постоянно питается изнутри огнем. Потому нужно так заботиться о напряжении заградительной сети. Психическая энергия, устремление духа и огненная трансмутация дадут нужную ткань для заградительной сети. На пути к Миру Огненному запомним о мощи этого щита” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 114).

148. Дети и развитие центров

“Следует изучать состояние нервных центров у детей. Известно, что эти центры развиваются чрезвычайно индивидуально и неравномерно. Можно найти детей с одним очень развитым центром, и тогда они могут произвести краткое действие, подобное взрослым.

Иногда некоторые центры проявляют болезненность к недоумению врачей, ибо врачи даже не допускают явление нервных центров у ребенка. Между тем по этим болезненным знакам и необычным явлениям можно судить о существе тела и качестве духа. Сколько добра могли бы принести подобные наблюдения! Сколько возможностей было бы охранено! Так могло бы быть правильно начато накопление психической энергии.

Для старых духов, испытавших многие воплощения, будет довольно тягостно состояние после семи лет и особенно тяжко — после четырнадцати. После четырнадцати лет психическая энергия пришла в действие. Дух уже оторвался от прежних существований, тягость нового, неизвестного пути подавляет, смутно волнуют накопленные ценности, сущность порывается обратно, где возможности сознания были велики.

Правильный надзор над нервными центрами детей нужен для будущего. Существовало негодное мнение, что дух не может овладеть новым телом и от того происходят детские нелепости. Но дело обстоит наоборот. Когда центры не работают правильно, не происходит отложения психической энергии, и дух не имеет вещества для проявления.

Забота о нервных центрах детей может считаться заботой для будущей расы” (АГНИ ЙОГА, § 539).

149. Самадхи — состояние духовного озарения

Понятие “самадхи”, или духовного озарения, уже освещалось в оккультной литературе, но, чаще всего, очень неудовлетворительно. Но ступеней самадхи столько, сколько ступеней сознания и циклов духовного совершенствования. Степень получаемого озарения всегда отвечает нашим духовным накоплениям. Этим объясняется все разнообразие в глубине этих прозрений. Однако самадхи не дает нам всезнания, иначе понятие Беспредельности должно было бы отпасть. Кроме того, сознание, погруженное в самадхи, получая прозрение, обусловленное пределами индивидуальных накоплений и доступными сферами, лишь часть этих переживаний может перенести на физический план. Физический организм не может длительно отвечать на высшие вибрации и запечатлевать их в мозгу без разрушения. Наука уже наглядно доказала нам разрушительное воздействие несогласованных вибраций.

Человек, возвращаясь из самадхи, сохраняет о нем некоторое воспоминание, но это не значит, что он стал всезнающим и что отныне он может проникать в сущность любого явления. Он видел или испытал то или иное состояние экстаза, или высшее напряжение чувства, или прозрение в сущность того или иного явления. Так он может постичь вечное бытие, может ощутить высшую любовь и красоту бытия, может постичь единство всех существ, свое присутствие во всем и связь со всем и всеми, но, все же, он не станет от этого всезнающим, как это понимается земным сознанием.

Постижение в самадхи иного порядка. Мы можем проникнуть в суть вещей, но возвращаясь на Землю, мы должны изучать их воздействия земными методами. Конечно, неимоверно трудно описывать словами неописуемое. Однако мысль превыше всех самадхи. Чем выше, тем она мощнее, чем пламеннее, тем целебнее ее явление, прежде всего для окружения. Мысль стихийна и беспредельна, и после психической энергии именно ей необходимо уделить наибольшее внимание. Кроме того, достижение полного самадхи на нашей планете доступно лишь полному Архату, живущему в абсолютно особых условиях.

Есть сведения, что Свами Вивекананда, ученик Учителя Бхагавана Рамакришны, испытал полное самадхи. Однако это не соответствует истине, ибо даже эта степень самадхи, в которую он был погружен, имела печальные следствия, так как он был недостаточно подготовлен к ней физически. Его ранняя смерть была результатом этого преждевременного насильственного переживания. Об этом поведала Елена Ивановна Рерих в одном из своих писем.