XXII. ЙОГА И ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ

XXII. ЙОГА И ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ

Слово “Йога” происходит из индоевропейской языковой семьи и соответствует немецкому слову “Joch” и латинскому “jugum”, что по смыслу является одним и тем же. Йога — это самодисциплина, то есть упорная работа над самим собой. Различные системы Йоги основываются на жизненном опыте и жизненной мудрости, накопленной Старшими Братьями, и указывают путь – как через определенные духовные дисциплины достигнуть высокого духовного совершенства при одновременном преодолении материи, то есть через ее одухотворение. Таким образом мы получили завершенные системы для духовной эволюции человечества, которые, не требуя от человека ухода от жизни, согласуются с потребностями человеческого сознания на определенном этапе развития.

Овладение материей началось, прежде всего, с физического тела, вот почему первоначальная, или древнейшая система, именно Хатха-Йога, данная человечеству уже много тысяч лет тому назад, имела в виду, главным образом, господство над телом. Во времена инволюции это было предусмотрено и обосновано. Теперь же, в эпоху эволюции, или одухотворения, эта система так же устарела, как и церковные догмы, являющиеся тормозом для духовного прогресса. К сожалению, эта система овладения телом выродилась в пресловутое искусство факиров, которое в большей степени вредно, чем полезно духовному развитию, и привела к тому, что люди, не имеющие знаний о Йоге, вообще отождествляют их друг с другом.

Методы самосовершенствования стали спустя тысячелетия существенно утонченнее, и овладение собой должно было соответственно переместиться почти исключительно с тела на духовно-душевную область, вот почему физические упражнения Хатха-Йоги сегодня больше не нужны и, более того, очень вредны. Именно посредством этих упражнений можно механическим способом пробудить чакры. Однако центры высшего сознания ни в коем случае нельзя воспламенять посредством дыхательных упражнений или асан, — они должны развиваться исключительно естественным путем самосовершенствования.

Потому истинная Йога будущего не имеет ничего общего с гимнастикой тела или выворачиванием конечностей, а также с факирством, аскетизмом и умерщвлением плоти, она подразумевает исключительно духовную самодисциплину и самосовершенствование, которое достигается служением человечеству и Благу Мира. Кроме того, гораздо труднее в течение всей жизни избавиться хотя бы от нескольких своих самых худших качеств из множества дурных привычек и скверных наклонностей и трансмутировать их в положительном направлении, чем каждый день по полчаса стоять на голове и заниматься весьма трудным выворачиванием суставов. Поэтому целью Йоги должно стать, в первую очередь, избавление от своих отрицательных качеств. Именно самосовершенствование является главным смыслом жизни. Эта деятельность огненного свойства, ибо без развития внутреннего огня, то есть без психической энергии, невозможно избавиться хотя бы от одной-единственной дурной привычки.

Эзотерические корни всех Мировых религий уходят в Йогу. Так, скрытая первопричина Буддизма коренится в Жнана-Йоге, Йоге Мудрости, основа Христианства, а также Ислама — в Бхакти-Йоге, Йоге Любви, которая, конечно, в своем негативном аспекте может выродиться в фанатизм и нетерпимость, как это уже неоднократно случалось. Эзотерическая Основа Живой Этики, Мирового Учения, которое будет определяющим в Эпоху Водолея, содержится в Агни-Йоге, в Йоге Света, или же Огня, или же, что тоже самое, в Йоге Психической Энергии. Эта система, которая включает в себя самые ценные элементы всех предыдущих йогических систем, учит овладению внутренним и Космическим Огнем. Названные здесь системы, включая Раджа-Йогу, дополняют друг друга, причем Агни-Йога, самая всеобъемлющая и новейшая из всех йогических систем, содержит в себе все прежние Учения, за исключением Хатха-Йоги.

Разумеется, в Агни-Йоге уделяется внимание и телу, как необходимому и незаменимому инструменту для овладения материей и ее трансмутации С этой целью были даны многочисленные наставления по сохранению здоровья тела. Ученик Агни-Йоги, занимаясь утончением своего организма с целью сохранения здоровья, а также в силу различных обстоятельств, рано или поздно, осознает необходимость отказаться от алкоголя, никотина и мяса. Это не радикальное требование, и перестройка должна происходить постепенно. Весь прежний опыт доказывает необходимость этих требований, которые нельзя обойти в процессе грядущего духовного развития человечества. Конечно же, это не говорит о том, что человек, вынужденный в связи с жизненными обстоятельствами есть мясо, менее порядочен, чем вегетарианец. Однако человек, утверждающий, что на духовном пути можно вообще отказаться от этих требований, еще не вступил на духовный путь с подлинной серьезностью и рвением, а занимается преимущественно абстрактными теориями, которые он не может или не хочет проводить в жизнь, или же надеется отодвинуть их воплощение на следующую инкарнацию. Еще важнее этих правил, данных для повседневной жизни и питания, является все-таки раскрытие внутреннего человека, т.е. расширение сознания и, прежде всего, познание и активизация психической энергии. Это, бесспорно, очень трудный путь, который воистину является тернистым, ибо преодоление материи и отказ от ее радостей и удобств в обмен на высшие ценности абсолютно невозможны без страданий и боли на современной стадии развития.

Каждый истинный Йог ведет жизнь, полную трудностей, особенно если он выполняет свою жизненную задачу, живя среди людей, как того требует Агни-Йога, и подчиняется всем условиям быта и своего окружения. Ему нельзя уйти от жизни, он вынужден жить в гуще людей, которые еще вообще не интересуются его воззрениями, не говоря уже о том, чтобы понимать их, поэтому многие считают его человеком со странностями. Кроме того, его неизбежно критикуют, над ним насмехаются, издеваются, на него клевещут и, наконец, с ним борются. Это, образно говоря, явления, сопутствующие человеку на его пути к “Голгофе”, чтобы он смог достичь “небесного Иерусалима”. Наконец, путник на духовном пути проходит стадию полного одиночества, и в час величайшей печали его покидают даже друзья и ученики, которые больше не сопровождают его на духовном пути, или для которых путь этот стал слишком тяжким. Вспомним о величайшем примере ХРИСТА ИИСУСА, который также был предан и даже продан одним из его учеников; другие же ученики отреклись от НЕГО незадолго до ЕГО мученической смерти на кресте, ибо они не смогли выдержать душевного напряжения в дни величайшего унижения их ГОСПОДА. Эта или подобная участь уготована каждому йогу на определенной ступени развития, и потому мы должны быть бесконечно благодарны ХРИСТУ за то, что ОН явил нам этот прекрасный пример, который учит нас и в час величайшего одиночества и унижения не отчаиваться, если хочешь пройти через великолепные Врата в огромный Мир Вечного Света. Только здесь начинается истинная победа, ибо достигнут кульминационный момент распятия, именно, преображение материи и земной радости в высшую, то есть в духовную, и пришло время воскрешения, или духовного триумфа. Но для этого необходимо предварительно развить и активизировать свою психическую энергию. Без этой тяжкой, упорной работы над самим собой невозможно достичь воскрешения духа.

205. Йога и здоровье

Через Хатха-Йогу распространяется ложное мнение, что йог непременно обладает несокрушимым здоровьем, или же может приобрести его путем соответствующих упражнений. Этот взгляд не соответствует фактам и внес уже много смущения в ряды ищущих; ибо существовали также Учителя и их ученики, которые умирали от болезней под бременем земной жизни, испив чашу земного яда. Есть также известные Хатха-Йоги, которые сами не могут уберечься и освободиться от тяжелых и хронических заболеваний и потому вынуждены прибегать к помощи медицины, несмотря на свои противоположные заверения и на рекомендуемые ими упражнения. Поэтому следует отказаться от подобных заведомо ложных утверждений.

Высшие йогические системы ведут к такому утончению физического тела, что нервные центры вибрируют и реагируют на тончайшие мысленные и космические вибрации и потрясения. Различие между продвинутым йогом и заурядным человеком столь же велико, как между чувствительным струнным инструментом и куском дерева. Об этом говорится также в книге “Агни-Йога”, § 201: “…Те, кто ищут в Йоге упитанного здоровья, пусть лучше примут рюмку вина и побеседуют о высоких идеях без приложения их в жизни…”

“Восприятие тонких энергий сопровождается всегда утончением организма. При этом нужно отметить, что сознание помогает, прежде всего, ибо тонкие энергии могут восприниматься лишь при утончении организма. Этот принцип нужно очень помнить, ибо обычно происходит смешение понятий. И это непонимание и смешение ведут к очень опасным заблуждениям. При очищении сознания нужно очень распознавать эти явления, ибо люди всегда склонны к утверждению психизма, вместо высших огненных понятий. Дух, впадающий в эту крайность, может оказаться настолько окруженным психическими флюидами, что даже при желании окутаться другими высшими энергиями, это ему не удается. И в этом укажем на сознание, как на спасительное действо. Так на пути к Миру Огненному можно утверждать, что огненное сознание даст ключ к распознаванию” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 391).

“Часто через болезни достижения обостряются.

Св. Франциск и Св. Тереза были часто больны. Пифагор имел болезнь сердца. И лучшие зурны теряли струны” (ЛИСТЫ САДА МОРИИ II, § 16; или ОЗАРЕНИЕ, 1923 — VI — 7).

“Даже ваши врачи утверждают, что при нервном подъеме сила удесятеряется, тем самым они признают психическую энергию. Но они добавляют, что нервные подъемы кратковременны и влекут за собою упадок сил. Именно в этом Йога необходима, чтоб, увеличивая подъемы, избавить от падений. Падения обусловлены неосознанием и неприложением психической энергии. Как хромой, подпрыгивает невежда, но знающий преодолевает самые недоступные высоты” (АГНИ ЙОГА, § 650).

Здоровый человек едва ли может понять, что в действительности означает психическая энергия. Он вообще не способен оперировать ею и экспериментировать так, как может именно больной человек. Лишь тот, кто экспериментирует над психической энергией при неблагоприятных предпосылках и условиях, может об этом говорить и писать. Так же было с теми известными врачами, которые заложили основы реформирования жизни и современной науки о питании на вегетарианской основе. Вначале они, как правило, были очень тяжело больны и признавались другими врачами неизлечимыми. Находясь в величайшей беде, они все же нашли путь к выздоровлению, и стали, таким образом, по велению судьбы, основателями реформы современной жизни. Они сами тщательно наблюдали и исследовали свой организм, чтобы найти более глубокие связи между болезнями и неправильным способом питания и, наконец, путь к исцелению. Убедительно защищать можно только то, что люди пережили и испытали на себе сами.

Точно также обстоит и с силами психической энергии. Их можно исследовать и сознательно активизировать, только если они испытываются среди величайших опасностей и напряжений. И не столь важно, чтобы физическое тело излучало крепкое здоровье, у чувствительного человека его все равно никогда не бывает, но зато здоров его дух. Когда дух бурно устремляется вперед и быстро познает иллюзорность материи, то тело не поспевает за ним. Развитый дух нуждается, однако, в тонком физическом инструменте. Разумеется, он не может быть и не будет столь выносливым как грубое тело со слаборазвитым духом. Ведь о скрипке нужно заботиться более тщательно, чем о куске дерева.

Безусловно, психическая энергия есть и у здорового человека, но, определенно, он обладает ею в меньшей степени, чем больной, который уже многократно избегал смерти наивысшим напряжением своей психической энергии. Это можно наблюдать на тех известных случаях, когда серьезно заболевают люди, полные сил и пышущие здоровьем. Именно они очень скоро сдаются, и в своем отчаянии значительно меньше сопротивляются болезни, чем те, кто часто и очень тяжело болел. Они гораздо больше жалуются, и из-за отсутствия самообладания обычно оставляют без внимания самые лучшие медицинские рекомендации. Они с трудом выдерживают предписания диеты, не говоря уже о том, чтобы какое-то время воздерживаться от мяса и других любимых удовольствий. Эти симптомы являются, в первую очередь, доказательством отсутствия достаточного количества психической энергии, а также второстепенным признаком отсутствия самообладания, которое, в свою очередь, невозможно без психической энергии.

Здоровье человека вовсе не свидетельствует о том, что он располагает запасом психической энергии, но является, безусловно, большим преимуществом, важным и желанным для каждого Йога. Не без причины в Агни-Йоге дается очень много наставлений для сохранения здоровья. И не все инкарнации Йога отмечены одинаковой степенью трудностей, это зависит именно от рода исполняемой жизненной задачи и от состояния планеты. В период, когда вся планета уже больна и более или менее заражена ядами и радиоактивностью, здоровье многих людей также подорвано.

Однако лишь тот действительно имеет все основания говорить о психической энергии, кто в самых тяжких условиях, во всех отношениях испытал и доказал ее существование. Тяжелые болезни, преодолеваемые, прежде всего, мощью психической энергии, дают человеку ценные и важные познания и опыт, делают его еще более стойким и мужественным. Разумеется, напряжение может стать однажды столь огромным, что человеческое тело уже не способно выдержать его и разрушается.

Поэтому далеко не так важно, чтобы Йог обладал цветущим здоровьем и большой мускульной силой, намного важнее, чтобы дух его был замечательно здоровым и более нормальным, чем у массы людей вокруг. Именно в массах немало невежд, нигилистов, фантазеров, мечтателей и утопистов; ибо невежество есть признак непросвещенной толпы. Истинные реалисты, понимающие реальность жизни, обладают уже развитым духом и тем самым возвышаются над толпой. Именно поэтому они становятся одинокими путниками, которые, живя в известности или же оставаясь безвестными, способствуют прогрессу человечества и подготавливают его.

206. Пранаяма и Психическая энергия

Наука о дыхании, которую кроме хатха-йогов практикуют также раджа-йоги, имеет мало общего с пранаямой. Хатха-йоги занимаются контролем жизненного дыхания легких, тогда как древние раджа йоги понимают науку о дыхании как ментальное дыхание, поскольку благодаря овладению ментальным дыханием они достигают ясновидения, или восстановления функций третьего глаза, а также и различных других оккультных достижений.

Правильное, глубокое и ритмичное дыхание является важным средством исцеления для восстановления наших сил, как духовных, так и физических. Однако пранаяма в том виде, как она рекомендуется в трактатах по Хатха-Йоге, состоит, к сожалению, не только из инструкций по правильному и естественному дыханию, но также из указаний по задержке дыхания и его концентрации на определенных центрах в целях их воспламенения, и из различных других гимнастических упражнений. Добросовестный врач назначит своему пациенту ту дозу медикаментов, которая соответствует организму и виду болезни. Мышьяк также может быть полезен в малых количествах, но усиленный прием его может вызвать рак и отравление. Реклама Хатха-Йоги и ее инструкций, рекомендующих в целях сохранения моложавости, здоровья и приобретения особых психических способностей практиковать задержку дыхания и его концентрацию на центрах, хуже, чем продажа ядов, ибо яды разрушают только физическое тело, насилие же над тонкими центрами посредством механических упражнений, в конечном итоге, всегда приводит к духовной смерти.

Потому с пранаямой необходимо обращаться крайне осторожно и делать это упражнение ежедневно не более пяти минут, вдыхая через нос и сознательно направляя полученную таким образом силу праны на больные органы или на все тело, а затем снова выдыхая через рот. Представление о том, что при вдохе человек вбирает в себя чистейший Космический Огонь, или Прану, а при выдохе – отработанные, сгоревшие вещества покидают тело, имеет очень важное значение. Это все, что можно порекомендовать из дыхательных упражнений Йоги. Имеются, конечно, еще и другие полезные дыхательные упражнения, не имеющие непосредственного отношения к Йоге, однако, следует иметь в виду, что подобные дыхательные упражнения должны выполняться только на свежем воздухе, но не в отравленной, зараженной атмосфере больших городов. Намного более важным, чем все дыхательные упражнения, является пробуждение внутреннего огня, или психической энергии, ибо таким образом можно не только достигнуть значительно большего, но и преодолеть величайшие опасности.

“Куда же направляется внимание? Нужно понять, что в основании эволюции лежит усовершенствование, оно призывает к упрощению и к непосредственному общению с высшими мирами. Можно видеть, как пранаяма и прочие искусственные приемы разных йог могут быть заменены простым огненным сердцем…” (ИЕРАРХИЯ, § 297).

“Теперь вы можете тем более понять, почему Хатха-Йога не указана Нами. Она менее других устремляет человека к всеначальной энергии. Правда, она через совершенство мускульное и приказа воли медленно подвигает человека, но оставляет в небрежении самое основное, с чего нужно начать.

Зачем идти только снизу, когда лучшие дары Сверху. Разве не будет скорейшим продвижением познание самой основной энергии?

Не Хатха-Йог сказал: “Мир есть мысль”. (АУМ, § 540).

“Конечно, раздражение есть главный вред для огней. Можно посоветовать при признаках раздражения глубоко вдыхать десять раз. Явление вдыхания Праны имеет значение не только психическое, но и химическое, ибо Прана благодетельна для огней и погашает раздражение” (ИЕРАРХИЯ, § 272).

207. Агни-йога и Психическая энергия

“Часть Агни-Йоги, данная теперь, обращает внимание на психическую энергию, на зарождение огней и на утончение сознания. Когда эти начала будут приняты, можно перейти к утончению мышления. Так не будем думать, что Учение кончается” (Агни-Йога, § 614).

“Каждое время выбирает соответственное Учение. К такому часу все прежние Учения получают совершенно извращенный облик. Само человечество пытается принять самые нелепые умаления почитания отцов. Но каждая фаза Учения не исключает предыдущую. На это обстоятельство обращается мало внимания, ибо служители каждого Учения строят свое благополучие на отрицании предыдущих Учений. Но легко доказать беспрерывность того, что люди называют религией. В этой непрерывности ощущается один поток той же энергии. Называя ее психической энергией, говорим о той же Софии мира эллинов, или Сарасвати индусов! Святой Дух христиан являет признаки психической энергии так же, как созидающий Адонай Израиля или Митра, полный солнечной мощи. Конечно, никто не сомневается, что огонь Зороастра есть Огонь Пространства, который вы изучаете.

Психическая энергия соединяет Огонь с Материей Матрикс, и Учение Агни-Йоги не что иное, как выявление современного применения энергии, поток которой приближается вместе с Сатья-Югой. Это не есть изощрение спящей возможности, но есть озарение во времени. Потому Говорю: Учение не дается за деньги, оно не навязывается, оно знаменует Новую Эпоху. И неприятие или отрицание есть дело ваше, но оповещение неизбежно.

Можно понять эту Эпоху справедливо или уродливо, но приближение ее несомненно. Можно разрушить мгновенно слагаемое столетиями, но от безумия лишь безумие порождается. И не безумны ли те, кто пытается просуществовать без ума, ибо какой ум не питается психической энергией? К чему искать источник в темноте бессознания, если легко зажечь неугасимый огонь и приступить в полном сознании” (Агни-Йога, § 416).

“…Агни-Йога направляет человечество по простейшему пути. Один порыв бхакти опережает медленного жнани. Так же зажжение огня направляет по правильному назначению. Огонь утончает центры и дает чуткость, которая знает, где направление. Как тончайшие сосуды отливаются огнем. В отливке лучших изображений уничтожается старая форма. Но эти образы будут выше, нежели по форме сохраняемой.

Потому Напутствуем человечество, желая ему просто зажечь огни стремления и достижения. Эта панацея никого ничего не лишает и может быть изучаема и находима” (Агни-Йога, § 422).

“…Скажите сотрудникам всех стран, чтобы немедленно нашли способы утвердить жизнь советами Йоги. Слишком много говорящих и мало делающих. Не Вижу общих лекций, но нужны личные беседы. Также не нужно скрывать трудности и преимущества. Приурочивайте Йогу к мировым явлениям, ибо нужно дать систему жизни, без нее социальные движения превратятся в маскарад стариков. Строгая дисциплина свободы пересоздаст жизнь лишь при новом осознании реальности психической энергии, которая войдет в обиход жизни.

Твердите, что требуется новое осознание для применения в жизни” (Агни-Йога, § 199).

“Как начать Агни-Йогу? Прежде всего, следует осознать присутствие психической энергии, затем нужно осознать, что огонь составляет сущность духа. Конечно, полезно воздержание от мяса, овощи хороши, кроме нескольких, как спаржа, сельдерей и чеснок, который представляют медикаменты.

Также нужно иметь предосторожность против огненной болезни. Первое средство против нее будет осознание и управление психической энергией. Но как внешнее очищение можно применить эссенцию мору или, как ее называют, балю.

Когда вас спросят: “Дайте точные формулы”, — укажите на мору, как на первое средство для прибавления в воду омовения. Можно делать сильную эссенцию сока листа и корней. Если первая формула будет применена мудро, можно дать следующую. Но то же растение может быть даваемо внутрь с препаратом молока. Но раньше исследуйте внешне.

Потом не чуждайтесь утверждать, что валериан может быть мощным хранителем среди пламени. Как можно проще думайте о психической энергии. Ведь тонкие энергии не проявляются громом. Они проникают далекие слои атмосферы и потому признаки их особенно изысканны” (Агни-Йога, § 323).

“Может ли Йог чувствовать себя утомленным? Конечно, да, если даже он может болеть, но он будет знать, что новый запас энергии должен быть накоплен. Он будет знать, где энергия была перерасходована и спокойно применит валериан и мускус.

Счастье знать, что наш аппарат нуждается в возобновлении энергии. Усталость от прошлого есть счастье для будущего. Новое накопление всегда опережает прошлое. Значит, усталость есть наш друг. Благодаря ей мудрый змий сменяет кожу, но змий не жалит во время обновления. Змий знает, что удача обновления зависит от покоя. Потому человек, имеющий причину устать, разумно предпишет себе отдых, вызвав к работе совершенно другие центры” (Агни-Йога, § 241).

Успех Йога заключается не в том, что он обращается к массам и привлекает их, а в том, что в окружении Йога можно наблюдать сознательное и бессознательное подражание, добровольное или иногда менее добровольное. Люди постепенно начинают делать то же самое. Даже враги поневоле следуют тем же путем, при этом, часто проклиная их; и даже самые консервативные служители церкви пытаются как-то подлаживаться, чтобы не потерять свою паству.

Истинный йогический путь чрезвычайно труден. Поэтому лучше приступать к этому только тогда, когда чувствуешь себя достаточно сильным. Также лучше вообще не приближаться к нему, чем потом отпасть или стать предателем. Следовательно, по меньшей мере, легкомысленны все руководства, вербующие человека на путь Йоги, предварительно и своевременно не указывая ему на трудности и опасности этого пути. Лишь тот, кто достаточно продвинулся на духовном пути, накопив соответствующий опыт и качества в прежних воплощениях, может решиться на такой важный шаг, имея при этом шансы на успех. Нельзя в течение одной-единственной жизни стать великим художником, для этого необходимы накопления и опыт многочисленных воплощений и, прежде всего, долгие годы упорных усилий, огромное напряжение и интенсивное усердие. Абсолютно необходимым условием является проявление настойчивых устремлений по расширению и очищению сознания, которое только и дает нам возможность утончить центры и сделать их огненными. Развитие центров есть необходимое явление, сопровождающее расширение сознания. Из всех достижений труднее всего даются достижения духовные, ибо они связаны с ростом сознания.

Тот, кто следует Живой Этике, живет для будущего, живет сознанием временной и пространственной Беспредельности, и потому он знает, что искренние устремления и большие усилия никогда не останутся без положительных результатов. Устремление и усилия, приложенные в труде, являются основой всех достижений. Кристалл психической энергии, как подлинный философский камень, создается только неустанным целеустремленным трудом.

208. Агни-йога и развитие центров

“Высшее окружение монады происходит чистым Огнем. Если монада может облечься Огнем, то, значит, она может достичь Высших Сфер.

Агни Йог и Архат, оба, облекают свои монады Материей Люцидой. Когда огненные центры трансмутируют жизнь, тогда Мы говорим, что дух по восхождению устремляется. Потому непреложен закон огненного восхождения. Когда устремление космического зерна перестает давать пульсацию, тогда перестает существовать энергия жизни. Психическая энергия тесно связана с космическим зерном. Потому, когда пульсации зерна замирают, тогда приток психической энергии прекращается. Когда же огонь зерна действует, тогда психическая энергия имеет мощную пульсацию. Центры огненные пульсируют с Космосом, потому центры Агни Йога творят, отзываясь на все течения. Невидимо мощно творят огни Агни Йога и рекорды творчества Огня неисчерпаемы” (Беспредельность, § 354).

“Духоразумение появляется в сознании истинного Агни Йога. Сознание, вмещающее токи пространства и улавливающее формулу психической энергии, может войти в вихрь Кундалини…” (Беспредельность, § 22).

“Чутко отзывается на космическую вибрацию Агни-Йог. Каждая вибрация вызывает воспламенение центров. Устремление каждое вызывает космическую вибрацию. Мы называем это звучание психоактивностью, потому устремленность Агни Йога является ответом на космическую вибрацию — так утверждается психоактивность. Напряженность в высших мирах напряжена, как космическая сила…” (Беспредельность, § 245).

“Психоактивность, направленная на творчество лучших начинаний, присуща тонким огням Агни Йога. Когда уничтожаются лучшие начинания, тогда человечество спасается направленным творчеством Огня. Тогда посылается человечеству начертанное проявление Огня. Прямое следствие перерождения творческим Огнем — тонкие энергии создают новые возможности. Тонкие энергии устремляют все тела в новую сферу. Тонкие энергии трансмутируют творчество человека, и новое устремление дается явлением Агни Йога…” (Беспредельность, § 249).

“Новые энергии, конечно, направлены к совершенствованию жизни. Когда человечество примет понятие Пространственного Огня, тогда оно поймет, как происходит зарождение новых энергий. Когда Мы говорим о Пространственном Огне, то Мы имеем в виду те зерна, которые утверждают жизнь и которые напрягают все формы к проявлению. Потому восприятие Агни Йога так огненно. Потому устремление к космическому проводу так уявлено. Потому Утверждаю, что высшая восприимчивость центров уявлена для восприятия высшего. Так Утверждаю – центры дадут человечеству новую ценную науку”. (Беспредельность, § 457).

Развитие чакр, или центров Высшего Сознания связано с так называемыми “священными болями”, которых нельзя избежать. Речь не идет о болезнях в истинном смысле слова, однако, но и для них есть некоторые болеутоляющие средства. Этот вид болей еще не открыт медициной, а потому еще не исследован. В результате, для облегчения этого состояния назначаются совсем не те лекарства (более подробное освещение этого вопроса см. в лекции № 20 «Чакры, или центры Высшего Сознания» из серии «Письма о Живой Этике. Введение в Агни Йогу»).

“Священные боли не принадлежат ни к какому виду болезней. Такое необычное состояние может превышать все известные заболевания. Все становится так напряжено, что малейший удар может порвать эти натянутые струны. Как уже сказано, такое состояние еще усугубляется неестественным положением планеты. Болезнь планеты угрожает нагнетением сердцу. По глубокой причине издревле охраняли чуткие организмы. Название священных болей должно было обратить внимание на сердце, прикоснувшееся к тончайшим энергиям. Такие сердца нужно беречь. Они как провод высшего напряжения. Их нужно беречь и в домашнем быту, и во всей жизни. Если бы врачи были менее самомнительны, они стремились бы наблюдать такие редкие явления. Но, к сожалению, все особенные симптомы, скорее, отталкивают ленивых наблюдателей. Между тем, наряду с механизацией жизни должно происходить изучение высших энергий” (Братство, § 270).