I. ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ?

Оглавление

I. ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ?

При исследовании вопроса, что же, собственно, такое психическая энергия, целесообразно сначала дать пояснение с точки зрения АГНИ ЙОГИ и в заключение, в целях сопоставления и создания единой, целостной картины, кратко осветить представления, а также результаты научных и психических исследований.

1. Позитивное применение психической энергии и ее укрепляющее и созидательное воздействие

Майтрейя МОРИЯ сообщает следующее: “Можно заметить интересные опыты при фабричном труде. Каждый опытный работник знает, что машины требуют отдых. Трудно ближе определить это явление, но оно значительно знакомо даже тем, кто не имеет понятия о психомеханике.
Нам приходилось делать опыты на ткацких фабриках, где имеются сотни станков и до сотни довольно опытных работников. Станки просили отдых вне разрешаемой пропорции, вне зависимости от опытности ткача. Подвергая ткачей психическому испытанию, можно было ясно видеть, что в руках, обладавших психической энергией, станки менее нуждались в отдыхе, как бы живой ток сообщался станку и удлинял его жизнеспособность. Эта живая координация между работником и станком должна быть применена в общинах труда. Можно достигать этого выгодного условия лишь при изучении психомеханики.
Государственная задача — вызвать к жизни наиболее производительные условия, принимая меры и направляя ученых к облегчению жизни коллектива вплоть до анонимности” (ОБЩИНА, § 176).
“Также можно заметить насколько около одних людей изнашиваются вещи, тогда как другие точно чем-то охраняют их. Иногда ошибочно говорят: «На нем все горит». На самом деле как раз наоборот. Обращайте внимание на охранителей, они окажутся близкими Огню. Именно огненное начало сохраняет продолжительность существования вещей. Уже Говорил о воздействии психической энергии работников на качество производства, и здесь будем искать участие Огня. Психическая энергия будет огненно являть привхождение Огней Пространства” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 86).
Из результатов различных исследований, а также наблюдений повседневной жизни, которые каждый путем сравнения может провести на самом себе и в своем окружении, следует, что носитель положительной психической энергии воздействует на одежду, машины, аппараты и инструменты, — короче на все, что он многократно берет в свои руки, или с чем он длительное время соприкасается, бережно сохраняя и защищая их. Он оставляет на предметах, доверенных ему для ухода за ними, материальные наслоения, качество которых зависит от его благожелательного отношения и психической энергии. У людей, негативно применяющих свою психическую энергию, мы можем наблюдать явления противоположного характера. В этом случае психическая энергия человека не сохраняет, но разрушает предметы, к которым он прикасается.

2. Негативное и деструктивное применение психической энергии

“Правильно думаете о разнообразном воздействии человеческих излучений на окружающее. Убедительный пример можно видеть на воздействии человека на животных и на растения. Дайте в руки человека животное и растение и можете заметить разницу состояния объектов и типов уничтожения энергии жизни. Как вампир высасывает всадник коня, или охотник собаку, или садовник растение. Ищите причину в излучении человека.
Наблюдайте и пишите историю болезни духа. Физическое очевидное таит корни в давних накоплениях. Советую относиться холодно к людям с больными излучениями. Лечение холодом скорее всего укрепит их. Не нужно холодотерапию понимать как жестокость; ведь Мы напоминаем чутко отворить дверь каждому стучащемуся” (АГНИ ЙОГА, § 61).
“Говорят, на предателе рубаха горит. Можно заметить, как разрушаются вещи около нездоровой психической энергии” (ИЕРАРХИЯ, § 404).

3. Тонкоматериальность психической энергии

“Вы замечали, что физическое напряжение вызывает иногда проявление психической энергии. Это чисто механическое, материальное условие должно бы навести на мысль о материальности психической энергии. Эта материальность может легко быть установлена физическим способом. Нетрудно найти рефлексы физического напряжения. Не нужно ли искать по этим очевидным направлениям? Значит, духовные проявления вовсе не отвлеченны и могут быть измерены. Пусть они не очевидны для всех, но грубые действия могут попадать даже под глаза среднего человека. Люди часто проходят, не замечая даже крикливые краски. Если даже красный цвет будет иногда представляться зеленым, то такое же извращение будет встречаться и во всех областях” (АГНИ ЙОГА, § 590).
“Явление мощи и энергии удачно, когда явлена соизмеримость напряжения. Обоснование психической энергии, как вещества уловимого, даст новое мышление во всей жизни” (АГНИ ЙОГА, § 390).

4. Психическая энергия как Терос (защита)

“Психическая энергия иногда называлась Терос. В Герметических заветах можно найти выражение: «Воитель Терос поднял свой щит», — так указывалось на защитное значение психической энергии.
Слышали ли вы, чтобы йог был растерзан зверями? Не было такого случая, ибо против щита Тероса не дерзнет ни одно животное, в котором есть доля инстинкта. Дело лишь в том, чтобы вызвать Тероса Чаши наружу, к конечностям. Каналы Чаши разветвляются до всех конечностей, и некоторые могут ощущать свет Чаши с напряжением пальцев ног или рук или чуять свет колокола при соответствии Чаши. Все это не метафизика, но указание для применения в жизни. Защита нужна многим, почему же не пользоваться своим сокровищем?
Не трудно накоплять энергию Тероса, также не трудно вызывать ее наружу. Также не нужно терять сознание в решительный час, тогда не далеко до смертного глаза. Йог не убивает животного по своей воле, но злая воля разбивается о щит Тероса. Нужно понять, что не насильственная воля, но накопление Чаши дает и защиту и воздействие” (АГНИ ЙОГА, § 565).
“…Не говорю об йогах, но каждый, развивающий психическую энергию, будет защищен ею. Народ боится затрагивать человека, обладающего особыми силами. Мудрость помнит, как действует обратный удар, толкнувшийся о броню Тероса. Также помнит мудрость, что некоторые люди оставляют на вещах свое воздействие. Это верно, ибо психическая энергия отлагается на всех вещах прикосновением. Так можно следить за силой мысли и эманациями психической энергии.
Животные, особенно собаки, чуют эманации психической энергии. Ведь не по запаху они находят дом и хозяина, но по чему-то более существенному.
Спросят — как же начать приближаться к психической энергии? Для начала будете помнить, что эта энергия существует” (АГНИ ЙОГА, § 583).

5. Психическая энергия — тончайшая энергия

Наука уже стоит на пороге открытия существования тонких и тончайших энергий и частично признает их, однако, исследования до сих пор находятся на самой начальной стадии, несмотря на то, что некоторые факты и наблюдения настоятельно требуют своего разъяснения. Из осколков многочисленных исследований со временем сложится мозаика необходимых выводов.
Психическая энергия относится к разряду тончайших энергий. Характерный признак этих энергий состоит в том, что чем они тоньше, тем более мощным и проникающим воздействием они обладают. Эти тончайшие и сильнейшие лучи, для которых еще не созданы измерительные приборы, в настоящее время еще не исследованы.
Воздействие таких энергий может лишь частично восприниматься физическими органами чувств человека. Животные обладают в этом отношении намного лучшими способностями восприятия и превосходят в своих инстинктах самые чувствительные измерительные приборы. Но и человек, испытывая чувства симпатии или антипатии к кому-либо, также обладает способностью воспринимать тончайшие излучения и эманации. Порой достаточно неизмеримо малой частички этих энергий, чтобы вызвать огромный эффект, способный привести в движение массы.
Физические органы чувств и существующая на сегодняшний день измерительная аппаратура еще не способны воспринимать эту высочайшую, мощнейшую и тончайшую энергию, и именно психическую энергию, хотя она может привести к колоссальным изменениям в жизни человечества. Эти тончайшие энергии так тонки, поскольку они принадлежат уже не миру физическому, но Миру Тонкому, который таким путем воздействует на человека и на материю.
Вселенная беспредельна в многообразии своих проявлений, так же беспредельна в своем многообразии и психическая энергия. Иногда человеку может казаться, что он сам пришел к определенному выводу, и что он сам принял определенное решение. В действительности же на него из Тонкого Мира могла воздействовать тонкая, неощутимая и чужая энергия мысли, и только через восприятие этих мыслей или идей посредством тонкоматериального мыслительного аппарата созрело решение или пришло познание. Эти воздействия могут быть вначале абсолютно ничтожными и незначительными, тем не менее, они способны изменить всю жизнь человека.
Одного человека эти импульсы могут вдохновить на великие дела и достижения, а также на творческие свершения, другого же склонить к убийству и преступлению. К сожалению, физический мозг не способен фиксировать этот поток мыслей, а потому психоанализ при оценке комплексов, неврозов и, в особенности, болезней духа будет до тех пор стоять перед почти неразрешимой загадкой, перед величайшим Сфинксом, пока сообщения, поступающие из Высшей Сферы в область человеческого познания, не будут добросовестно перепроверены и приняты.
“Психическая энергия есть тончайшая, потому и обращение с нею должно быть возвышенно утонченно. Следует твердо запомнить, что сила психической энергии есть огненная мощь. Около огня проявленного и непроявленного нужно устремляться особенно осмотрительно. Нужно полюбить такую всенасыщающую энергию…” (АУМ, § 388).
“Какими земными словами выразить, что тончайшая энергия проявляется в каждом движении человека? Как утвердить, что та же энергия приводит в движении и миры? Как пояснить, что она же и в мысли и в действии? Она же и побуждающая, и останавливающая причина. Она же не мерит малое и великое. Кто поймет, где Первопричина всего? Кто же может пронести знание о великой энергии по всему свету?
Может быть написана книга о малых причинах и о великих следствиях. Конечно, такое определение возможно лишь от земного измерения. Но поучительно проследить, какие причины порождали большие следствия, — можно изумляться малости видимых причин. Многие даже вообще не упомнят ничтожных побуждений. Посмотрим, как могло получиться такое несоответствие? Можно найти объяснение в кармических причинах. Кроме того, человек трудно различает малое от великого.
Явленная психическая энергия должна напомнить о присутствии великой энергии во всем. Так научимся осмотрительно относиться к малому. Умейте помыслить о великой энергии” (АУМ, § 426).
“Да, да, да, обычная ошибка, что люди, даже допускающие тонкие энергии, неправильно представляют себе их действия. Появление тончайших энергий представляется чем-то громоподобным и физически поражающим. Невозможно представить людям, что их земная природа делает высшие энергии почти немыми и неощутимыми. Конечно, внутреннее воздействие бывает громадно, но мало сознаний, настолько подготовленных, чтобы воспринять эти Высшие Касания. Не нужно думать, что можно неподготовленно принимать посылки дальних Миров. Не следует огорчаться, если двойная природа, и земная, и тонкая не легко проявляются совместно. Придется опять вспомнить о земном сотрудничестве, которое усваивается с трудом. Оно часто возбуждает самые низкие страсти, вместо проявления разумного труда. Если даже сотрудничество редко уживается в малых кругах, то насколько труднее воспринимается синтез тончайших энергий! Говорим не для огорчения, но для привития терпения и устремления” (БРАТСТВО, § 416).

6. Психическая энергия как Пространственный Огонь (АГНИ)

Кто не слышал хоть раз об огненных людях или даже об огненных конях? Мудрость минувших столетий уже знала, что во всех существах в большей или меньшей степени присутствует невидимый Огонь, который мы сегодня более правильно называем психической энергией. Эволюция требует сближения каждого существа с Пространственным Огнем, который, однако, остается для физического зрения невидимым. Чем выше духовность, тем более огненной и пламенной, тем более светоносной будет духовная природа человека.
Как уже подсказывает немецкое слово “Begeisterung” (вдохновение), речь здесь идет о возжжении внутреннего огня или об усилении светоносной материи в человеке. Усиление огненной природы достигает, к примеру, у Адептов таких размеров, что они уже не могут являться среди людей в своей истинной, пламенной сущности без нанесения им вреда, так как чакры, или еще не возженные нервные центры людей, с которыми они вступают в контакт, при этом сгорели бы. Если же для выполнения определенного поручения они не предпочитают на некоторое время полностью подчинить часть своего духа земным условиям, то они пользуются делимостью духа и уплотненными астральными телами. С другой стороны, для своего существования Адепты не нуждаются в каких-либо аппаратах, ибо они полностью овладели материей и преодолели ее. Задача человеческой эволюции заключается в том, чтобы через духовное развитие, то есть через усиление своей светоносной природы овладеть материей и одухотворить ее. Это происходит не через создание аппаратов и не через изобретение химикалий и т. п., но, прежде всего, через пробуждение и обуздание внутреннего огня, то есть психической энергии. Техника есть лишь вспомогательное средство эволюции, и преувеличение ее значения задерживает истинное развитие человека, которое должно идти по линии одухотворения.
Стихия Огня есть основа Бытия во Вселенной, прежде всего, основа творческой деятельности. Без Огня нет энергии. Огонь есть одновременно стихия созидания и разрушения.
“…Давно сказано о двух огнях — огонь творящий и огонь истребляющий. Если первый сияет и греет, и возносит, то второй испепеляет и сжигает. Но Я обращал вас лишь к огню творящему. Вы видели на себе, как возможно приближение огня, и даже свет дня не мешал пространственным вестникам. И звезды начинали окружаться знаками. Нужно хранить эти огненные знаки и научиться собирать лучшие посылки сознания.
Не удар кулака, не угроза, но легкокрылое возношение ведет к Вратам. Опасайтесь будничного бездушия!” (АГНИ ЙОГА, § 401).
Всюду во Вселенной присутствует Огонь и Он содержит в себе все. Нет ни одной формы жизни, от самой низкой до самой высокой, которая бы не имела в своей основе Огня. Всякая жизнь во Вселенной начинается с Огня и завершается после охлаждения в материи также Огнем. Все миры зачинались Огнем, им же они очищаются и трансформируются.
Космическое Дыхание есть Огонь Мирового Пространства. Даже человеческая мысль есть Огонь. А тот огонь, который вызывается нами с помощью воспламеняющих средств и питается горючими материалами, и который мы ощущаем исключительно в процессе материального сгорания, снова возвращается после потребления питания в своей невидимой форме в Мировое Пространство.
Таким образом, существуют различные формы Огня — видимый и невидимый. Внутри этих групп мы различаем, в зависимости от целевого применения, Огонь созидающий и очищающий, а также Огонь истребляющий. На материальном плане, в зависимости от вида движения и применения магнетизма, мы получаем либо красный свет, либо синий, и, соответственно, либо теплый, либо холодный свет. В Тонком Мире Огонь истребляющий почти черного цвета, созидающий же — серебристый и голубоватый.
Необходимо различать также наземный и подземный Огонь. Они родственны друг другу, однако очень различны в своих проявлениях. В нынешнюю эпоху Огня и огненной трансмутации Земли подземный Огонь угрожает тотальным взрывом планеты. Поэтому техника, в полном соответствии с духом уничтожения, применяет сегодня в качестве движущих сил исключительно давление, расширение и взрыв. Вследствие этого Земля утратила естественное равновесие между огнем и водой, что грозит ей гибелью от Огня.
Во времена Атлантиды, около 800.000 лет до нашей эры, это равновесие было нарушено в пользу воды, в силу чего этот континент с высочайшим уровнем цивилизации, обладавший уже современной летательной техникой, погиб от чрезмерного подъема уровня воды. Необходимое равновесие между стихиями может быть установлено лишь путем истинного овладения психической энергией, ибо только благодаря ей в сфере техники могут быть открыты экологически чистые процессы, которые сделают возможным овладение Огнем.
Когда мы зажигаем свечу, мы привлекаем, таким образом, к земному проявлению Огонь, скрыто присутствующий в пространстве. Когда мы гасим свечу, Огонь снова возвращается в пространство, однако, уже в трансформированном состоянии. Большое значение здесь имеет то, с какими мыслями вызывалось это пламя, с добрыми или злыми намерениями. Огонь, привлеченный из пространства с добрыми намерениями, возвращает в пространство созидательные флюиды и после своего угасания зажигает надземные факелы совершенно иного значения, чем огонь умышленного поджога и разрушения.
“К чему называть огненную энергию психической? Только для лучшего усвоения большинством людей. На явлении психической энергии они еще примирятся, но понятие Огня будет совершенно неприемлемо. Не пугайте боящихся. Пусть они входят через свои двери. Наслоение названий не мешает сущности познавания. Люди боятся того, что им с детства показано грозным. Но не может иметь лишь один признак великая энергия” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 508)

7. Дух есть Космический Огонь

Дух есть Космический Огонь, как таковой он не может быть уничтожен, таким образом, Дух и в индивидуализированной форме является бессмертным. Дух есть энергия; однако, энергия не может проявиться без Материи. Так Дух без Материи есть ничто и должен соединиться с ней, то есть снизойти в нее, что, однако, означает принятие распятия. А потому очищение и возвращение пропитанного Материей или связанного с ней Духа является наивысшей мукой, которую превозносят люди, сознательно вступившие на путь “Голгофы”.
“Бог есть Дух” (Евангелие от Иоанна 4/24). Искра Божественного Духа оживляет каждого человека в виде Высшего Разума и присущей ему психической энергии, даже если они еще непосредственно в нем не проявлены. Задача человека состоит в том, чтобы, после соединения в нем Духа и Материи в единое целое, одухотворить Материю творческими качествами психической энергии. Человек, проникнутый Частицей Божественного Духа, через духовную душу, которая есть дитя Божье и, вместе с тем, Спаситель, должен преобразовывать неоформленную и потому более или менее бездуховную Материю, облагораживать и формировать низшие царства Природы, и придавать всему высшее качество и духовность. Это означает также, что все кажущиеся безжизненными предметы, доверенные человеку, необходимо обогатить благожелательной психической энергией, чтобы вызвать в элементах соответствующий отклик. Вспомним упомянутый вначале пример с машинами и одеждой.
Дух есть проявление Высших Сил, проводник Высших Энергий. Дух должен быть воспламенен, и при высоких явлениях он проявляется как невидимое пламя. Вспомним чудо Троицы.
Духовность есть качество, которое необходимо вырабатывать. Она дает человеку высшие этические качества. Духовный человек не будет лицемером, лжецом и трусом. Судить о духовном величии можно по способности быть выше всего, по терпимости, великодушию и сопротивлению злу.
Дух есть преобразователь присущих человеку положительных и отрицательных энергий. Дух связан с космическими вихрями и утверждает напряжение устремления. Духовный человек, знающий Космические Законы, напрягает все Огни, он полон решимости беспредельно трудиться и увлекает стремящихся за собой. Тот, кто притягивает Огонь, утверждает также связь с Космическим Магнитом, который управляет ходом мировых событий. Дух есть, вместе с тем, самый мощный представитель Космического Магнита и притягивает его силы. Творческий человек, в котором самостоятельно действует дух, способен оказывать влияние на ход мировых событий.
Обителью Духа является сердце. В мозге находится только интеллект. Дух бессмертен и всегда свободен, даже когда усталость овладевает телом. Духовная мощь отчетливо проявляется в Огнях истинного Агни Йога. Как только человек притягивается Космическим Магнитом, он обретает духовный путь. Дух сам является Огненным Магнитом. Бездуховность есть состояние, подобное смерти.
“Когда духовные искания покрывают тысячелетия, как же можно отрицать их достижения! Какие заблуждения происходят на почве отрицания огненных достижений! Так можно утверждать, что невидимые процессы являют человечеству мощь действия. Так нужно понять, что энергия духовная есть стихия космического огня, который движет жизнью и насыщает жизненные проявления. Мощь знания высших энергий есть ключ к бытию. Знаки психической энергии пространственно разлиты во всем мире, потому нужно прислушаться к пространственному огню” (ИЕРАРХИЯ, § 369).

8. Психическая энергия — огненная мощь

“…Мудрость всех веков указывает: «Познай самого себя!» В таком совете обращено внимание на самое сокровенное, которому суждено стать явным. Огненная мощь, временно названная психической энергией, даст человеку путь к счастью будущего. Не будем надеяться, что люди легко признают свое достояние. Они изобретут все доводы, чтобы опорочить каждое нахождение энергии. Они обойдут молчанием сужденное качество своего продвижения, но, тем не менее, путь — един!” (АУМ, § 371).
“Энергия может применяться решительно во всех случаях. Она может показать степень намагничивания предметов или воды. Она, как самый чуткий аппарат, может мгновенно улавливать колебания токов на дальнем расстоянии. Она может следить за мыслями каждой строки рукописи. Она есть показатель качества излучения. Она в руках добрых есть орудие добра.
Конечно, многие, по счастью, не знают подступа к мощи. Только при улучшении сознания можно доверить психическую энергию для широкого пользования. Пусть это доброе время наступит скорей! (АУМ, § 375).

9. Огненная энергия, или АГНИ

“Психическая энергия, иначе говоря, огненная энергия или Агни явлена в каждом живом существе. Каждый человек может различить в себе элементы плотные, тонкие и огненные. Там, где мы чувствуем проявление психической энергии, там уже область огненная. Из этих осколков можно складывать целое огненное миропонимание.” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 158)
“Только подумайте, что каждый из нас носит в себе Огонь единый, неизменный для всей Вселенной. Никто не желает представить себе, что сокровище вселенское в нем. Стихии являются не единственными для всего Космоса; изменение качеств их не дозволяет назвать их едиными, но огонь сердца одним своим магнитом соединяет все мировые строения. Нужно подумать об этом преимуществе. Нужно приложить это сокровище ко всему укладу жизни. Только один Свет Огня во всем мире. Мы можем понять явление Огня на самых дальних расстояниях. Нет в этом ни сверхъестественного, ни таинственного. Даже низший ученик уже слышал о всепроникающем Огне, но только не осознал в своем применении” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 7).
“Усилие необходимо при направлении огненной энергии, которую для сокращения будем называть Агни. Усилие это, конечно, не физического, даже не тонкого порядка. На Востоке понимают эту молниеносность. На западном языке вообще не существует обозначения этому тончайшему понятию. Потому так трудно говорить о Мире Огненном. Из языков восточных также это понятие иногда отмирает за непригодностью к современному сознанию. Так многие знаки Тао свелись к внешнему начертанию” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 116).
Огненные энергии присутствуют не только в человеке, следы этих энергий есть уже в семени и даже в минерале. Огонь есть космическое питание. Эта стихия еще важнее, чем вода, земля и воздух. Они также содержат огонь в виде теплоты.

10. Космический Огонь как основа эволюции

Космический Огонь очищает все: и земную атмосферу, и земную кору. Он вибрирует во всем Космосе, движется по спирали и распространяется в Космическом Пространстве. Ничто не может противостоять трансмутирующему Огню, но он содрогается при земных столкновениях. Космический Огонь охватывает все энергии жизни, вследствие чего он управляет всеми процессами развития в Космосе и является также жизнедателем для всего Космоса.
“…Если наступило время говорить о физически видимых отложениях психической энергии, значит действительность вступила в очевидность, значит люди должны неотложно стремиться к овладению психической энергией. Огонь Пространства и психическая энергия связаны между собой и представляют основание эволюции” (АГНИ ЙОГА § 477).
“Стихию Огня ничто заменить не может. Также не имеет заместителя психическая энергия. Самая самодовлеющая, самая утонченная, самая восходящая энергия есть истинная дочь огня. Не случайно зовем к огненной победительнице…” (АГНИ ЙОГА § 546).
“Многообразие психической энергии показывает ее мощь. Она не может оставаться в инертности. Она, как истинный Огонь, вибрирует и действует непрерывно. Люди могут думать, что их энергия спокойно спит, но в сущности она не может оставаться в бездействии. Такова связь ее с Энергией Высшей” (АУМ, § 268).
“Человеческой энергии нужно приходить в общение с Космическим Огнем. Человеческая энергия окунается в плотные слои, и каждое прободание этих слоев приносит высокое просветление. Огонь поражает все отбросы” (МИР ОГНЕННЫЙ I, §531).

11. Огонь и проявления психической энергии

“Явление огня принадлежит к редким манифестациям, ибо подвижность огня является выше момента уловимости глазом…” (АГНИ ЙОГА § 343).
“…Древен символ прямого восхождения. Кроме накопления сознания, что может способствовать этому восхождению? Тот же огонь. Эта стихия преображает путь. Огонь тел соединяется и питается Огнем Пространства. Явления психической энергии основаны на огне. Все феномены производятся огнем. И огонь освящает все входы…” (АГНИ ЙОГА § 308).
“Люди совершенно разучились понимать и применять свою психическую энергию. Они забыли, что каждая энергия, приведенная в действие, порождает инерцию. Почти невозможно остановить эту инерцию. Потому каждое проявление психической энергии порождает свое воздействие по инерции, иногда даже продолжительно. Можно уже видоизменить мысль, но следствие прошлой посылки все-таки будет пронизывать пространство, в этом сила психической энергии. Но качество заслуживает особой заботы. Можно лишь светлым сознанием управлять психической энергией, чтобы не засорять путь свой прошлыми посылками…” (АГНИ ЙОГА § 477).
“Главное — накопление психической энергии. К тому направляется воздействие. Много насекомых летают на огонь — и белые и черные, ибо огонь есть психическая энергия. Нужно понять, насколько привлекаются все психической энергией, потому нужно принять меры к правильному обращению с психической энергией” (АГНИ ЙОГА § 567).
“Сейсмограф показывает непрерывное трепетание почвы, но далеко не все эти землетрясения отмечаются чуткими организмами. Причина в том, что огонь бывает самого разнообразного качества. Кроме того, организм часто показывает малые знаки, которые смешиваются с пространственными воздействиями. Человеческий организм показывает гораздо больше различных знаков, нежели обычно принято думать. Особенно все, касающееся Огня, отмечается человеком. Объяснения такому преимуществу очень скудны. Скажут об утомлении или недомогании, или каком-то настроении, но воздействие огненной стихии будет забыто. Именно люди не представляют себе, что они окружены огнем, который действует на всеначальную энергию. Казалось бы, надо ценить все, что может укрепить начальную энергию. Давно сказано, что самость погашается огнем. Люди будут мыслить только от себя, пока не осознают огненного крещения. И само понятие о Братстве будет сухим остовом, пока не будет понята самая мощная стихия” (БРАТСТВО, § 203).

12. Пробуждение внутреннего огня и овладение им

“Овладение огнями сопряжено со многими опасностями. Не легко явить себе огни, но осознав их, трудно преодолеть свойства всепроникающей стихии. Существо, осознавшее огни, становится звучащим на зов пламени или пламеннозвучащим. Можно видеть пример в землетрясении, бывшем вчера. Сердце сестры Ур. опасно содрогнулось, ибо землетрясение есть следствие огня. Именно, все существо сотрясается от столкновения огня разного качества. Но явление огня настолько важно, как шаг эволюции, что советую проявлять особую осторожность во время овладения этой стихией. Ведь это представляет существенную часть опыта космических сношений.
Путь огня есть путь достижения. Следует проводить этот процесс без спешности, без раздражения, при покое. Можно догадаться, что Мы поможем, чтобы внешние обстоятельства не беспокоили. Но не следует знаки удачи принимать за знаки ужаса. Человечество любит принимать вынос сора за разрушение и начало строения за беспорядок. Потому будьте осмотрительны и действуйте без торопливости. Сроки Мы укажем” (АГНИ ЙОГА § 392).
Только общение с другими людьми разжигает наш внутренний огонь. Только вступая в контакт с другими людьми и получая таким путем возможность избавления от своих негативных качеств, можно духовно развиваться и пересмотреть свое развитие. Общение с другими людьми, духовная борьба и преодоление препятствий, которые как раз и вызывают внутренний огонь, обостряют и закаляют клинок нашего духа. Ни один человек не может развиваться, не испытывая сопротивления и не имея врагов. Противники являют собой неизбежные ступени на лестнице восхождения. Иногда можно временно удалиться от жизненной борьбы, чтобы обновить свои силы. Однако в длительной и полной уединенности невозможно достичь напряжения и умножения психической энергии, которая необходима для духовного утончения и совершенствования. Священный огонь должен постоянно гореть в нас.
На определенной ступени развития человек получает наедине так называемое огненное крещение. К сожалению, люди и этим понятием страшно злоупотребляют. В действительности речь идет о священном акте, который не может совершить ни один земной священнослужитель, так как не существует такого “Священного Совета”, который мог бы определить, кто достоин быть принятым в общину “Крещенных Огнем”, в общину “Возрожденных в Духе ”, а кто нет. Судить об этом могут только Адепты.
Огненное Крещение означает духовное преображение или ассимиляцию Пространственного Огня. При совершении этого действия происходит открытие различных нервных центров, или чакр. Накопление огненных энергий дает человеку возможность при переходе в Тонкий Мир сразу же вознестись в Сферы Высшие. Чем больше в нас психической энергии, тем выше она возносит нас. Эта энергия приобретается непоколебимым устремлением к самосовершенствованию и творческой деятельностью, при сохранении полной преданности Высокому Учителю или ведущему Адепту, которого когда-нибудь обретет каждый устремившийся.
Следует также заметить, что бром гасит внутренний огонь, а валериан разжигает его. Кроме того, вредными для развития психической энергии являются продукты, содержащие кровь, а также никотин, наркотики и алкоголь.

13. Огонь как лестница восхождения

“…О сердце мы твердили шестьсот раз, также готовы твердить о значении Огня шестьсот шестьдесят шесть раз, лишь бы утвердить определение Огня, как лестницу торжественную. Люди не могут прожить без обращения к Огню, в земном или в Тонком Мире они обращаются к высшему посредничеству. Но не об Огнепоклонничестве Мы говорим, ибо найдутся невежды и изуверы, которые попытаются возвести и это нелепое обвинение. Говорю о познании высшем, которое приведет тонкое тело наше к Огненному Миру” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 19).
“Окружись Огнем и стань невредим — Завет древнейший. Но при огрублении люди стали забывать о каком Огне указывалось мудрыми. Огонь стал физическим, и появились магические круги Огня. Так люди всегда умаляют сущность свою. Конечно всякий живой Огонь целителен, но никакая смола не может сравниться с Огнем сердца. Пусть хотя бы помнят о качестве земного Огня. Но, по истине, пришло время снова обратиться к первоисточнику. Иначе нельзя переступить границу, у которой уже стоит человечество. Оно испытывало и напрягло земные силы и встревожило мощь высшую. Только огненно озаренное сознание может соединить нарушенный мост восхождения” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 15).

14. Психическая энергия как посредник в познаниях

“Познавательность есть особое качество сознания. Оно не зависит от рассудка; не зависит от окружающей среды; не зависит от школьного образования, — оно слагается в области сердца. Человек, накопивший это качество, не может быть отрешен от познавания. Посредством психической энергии он найдет возможность познавать даже среди самых отвратных обстоятельств.
Особенно значительно наблюдать таких людей от малых лет. Они отличаются от окружающих их и как бы знают свое назначение. Иногда эти знания проявляются даже в неожиданных словах. Иногда сами действия ребенка показывают, насколько дух его ищет нечто определенное, но обычно не поняты такие стремления. Очень осмеяна священная особенность, зовущая к восхождению. Но в будущей эпохе именно такие особенные познаватели будут оценены” (АУМ, § 271).
“…Потому, отбирая огненных, смотрите на испытания, которые не замедлят представить.
Также при психической реакции явленный процесс нарастает. Также человек углубляет начатое направление. Мало кто может скрыть свою сущность.
При развитии огня можно неошибочно судить о встречных явлениях. Из давно указанного чувствознания брызжет огонь напряжения психической энергии. Что же скроется от него?” (АГНИ ЙОГА § 512).

15. Огненные действия и творчество

Огонь Духа является творческой энергией. Без психической энергии нет прогресса, нет культуры и творческих достижений. Изобретатели также не могут обойтись без нее. Эта энергия, берущая начало в познании Великого Космического Плана, привлекает великие Космические Огни и ведет к творчеству.
“В основании каждого существа заложено огненное творчество. Даже примитивные сознания имели понимание огня. Потенциал огня установлен как измерение прогресса. Каждая раса принимала огонь творческий, и потенциал творчества зависел от разбуженного сознания. Так каждая раса утверждала ступень своего развития. Огонь есть импульс жизни, импульс творчества, импульс устремления. Каждая сознательная устремленность даст духу познание своего потенциала. Каждая явленная пространственная мысль дает сознание духу. Потому когда Космос посылает человечеству свои дары, утверждается связь между магнитом и духом. Чуткость восприятия даст всем возможность приобщиться к космическому творчеству” (БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ II, § 641).
“Подвиги и все героические деяния суть действия огненные. Высшая энергия переносит людей через пропасть. Могут спросить — не огненная ли энергия участвует в подъеме злодейства? Именно та же энергия может поднять нож окровавленный, потому и советуем не обращать Огонь Благодати в пламень разрушения. Кроме вреда личного пламень разрушения заражает окружающее пространство. Больше того, злой пламень раздувается разлагающими вихрями низших слоев. Давно сказано, что грешники сами ад топят. Сами люди ответственны за количество зла. При этом огромное количество зла не осознано, и люди не желают признать, откуда эти ужасные ожоги. В разных странах вы видели различные изображения ада. Если эти формы осуществлены на Земле, тем самым они существуют в Мире Тонком. Насколько же на Земле нужно избегать всего безобразного! Огонь Благодати творит самые прекрасные преображения. Будем же этими трудящимися, благословенными кузнецами. Благодатные Огни высоко носимы вихрями дальних миров…” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 28).

16. Огонь и его явление в человеческом теле

“Скажут, что Огонь, как стихия, неуловим для наблюдения. Скажите — он показывается даже больше других стихий. Разве земля или вода больше явлены для человека при наблюдениях организма? Огонь легче показывается и в температуре, и в пульсе, и, главное, в том трепете, который сопровождает все огненные явления. Это не трепетание ужаса, но объединение с пульсом стихии. Разве вызывает трепет общение с землею или водою? Но Огонь, даже в малом размере, дает особую сенсацию. Так пусть не говорят о недостижимости Огня Пространства” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 24).
Обителью духа является тонкоматериальный эквивалент нашего сердца, психическая энергия также струится из нашего сердца. Сердце есть источник внутреннего огня, и его огонь самый сильный, он сильнее всех лучей. Огонь сердца очищает глубочайшую тьму, и пламя его самопожертвования дает духовную неуязвимость.
Огненные явления, а также огненные болезни проявляются чаще всего на коже. Живой огонь является лучшим средством против заражения, ибо огонь есть наилучший очиститель и, вместе с тем, защитник. Живой огонь отражает болезни, именно поэтому огонь открытого камина является наилучшим отоплением.
Однако необходимо укротить внутренний огонь и овладеть им, ибо как приятное тепло может незаметно перерасти в пожар, так и пожар центров может привести к смерти. Именно поэтому человечеству даются настоятельные предупреждения об опасности механических упражнений с целью развития чакр, как они практикуются в Хатхе Йоге, древнейшей, но в настоящее время устаревшей йогической системе.

17. Человек и Космический Огонь

“Огонь должен жить. Огню несвойственно бездействие. Энергия порождает энергии. Особенно вредно отрывать человека от привычного труда. Даже при низшем труде человек творит проявление огненной энергии. Отнимите от него труд, и он неминуемо впадет в маразм, иначе говоря, утеряет огонь жизни. Нельзя насаждать понятие отставных людей. Они стареют не от старости, но от погашения Огня. Когда Огонь погашается, не нужно думать, что не произойдет вреда для окружающего. Именно вред получается, когда пространство, занятое Огнем, вдруг становится доступно тлению. Это тление жизни противно закону Бытия. Наоборот, общество человеческое должно поддерживать Огонь во всем окружающем. Огонь Друидов напоминал о поддержании Огня жизни. Нельзя утушать Огонь ни в чем, хотя бы в самом малом. Потому не нарушайте праздник духа, хотя бы язык его был вам непонятен. Непонятое сегодня станет понятным завтра. Но угашенный Огонь не будет опять в этом назначении” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 62).
“Нельзя не поражаться, насколько люди не желают представить себе явление всепроникающей огненной стихии. Можно обратиться к избитому примеру кислорода в состоянии твердом, жидком, газообразном и даже эфирном. Люди примут такое движение вещества совершенно спокойно, но никогда не перенесут такой поразительный пример на огненную стихию. Огонь слишком запечатлелся в грубейшей форме, но воображение людей настолько не развито, что не может продлить и утончить грубую форму в беспредельность. Люди скажут — почему мы не видим Огненных Существ? При этом они скорее попытаются укорить Мир Огненный, нежели подумать об условиях своего сознания” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 572).
“Нельзя помыслить даже, к чему направится человечество, если не очистится Огнем. Устремления к Миру Огненному дадут первые проблески Агни. Многие позорные действия отпадут как шелуха при одной мысли о Мире Огненном. Нельзя достичь никакими проповедями извне того оздоровления, которое создается одною искрою изнутри. Но трудно толкнуть сознание по высшей мере. Не устанем подвигать сознание к этому первому озарению, последующее уже легче.”(МИР ОГНЕННЫЙ I, § 439).

18. Психическая энергия и Фохат

В “Агни Пуранах” говорится о Субъективном Элементе — Едином Божестве, — который в потенциальном состоянии находится в недрах Космической природы, как огонь, сокрытый в куске сухого дерева, и так же, как масло существует в сердце кунжутного дерева. Этот Субъективный Элемент сокрыто покоится в Природе как психический свидетель или духовное начало, совершенно нейтральное и лишенное каких бы то ни было действий. Это сочетание Субъективного Элемента и Космической Природы объединяется силою, называемой “Фохатом” или Космическим Электричеством. Оно содержит все эмбрионы и основные свойства Материи, которые должны вновь последовательно развиться из этого сочетания Космической Природы и “Пумана-Духа” в Субъективный Элемент, то есть Единое Божество.
“…Конечно, вы знаете, что так называемое электричество представляет грубейшую форму видимой энергии Фохата. Но, когда аккумулятор очищенного сердца проводит явление тонкого Фохата, то свет особого качества происходит от любой поверхности. Фохат всюду наслаивается, нужно лишь проявить достаточно чутким аппаратом. Таким аккумулятором может быть лишь сердце. Конечно это не может быть легким, когда от тигра до Фохата нужно воспринять множество энергий” (СЕРДЦЕ, § 291).
“Когда дифференциация элементов произошла, не разобщилась космическая сила. Разное проявление Космических Огней есть одно вращение колеса Фохата. Фохат во всем, и разные явления несут его выражение. Ур. знает мириады искр Фохата, когда искры Materia Matrix наполняют пространство. Каждая искра есть сущность Бытия. Каждая частица есть сущность разнообразных форм. Каждый атом дышит Фохатом. Едины Фохат и его искры, также и Вселенная едина во всех ее формах.
Дифференциация происходит от вращения, но произвола нет. Сила вращения и влечения обогащает Космос явлениями действия огней. Следствие пространственных волн призывает сознательное творчество. Творчество Космоса и импульс сознания являются двигателями энергии, потому разобщить в Вечности ничто нельзя…” (БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ I, § 39).
“Фохат так мало понят именно как вездесущий Огонь. Так же мало понимается Лаборатория Вселенной. Великое Выдыхание и Вдыхание Космоса нужно применить ко всем проявлениям. Именно, не задумываются над общением сил выдаваемых и сил возвращаемых в сокровищницу Космоса… Невежды удивляются, что Тонкий Мир бывает хаотичен, но нужно подумать, как фохатические искры остаются не оплодотворенными и сколько сил остаются неприложенными или искаженными” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 268).
“Именно, самое высокое стремится к Огненному Принципу, тогда как сознание низшее творит Образ Высший по подобию своему. Вместимость малого сознания будет соответствовать созданному Облику, потому и столько явленных извращений! Как можно малое сознание наполнить Всеобъемлющим Понятием, когда всеобъемлемость приводит дух в исступление. Скажу — тяжко человеческое мышление! Пространственный горизонт доступен лишь тому, кто знает Всеобъемлемость Принципа, ибо царственный дух может слиться с Высшим Принципом точно так же, как Макрокосм слит с микрокосмом. Потому дух малый не может слиться с Огненным Принципом. Мощь огненная открывает все Горнило, явленное тому, кто ощущает пульс Мира Огненного. Это животворящее Начало строит жизнь на Фохате. Так запомним, что лишь малое сознание отрицает, но дух огненный всеобъемлет. На пути к Миру Огненному запомним о великом Принципе” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 269).
“Фохат проникает во все явления, которые насыщают жизнь. Именно, в духовные явления притягиваются искры Фохата, ибо Огонь Космический насыщает тождественные утверждения. Потому прикосновение к течению Космического Магнита притягивает фохатические искры. Эти огненные помощники утверждают каждое заградительное явление. Так же как действует заградительная сеть вокруг тела, так же действует и фохатическая сеть. Связь между заградительной сетью и фохатической состоит из тех же огненных спиралей, которые исходят от недр центров. Фохатическая сеть, именно, является тем магнитным телом, которое дух при мощном устремлении и напряжении сплетает вокруг всех явлений, которые дух желает оградить. Так цементируется пространство и каждое напряженное действие, идущее с Космическим Магнитом” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 273).
“Пространственный Огонь содержит в себе те фохатические искры, которые притягиваются ко всем жизненным проявлениям в Космосе. Так эти искры питают каждую жизнь, и смотря по потенциалу существа, эти искры умножаются в своем устремленном притяжении…” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 270).
“Искры Фохатические показывают степень напряжения, именно неповторяемое напряжение среди всего Мира. Не знаете и не можете вообразить степень столкновений” (МИР ОГНЕННЫЙ II, § 271).
“…Когда человечество поймет искры Фохата и примет неисчислимые проявления несцепленной еще материи, тогда будем уявлять новые формулы. Половина явлений космических сил ждет в Вечности и для человечества…” (БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ I, §41).
“Из фохатических искр тянутся различные нити и каналы передачи, по которым тонкие энергии могут устремляться в пространстве. Фохатические искры, примененные огненным сознанием, принимают и собирают, ибо они насыщены огненными эманациями духа и сердца. Эти токи могут противостать всем пространственным усилиям, ибо напрягаются огненной волей. Сказано: «Поднявший меч от меча погибнет». Именно, не от Меча Духа, но от разрушающего меча, имя которому злостное устремление самости. Именно, фохатические искры могут противостать этому мечу. Там, где грубый физический меч, там и гибель. Но высок и неуязвим Меч Духа, ибо с ним Силы Небесные” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 276).
“Сущность устремления зависит от потенциала духа. Стремление к слиянию с Космосом направляет дух к значению единства во всей Вселенной. Сознание, что дух является породителем всего сущего и носителем порожденного, заставит человека понять все кармические узы. Все существующие законы Космического Строительства указывают на это нерасторжимое единство. Как же иначе объяснить события мира?
Все Светоносители являют дозор этому единству. Питаемый единством Космического Огня, каждый дух равняется фохатической искре. На пути к Миру Огненному возрожденным сознанием устремимся к слиянию с Космосом” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 316).
“…сердце пламенное может утверждать каждое явление. Ибо явленный магнит сердца притягивает фохатические искры. Потому сердце, которое творит во имя Космического Права, имеет ту мощную силу и собирает фохатические искры и облекает ими те явления, которые напрягаются для творчества. Этот магнит слитого сердца творит на всех планах. Потому Наше Сердце творит так огненно. Есть сердце, которое может вместить каждую утвержденную степень Огня. Такое сердце может утверждаться лишь Космическим Правом. Сердце, познавшее Космическое Право, имеет все Огни” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 274).
Фохат имеет отношение к Божественной Любви, ибо она есть ничто иное, как великий Принцип Притяжения или Сродства, или же Фохат в ипостаси Божественной Любви, электрической силы сродства и симпатии, аллегорически проявленной как стремление к чистому Духу, к Лучу, который неразделим с Единым, с Абсолютом.
“Неприметное человечеству явление Космических Огней представляет самое главное действие Космического Магнита. Утверждение магнита жизни наукою стало для дальнейших продвижений человечества. Связь магнита с жизнью даст соотношение со всем космическим циклом.
МЫ подымаем человечество из состояния низшей сферы в сферу беспредельной мысли. Ограничение заключает дух в ту замкнутую цепь, которая так уничтожает лучшие космические течения. В беспредельной мысли заключается все космическое действие, и Фохат творит из Материи Люциды. Поучительно знать, что самый огненный процесс может быть достигнут духом и трансмутация огней устремляет к дальнейшему процессу. Так цепь проявлений устремлений утверждает беспредельный мир совместного творчества” (БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ I, § 191).
Фохат есть огненная энергия. Непосредственное соприкасание Фохатических Искр с неподготовленным организмом может опалить и причинить мучительную огненную смерть. В одном из своих писем Елена Рерих сообщает о том, что она видела и созерцала физическими глазами разложение солнечного луча на миллиарды световых Искр Фохата. После этого она ощутила легкое опаление центров. М.М. показал ей также кристаллы Материи Люциды.
“…Вы знаете, как трудно увидеть Фохат, какие многолетние накопления требуются для очевидности этой энергии. Но что скажет слабый дух, если он узнает, что за Фохатом находится Парафохат, который питается Панфохатом. Эти энергии могут наполнять радостью и любовью лишь сильное сознание…” (АГНИ ЙОГА § 403).
“…МЫ зовем к Первоисточнику зарождения. Мы веками прилагаем Наше устремление дать человечеству радость Бытия, но участники Космоса являют недогадливость и мечтают иметь спокойствие и завершение одною оболочкою. Нужно понять, что ткань пряжи состоит из многих нитей и явление пряжи повторено множество раз. Ткань Космическая состоит из всех проявлений психической энергии и украшена Материей Люцидою. Путь украшен устремлением к Беспредельности. (БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ I, § 71).

19. Психическая энергия и Материя Люцида

Материя Люцида есть стадия Первичной Материи на Астральном Плане (в Тонком Мире), которая не может быть исследована физическими аппаратами, хотя и она имеет свои границы. За ней есть еще Materia Matrix, которая находится уже за пределами Астрального Плана. Materia Matrix есть сама Первичная Материя, эквивалент индийской Мулапракрити, Акаши, Первичной Субстанции. Она является тончайшей, сверхчувственной, духовной субстанцией, наполняющей все Пространство, Mysterium Magnum алхимиков, которые о ней уже знали.
“…Материя Люцида является тем устремлением, которое созидает тонкие энергии. Дух и Материя Люцида творят тождественно. Великий творец дух создает все устремления…” (БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ I, § 289).
“Кристалл Материи Люциды может быть редко показан в такую величину, как видели вы. Для этого нужно было удачное стечение магнитных токов. Он является как бы притянутым камнем. Он также обостряет центр третьего глаза и является также материалом астрального построения высшего плана. Он принадлежит к тончайшим энергиям и будет ингредиентом в формуле обещанной человечеству энергии, если человечество захочет принять ее. Этот свет может быть усилен до бесконечности и даст освещение, не требующее затраты материалов и принимающее любые формы. Ту задачу можно дать, но нужно желание человечества, иначе нельзя давать ток тончайших энергий. Силы этих энергий связаны с психической энергией, потому всякое злоупотребление будет губительно.
Нужно помнить, что не только в видах освещения, но и в отношении целебном светящаяся материя незаменима. Ведь она будет лучшим средством для успокоения нервов, ибо представляет мост между психической энергией человечества и энергией космической, резервуар которой неисчерпаем” (АГНИ ЙОГА, § 214).
Материя Люцида, облекающая высших Духов, вполне зрима для человека, обладающего открытыми центрами, и представляет собой тончайшую, но все же непрозрачную Светящуюся Материю, отливающую всеми оттенками тонов, известных и неизвестных нашему физическому плану. Ошибочно представлять себе Материю Люциду как прозрачную. Тонкоматериальная и облекающая материя обладает и на высших планах соответствующей плотностью и зримостью.

20. Фохат и MateriaMatrix

“Духовности полный сосуд — так называем людей, которые на основании прошлых жизней, в решимости подвига расширяют сознание и тем входят в понимание основ эволюции. Если это определение кому-то покажется ненаучным, то можно ли назвать подвижника Лейденской банкой? Именно так собирается внешняя энергия и в срок следует разряд. Тяжко бывает напряжение, когда потенциал готов, но срок еще не наступил. Тяжко бывает потому, что чуткий аппарат воспринимает особо опасные части Первичной Материи.
Как известно, сама Первичная Материя — Materia Matrix не проникает до земной сферы вследствие турбильона зараженных низших слоев, но так называемый Фохат, представляющий грануляцию Первичной Материи, в виде искр может достигать земную поверхность, и даже может быть уловим некоторым зрением, когда солнечный луч пересекает химический планетный луч, окрашивая искры по химическому составу луча.
Кроме Фохата земную поверхность достигают истечения светоносной материи — Materia Lucida. Для некоторого зрения она представится световыми потоками и пятнами в пространстве. Эти химические явления могут быть принимаемы за особенность глаза или даже за дефект зрения, но знание покажет, какое глубокое значение они имеют для организма.
С одной стороны, воздействие осознанных искр Фохата и потоки Материи Люциды благодетельны, они наполняют дух сознанием необходимости эволюции, с другой, они могут давать ожоги и угрожать воспламенением центров, будучи частями огненной стихии. Явления огненной стихии можно сравнить с наиболее напряженным цветом электричества, но световая схема электричества ограничена, тогда как разнообразие химических световых искр Фохата превосходит всякое воображение. Тип света Фохата равен драгоценным кристаллам. Питая психическую энергию, Фохат прокладывает путь к дальним мирам, между тем, как Материя Люцида ткет укрепление сознания. Одно укрепляет, другое толкает в беспредельную бездну совершенствования. Эти прекрасные дары великого АУМ!” (АГНИ ЙОГА, § 144).

21. Психическая энергия и АУМ

АУМ, произносимый как ОМ, превратившийся на Западе в AMEN (в русск. яз. АМИНЬ, прим. пер.), есть синоним молитвы, которая является проявлением психической энергии или молением о защите. Его следует произносить перед началом молитвы.
“…Великий АУМ есть психическая энергия, питаемая праною. Можно рассматривать ее, как физический орган, ибо она поддается изменениям. Ощущение этого всесвязующего органа должно наполнить радостью каждого общинника. Такая кооперация позволяет думать и о мировых размерах. С этого сознания начинается ощущение возможности управления психической энергией.
Утверждение поможет захотеть привести в действие найденный орган. Желание при сознании ответственности приведет к нахождению Учителя. Все дело в качестве и расширении сознания.
Говорил — можно, никогда не запрещал. Если будете искать ближайший коррелят психической энергии, это будет действие” (ОБЩИНА, § 221).
“Можно всюду следить, как люди расчленяют одно понятие по своему. Энергия психическая — тонкая, огненная, божественная Аум. Так называют ту же основу, но полагая, что вносят лучшее определение. Удвоив внимание, видим, что не полезны такие расчленения. Пора опять начать собирание. Нужно очень утвердить смысл земного бытия. Нужно упростить его. Нужно поверх всех забот помнить, что путь долог и следует запастись терпением и мыслью о всем полезном в пути. Но следует такую необходимость уметь сделать для себя радостной. Без этого качества сердце будет, все-таки, смущаться и тем обессиливать. Также следует познать, что мужество неразрывно с радостью…” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 597).
“АУМ в своем высшем звучании приводит сознание в лучшее состояние для наблюдений за психической энергией. Можно радоваться, когда простыми средствами можно приближаться к очень важному и наглядному опыту” (АУМ, § 207)
“АУМ, как высшая вибрация, может звучать для настроения психической энергии. Каждая арфа должна быть настроенной, тем более психическая энергия подвергается всем космическим вибрациям и должна быть приводима в спокойное состояние. При старинных рассуждениях о всеначальной энергии, часто именно АУМ заключал стих советов…” (АУМ, § 561) (Примечание: см. “Аминь” в молитве).
“Символ сочетания высших энергий есть АУМ. На пути труда познается ритм и понятие энергии” (АУМ, § 600).
“Однажды спросили йога, как он психологирует пространство? Он ответил — эманация психической энергии подобна благоуханию цветов. Зачем напрягать то, что возносится к высшему АУМ? Тончайший эфир растворяет потоки психической энергии, и люди вдыхают его. Так происходит воздействие” (АГНИ ЙОГА, § 643).
“Если земные вещества так различно действуют на людей, то насколько же различно на них воздействие высших энергий. Люди издавна поняли, что для правильного восприятия этих лучей нужно привести организм в гармоническое состояние. Мудрые послали для того силу священных воззваний. Аум или в звучании ОМ было таким синтезом звуковых устремлений. Молитва, умное делание являются превосходными достижениями, оздоравливающими состояние духа. Каждый по-своему вносил помогающее явление в сосредоточие духа; кто искал решения в музыке, кто в пении, кто в танцах; были даже грубые способы доведения до опьянения и исступления. Много уклонений и заблуждений, но в основании человек стремился к созданию особо возвышенного настроения, способствующего приятию высших энергий” (АУМ, §4).
“Когда вдумаетесь, то увидите путь Наш. Мы готовы помочь везде, где закон разрешает. Мы скорбим, когда видим, что не дойдя до спасительной черты, безумцы бросаются в бездну. Сколько мыслей бывает потрачено, чтобы довести до простейшего и лучшего следствия. Но часто тьма окутывает безумцев, и они дерзают покушаться на Высшее. Подобное бывает, когда в океанскую волну бросить камень. Правда, он даст немного брызг, но разве повлияет он на мощное течение? Так бывает со всеми выпадами против великих энергий. Самое свирепое нападение разбивается о скалу непобедимого духа. Хвастовство сил темных лишь показывает их безумие. Мощное АУМ покроет самое безумное ярое нападение” (АУМ, § 6).
“К чему говорить — АУМ, если можно сказать — молитва? В сущности, это то же самое, только по древности и утончению созвучие АУМ будет сильнее по вибрации. Пусть созвучие около высшего Понятия будет обдумано. Слово есть вибрация, такие созвучия нужны для гармонии пространства…” (АУМ, § 25).
“АУМ звучит не как имя, но как понятие. Постигающий придет к звучанию, которое созвучит с музыкой сфер. Можно лишь редко услышать земным ухом это звучание сфер, но невежда примет это звучание за шум в ухе.
Так пойдем туда, где звучит сама Беспредельность…” (АУМ, § 79).
“АУМ подробно объяснен в разных писаниях. Тонкость вибраций и мудрость звучания, и красота построения давно известны, но если сердце мертво, то даже такой «сезам» не откроет затвора.
Опять надо помнить о соизмеримости и укреплении сущности сердца. Бессердечию не доступен АУМ!” (АУМ, § 114).
“Нужно радоваться приближению каждого врача, пожелавшего изучать основы сближения Миров. Когда тройной знак ведет к Триединству, тогда наблюдения над человеческим организмом становятся нужными и необходимыми. Основа троичности может сказываться во всем организме. Врач должен быть осведомлен о Мире Тонком и Высшем. Лишь от такого соображения он может уловить тончайшие состояния организма. И для него не будет пустым звуком — АУМ!” (АУМ, § 129).
“Ко многим определениям слова АУМ припомним, что А есть Мысль — Основа, У есть Свет — Начало и М есть Тайна, Сокровенное” (АУМ, § 132).
“…Уже много раз Мы указывали на значение мыслей и снова будем возвращаться к тому же. Как больным нужно повторять лекарство, так не устанем утверждать первую основу — АУМ!” (АУМ, § 142).
“Для каждого истинного познавания нужно полное доверие и естественность. Следует очень утверждать эти познавания, как основу преуспеяния. Можно доказать, что сомнение и искусственность будут злейшими врагами. Они поглощают жизненную энергию. Они — как острые преграды. Сколько сил нужно положить, чтобы продолжить путь прыжками убийственными. Потому сокровенное звучание может вернуть мысль к основе и Свету…” (АУМ, § 161).
“Найдутся такие враждебные люди, которые заподозрят в слове АУМ нечто невместное. Скажут они: «Зачем забыты другие прекрасные символы? Какой умысел в не упоминании других превосходных понятий?»
Скажем: «Ничто не забыто, ничто не умалено, ничто не разрушено. Мы не умалители и не страдаем высокомерием. Но никто не может отнять древности понятия АУМ во всей его знаменательной троичности. Не следует отбрасывать знаки первоначальные. Вместо враждебной невежественности, лучше проявите человечность и покажите любовь к познаванию. Преуспейте любовью!” (АУМ, § 215).
“Могут вам объяснить, что три буквы «АУМ» означают — прошлое, настоящее и будущее. И такое значение имеет основание. Основа — прошлое, Свет — настоящее и приближение к Сокровенному — в будущем. Конечно, сеятели разных толкований имеют в виду лучшие разъяснения. Но такие объяснения часто направлены от земного понимания. Мысль не имеет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего — мысль вечна, как Беспредельность. Если будем рассуждать о Беспредельности, то все меры изменятся, вырастут понятия конечного и беспредельного. В бесконечном не будет произвольных толкований, ибо в Беспредельности все вмещается.
Потому, когда говорим о величии основ, то убережемся от применения земных мер. Тем более не будем основываться на конечном, ибо в сущности конечного не существует” (АУМ, § 241).
“Предложат и такое толкование АУМ: первое — на основе проявленное; второе — явленное в тончайших энергиях, третье — Несказуемое в огне и величии. Каждое толкование в сущности сводится к тому же троичному построению, от которого, как от Истины, не уйти…” (АУМ, § 252).
“Во многих странах, когда люди хотят подтвердить непоколебимо, они торжественно произносят слово Аmen или Аминь. Явление многих слов можно установить в древних источниках. Когда посмотрим значение слова Amen по-гречески, по-еврейски, по-египетски и по-сумерийски, то через многие ступени придем к тому же утверждению троичного символа.
Так, вместо разъединения, знание лишь научит объединению. Только злые в природе своей могут стремиться к умалению и разъединению. Каждый последователь знания найдет всюду золотой путь к единству Величия и Света” (АУМ, § 255).
“Можно замечать насколько космические токи усугубляют реакцию разных органов. Можно видеть как бы колебания слуха, зрения, утруждение солнечного сплетения, напряжение связок и яркое горение центров. Микрокосм отвечает бурям Макрокосма. Сколько явленной стойкости нужно найти в себе! Чем может человек преодолеть напряжение пространства? АУМ, как звучание гармонии, будет целителем” (АУМ, § 585).
“АУМ негармоничный обернется в разрушительное орудие. Самое Высшее Собеседование обратится в сквернословие, если оно не очистится огнем сердца… Могут невежды создавать судороги в познавании, восстания и разрушения. Именно запретом невежды вызывают волны хаоса, но закон вселенский преодолевает все темные уловки.
Невежество должно быть рассеяно” (АУМ, § 595).

22. Психическая энергия и Дух Святой

Дух Святой, ошибочно принимаемый в церковных учениях за Божественную личность, в действительности является Высшей Формой Психической Энергии, которая может сообщаться всякому человеку, идущему по пути Духа. Дух Святой есть бесконечно делимая, светоносная Духовная Материя, наделенная Высшим Разумом и представляющая собой, по сути, сам Высший Разум.
Ведь если подумать, что даже шаровая молния, являющаяся низшей формой фохатического электрического разряда, может совершать некие разумные действия, которые выявляют определенную продуманность, то можно представить себе также одаренную разумом Высшую Световую Материю.
Явление Духа Святого относится к редчайшим проявлениям Первоначальной Энергии. Эти проявления происходят в виде яркой светящейся Точки в таком же ярком круге. Символ, которым астрологи обозначают Солнце. Слева и справа от этого солнечного символа располагаются волны или крылья, в которых можно узнать колебания Психической Энергии и ее проникновение в плотно-физическую сферу. Тот, кому посчастливилось увидеть этот огненный символ, который в чертежном исполнении выглядит так, как на нижеследующем рис. 1, может, не напрягая фантазии, установить сходство с голубем, причем точка в центре круга изображает голову, сам круг — туловище, а волны являются крыльями птицы.
Пришло время сказать о значении этого символа, о котором евангелист Иоанн писал следующее: “Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя…” (Ев. Иоанна 1/32). Со временем отцы церкви утратили знание о значении этого огненного символа ввиду отсутствия связи с Миром Высшим.
Дух Святой не является, таким образом, ни голубем, ни Божественной личностью, но Высшей Формой Разумной Психической Энергии, которая, как часть Пространственного Огня, может проявляться в описанном виде на земном плане посредством Материи Люциды. Такие явления, однако, крайне редки, так как физическое сердце не выдерживает сопровождающие их космические вихри.
Рис.1 (Fig.1)

Символ Святого Духа

23. Психическая энергия есть Магнит

“Магнитом также называют психическую энергию, и в таком определении много истины. Ведь закон притяжения и отталкивания особенно отзвучит на психическую энергию. Невозможно без содействия энергии отмечать положительные и отрицательные свойства. Потому напоминание о магните будет весьма целесообразным, когда хотят отметить притяжение психической энергии” (АУМ, § 474).
“Вы ставите светоч, и немедленно из тьмы устремляется к нему множество насекомых. Вы утверждаете психическую энергию и немедленно к ней прикладываете различные обстоятельства, малые и великие, далекие и близкие. Психическая энергия является настоящим магнитом. Многие будут удивлены узнать, что магнит металла и психическая энергия движимы одной энергией. Это основная энергия сознания распространяется стихией огня во всем. Иногда она неуловима, но часто или космически устремлена, или собрана развитым сознанием, и тогда даже неглубокое наблюдение может установить явные следствия. Так можно соединить самые противоположные области к одному источнику.
Как не понять, что при обширном числе мировых энергий некоторые из них действуют на неожиданные центры, тем соединяя различные царства природы. Так камень приближается к человеческому сознанию.
Конечно, современная наука уклоняется объяснить сущность магнита. Волны сознания, как поток океана, начертывают в пространстве образы созидания. Мало наблюдаются магнитные токи в самых различных сущностях, но массовая мысль человечества уже знакома.
Как зараза от невидимой причины, разносятся одинаковые мысли, нечто их собирает, напрягает и усиливает. Те, кто помещали магнит над теменем для углубления сознания, знали остатки великого Учения. Собирая магнитные волны из различных областей, они усиливали запас своей психической энергии. Можно действительно объединить несколько токов и получить обновление сознания. Для этого прежде всего нужно научиться допускать, это первое условие для развития сознания” (АГНИ ЙОГА, § 255).
“…Где граница воздействия огня? Магнит и огонь не связаны ли? Что питает сущность магнита? До сих пор люди не имеют аппарата для измерения напряжения огня пространства. Но могут существовать металлы, которые дадут чувствительность на огненные волны. Многие реакции, которые до сего времени казались тончайшими, скоро поразят своей первобытностью. Конечно, люди, прежде всего, замечали очевидные элементы, но саму всепроникающую энергию не пытались еще конденсировать.
Предложите вашим друзьям подумать в этом направлении. Начало этого опыта положил первичный человек с двумя кусками дерева. Но энергия еще по-прежнему далеко не использована. Огонь, как свет, усиливает человеческую сущность.
Самое чудесное и чуткое закаляется в огне” (АГНИ ЙОГА, § 485).

24. Психическая энергия — Философский Камень

“Философский камень есть нечто реальное. Притом можно понимать его духовно и физически. Духовное состояние, называемое Камнем, соответствует созвучию всех отложений психической энергии. Физически препарат довольно близок препарату Парацельса, но у него осталась существенная ошибка, в которой он напрасно упорствовал. Но в остальном источники арабские, питавшие Парацельса, были довольно правильны” (СЕРДЦЕ, § 27).

25. Психическая энергия — орган четвертого измерения

Чтобы проникнуть в четвертое измерение, то есть в понятие Беспредельного Пространства и Бесконечного Времени, и получить об этом правильное представление, необходимо обладать высшим видом психической энергии.
“Называют психическую энергию органом четвертого измерения. Конечно, само измерение условно, оно лишь выражает утончение всех чувств. Яркое утончение дает возможность принимать условия надземные. Но если номенклатура установила четвертое измерение, то пусть будет так, лишь бы не обратиться к двумерному измерению. Также не будем возражать, если психическая энергия будет названа органом. Она существует, она производит сильные воздействия. Она принимает космические токи, она связана с жизнью. Пусть ее называют хотя бы органом, в таком названии есть уже признание” (БРАТСТВО, § 36).

26. Психическая энергия как причина психических феноменов

Большинство феноменов основано на психической энергии. Чудесные исцеления чаще всего также происходят вследствие воздействия психической энергии. Как только психическая энергия в человеке достигает свойства магнитного притяжения, она притягивает из пространства невероятную мощь. Все качества, как, например, телепатия, передача мыслей на расстояние, внушение, ясновидение, яснослышание, психометрия, левитация людей и предметов и т.п. представляют собой психическую энергию того или иного качества.

27. Психическая энергия как Прана и Кундалини

Психическая энергия содержится также в пране. С точки зрения астрохимии, прана есть эманация солнечного эфира, изливающаяся в виде жизненной силы, в облучаемое солнцем планетарное пространство, и содержащаяся в земной атмосфере, прежде всего, в чистом воздухе горных высот. Эта энергия может сознательно усваиваться посредством дыхания. Иглы всех хвойных деревьев обладают свойством накапливать эту энергию и служат, таким образом, аккумуляторами праны. Кундалини есть та форма психической энергии или жизненной силы, которая излучается из чакры Кундалини — это центр в основании позвоночника — через канал сушумны до центра колокола на темени и на этом пути касается всех остальных главных чакр, воспламеняя их. В человеке эта энергия вызывает ощущение неземного счастья.
В прошлых столетиях внимание оккультистов было направлено, прежде всего, на воспламенение Кундалини с тем, чтобы вызвать столь вожделенные проявления психической энергии и оккультные феномены.
Нельзя, однако, пытаться достичь психических воздействий на центр Кундалини при помощи механических упражнений, как это, к сожалению, до сих пор практикуется посредством дыхательных упражнений, асан и умственной концентрации в устаревшей уже Хатхе-Йоге. Подобные попытки механического пробуждения центров рано или поздно неминуемо ведут к сумасшествию, поскольку воспламенение центра Кундалини лишь тогда может происходить благотворно и безопасно, когда центр сердца уже зажжен, что, однако, может быть достигнуто не механическими упражнениями, но только устремленностью в духе морального и этического самосовершенствования. Для достижения Высших Миров и пребывания в них необходимо утончение энергии сердца. Потому в Агни Йоге так много говорится о сердце, этом солнце всех солнц. (Примечание: подробнее об этом см. в лекции № 21 “Духовное значение сердца” в книге “Письма о Живой Этике. Введение в Агни Йогу”, изд-во “Спираль”, Линц).

28. Психическая энергия — всеобъемлющая энергия

Психическая Энергия есть всеобъемлющая энергия. Она есть Всеначальная Энергия, образующая основу жизни для всего Творения. Она ведет от тончайших психо-энергетических наслоений на предметах через все проявления жизни человека на Высший План устремления к совершенствованию и облагораживанию качеств характера, к совершенной любви.
Только неуклонное стремление к красоте, радости, гармонии и совершенству устанавливает связь с Мирами Высшими и дает возможность увидеть Материю Люциду, Светоносную Материю. Это стремление ведет далее к пониманию силы молитвы в великом звучании АУМ и к постижению и проявлению Святого Духа.
“Также называем психическую энергию оплотом самоотвержения, из этой мощи рождаются подвиги. Чувство экстаза неосуществимо без психической энергии.
Правильно отмечаете — почему так называемые медиумы не подвижники? Но уже достаточно сказано, что профессиональные медиумы только вредят себе и другим” (АУМ, § 473).
“Также называем ту же энергию справедливостью. Если при воздействии энергии можно определять различные свойства людей, то, конечно, это будет путем справедливости. При опытах с психической энергией можно убеждаться насколько внешнее впечатление не соответствует внутреннему состоянию.
Умение призвать на помощь психическую энергию будет истинным украшением судьи” (АУМ, § 475).
Стремление к совершенству в сочетании с постоянным улучшением своих качеств мобилизует психическую энергию, привлекает ее из пространства и пробуждает внутренний огонь. Этот внутренний огонь излучается на чакры и ведет к пониманию Пространственного Огня, который посредством Фохата дает человеку возможность подниматься на Высшие Планы Мироздания, освобождает его от окоченелой привязанности к плотной материи и принимает как гражданина Вселенной в Беспредельный Космос. Человек сам становится тогда Высшим Существом, он творит и сам распределяет психическую энергию, мощь которой основана на возжжении Огней сердца, и воплощает все более ответственные и значительные идеи как Со-Творец и Созидатель в вечном Творении Космоса.