XIX. ЛЕЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ И ВНУШЕНИЕ

XIX. ЛЕЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ И ВНУШЕНИЕ

182. Психическая энергия как универсальное исцеляющее средство

Не нужно думать, что можно иметь универсальное лекарство от болезней, которые имеют тысячи причин. Можно составить целые отделы лечений, которые отчасти ответят значительному числу причин заболеваний. Так нужно понять, что универсальное средство невозможно, ибо происхождение болезней совершенно различное. Также и в приемах Йоги невозможно применять одни приемы для всех. Между тем, очень часто на лекциях и во время бесед упоминают общие приемы, и присутствующие заблуждаются, думая, что рецепт для всех один. Лишь очень внимательный обзор духовного состояния собеседника даст правильное направление указаниям. Казалось бы, очень примитивно соображение о разнородности организмов, особенно состояния духа, но человечество так любит панацеи. Между тем панацея лишь одна – возвышенное сознание!”. (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 127).

Процесс овладения психической энергией идет в тесной взаимосвязи с ростом и расширением сознания. Таким образом, психическая энергия является, вместе с тем, лекарством от всех болезней. Без психической энергии, даже при применении самых лучших медикаментов, излечение абсолютно невозможно. Если бы был найден кристалл психической энергии, человечество избавилось бы от многих болезней. Все злокачественные заболевания, и, прежде всего, рак, возникают лишь в том случае, если в организме исчерпан запас психической энергии. Много поучительного могло бы дать исследование крови ракового больного и сравнение ее с кровью здорового человека. Впрочем, такие опыты уже проводятся, и инъекции возбудителей рака здоровым и волевым людям в американских тюрьмах показали, что испытуемые обладали по отношению к этим возбудителям почти полным иммунитетом.

“Надо понимать буквально, когда говорю, что явление значительного числа болезней нужно лечить психической энергией. Заражение нервного вещества будет всегда первейшим поводом к разнообразным заболеваниям. В заражении нервного вещества соединяется мир высший с низшим; через брешь вещества нервов проталкивается любой пришелец, начиная от одержимости и кончая раком. Но защитить нервное вещество можно лишь психической энергией. Это воспитание психической энергией будет подлинной профилактикой человечества. Можно применить хотя бы чистую мысль, защищая ею входы в нервную сферу. Даже эта простая мера будет полезна. Также психическая энергия будет лучшим очищением в период скрытой болезни. Но ужасно разложение нервного вещества под влиянием пьянства и всяких пороков. Подумайте, в каком состоянии окажется тонкое тело, где тончайшие нервы занимают значение скелета! Для Земли — кость, для Тонкого Мира — нервы, для Духа — Свет”. (ИЕРАРХИЯ, § 190).

“Многим вам придется повторять, что Наши лекарства хороши, как дополнение к психической энергии. Одни физические лекарства не могут дать желаемого следствия, но психическая энергия укрепляется общением с Иерархией. Так мудрый врач, прежде всего, озаботится узнать, как стоит условие психической энергии и как она созвучит с Высшими Силами? Не имеет значения для будущего обращение внимания лишь на физические средства. Когда уже Говорим об Огненном Мире, значит, время двигаться вперед. Нельзя оставаться на уровне переходного времени, когда были забыты все основы Бытия. Утверждаю, что каждый врач должен обратить внимание на себя, чтобы прочувствовать, насколько он сам готов обновить свое сознание, иначе он не найдет слов к приходящим. Он не сумеет расспросить о действительных причинах болезней. Он не утвердит влияния своего. Не Настаиваю, чтобы каждый врач был гипнотизером, но он должен понять духовный мир больного, чтобы мочь сказать о самом главном. Учение должно раскрывать пути, но не быть лишь аптекою. Пусть люди имеют возможность наблюдать и находить, иначе будут воздействия на карму” (МИР ОГНЕННЫЙ II, § 194).

“Многие из лучших понятий извращены. Прекрасно звучит – всепрощение, но люди умудрились сделать из него уродливое обличие: “Высшие Силы все прощают”, — таким образом, все преступления допускаются. Но дело не в прощении, которое вполне возможно, но в изживании содеянного. Справедлив Закон Пространственного Заживления. Нанесенная рана требует врачевания. Самоисцеление требует времени, ибо порванная ткань должна починиться. Лучшее созвучие — АУМ — может способствовать залечиванию ткани. Но все созвучия цвета и аромата могут способствовать, если психическая энергия допустит такое сотрудничество” (АУМ, § 340).

“Нередко врачи замечают, что самая опасная болезнь проходит почти без следа. Наверное, будут предпосланы догадки, что лечение или какие-либо внешние обстоятельства повлияли благотворно. Но главная причина будет всегда забыта, которая может произвести самые неожиданные следствия, — психическая энергия, только она одна может изменить течение болезни” (АУМ, § 354).

“От храма заглянем и в подвал. Сумеем удержать в себе не только парение, но и сострадание. У каждого человека есть открытая рана. Только психическая энергия может нащупать эту боль. Каждое изучение высшей энергии научит и открытию помощи. Так же и желание помочь должно быть воспитано” (АУМ, § 556).

“Вы слышали, что лицо, страдающее недостатком речи, вдруг могло произнести прекрасное и вдохновенное обращение. Не могла этого достичь лишь единоличная воля, требовалось участие и другой энергии. Кто-то послал Свою Защитную Силу. Может быть, такая Сила навсегда исцелит недостаток?

Может быть, нервная судорога уйдет навсегда, если сохранится та степень энтузиазма, которая наполняла произнесшего прекрасную речь. Пусть он наблюдает за ритмом своего сердца. Пусть вспоминает, как гармонизировалась его удачная речь, которая так вдохновила слушателей. Удержать явленную гармонию уже будет достижением. Много можно привести примеров, когда ритм психической энергии возносил человека и помогал преодолевать все нервные спазмы. Много можно назвать случаев, когда люди под влиянием Высшей Энергии забывали навсегда о своих недостатках” (АУМ, § 565).

“Спросят: “Какое количество психической энергии может быть выдано при целении?” Немалый вопрос, ибо лишение энергии подобно безоружному воину. Можно выдать половину запаса, даже две трети, но три четверти уже поставит врача в опасное положение. В таком обнажении врач примет на себя болезнь и может лишиться жизни. Потому так твердо сказано о Пути золотом: все в меру, все в гармонии – запомним”. (АУМ, § 594).

“Лечение против воли больного отнимает силы безмерно. Даже без противодействия масса сил расходуется. Тем не менее, и это утомительное лечение может быть удачным, несмотря на непонимание больного. Можно привести много примеров, когда посвященные очень болели после насильственного лечения. Конечно, в эти дни напряжение и расход сил необычайны, потому, если чувствуете напряжение или утомление, не стыдитесь прилечь. Во время неслыханной Битвы нужно беречь сердце. Это совет всем. Нужно представить себе всю дымную, земную поверхность, чтобы понять необходимость защитного доспеха” (СЕРДЦЕ, § 547).

183. Передача запаса Праны

“Нужно помнить, что полезность применения праны может быть расширена на целый коллектив. Не только для себя можно применять прану, но можно посредством психической энергии передавать часть своего запаса другим.

В древности больное тело окружалось здоровыми для поддержания сил, но такой вампиризм не может быть указан. Совершенно другое значение имеет сознательная передача, добровольная и доброжелательная, не только одному лицу, но даже нескольким одновременно, если умение делить посылки пропорционально. Получается важный опыт, когда материальное благо передается психической энергией. Весомое вещество пересылается невесомой энергией: не внушение, но конкретная посылка”. (АГНИ ЙОГА, § 63).

184. Эпидемии и Психическая энергия

“Агни-Йога приходит ко времени. Кто же иначе скажет, что эпидемии инфлуэнцы должно лечить психической энергией? Кто же обратит внимание на новые виды душевных, мозговых и сонных заболеваний? Не проказа, не старая форма чумы, не холера страшны, к ним имеются предохранительные меры, но следует задуматься над новыми врагами, созданными современной жизнью. Нельзя к ним применять старые средства, но новый подход создастся расширением сознания. Можно проследить, как в течение тысячи лет шли волны болезней. По этим таблицам можно составить любопытную таблицу человеческих уклонов, ибо болезни, естественно, показывают негатив нашего существования.

Надеюсь, что живые умы вовремя помыслят. Поздно строить насос, когда дом пылает”. (АГНИ ЙОГА, § 492).

185. Лечение вибрациями

“Для лечения вибрациями качество пульса есть непременное условие, иначе на чем же можно основываться для применения различных вибраций? Сами уже знаете, насколько различны вибрации и какие эффекты они производят. Не преувеличение, что сердце живет через многие опасности вибрациями. Так один день мы говорим о психической энергии, исцеляющей сердце, но другой день вспоминаем о физических явлениях, которые, казалось бы, всем доступны. Это другое тоже о сердце, тоже о боли сердца, и можно ее осилить соединением с Владыкою”. (СЕРДЦЕ, § 364).

“Разве не будет сильным психофизическим явлением, когда постель и кресло, и стол сотрясаются от целительных вибраций? Неудивительно, что иногда их мешают с трепетом землетрясения. Скептики часто отнесут это ощущение к головокружению. Уявление вибраций также дает материал для опыта. С примитивными приборами можно наблюдать вибрации тяжелых предметов. От этих грубых примеров можно перейти к организмам людей, которые сотрясаются по всем нервным центрам. Вы знаете эти вибрации и принимаете их совершенно естественно, но не будем льстить себя надеждой, что множество людей захотят их знать. Между тем, все учения имеют их в виду и говорят о них определенно. Даже примитивные учения отводят вибрациям очень важное значение. Так, мысля о сердце, непременно вспомним о мощном целении вибрациями”. (СЕРДЦЕ, § 482).

“Вибрационный электрический массаж полезен, если согласованы вибрации. Не умно окружать больного чуждыми ему вибрациями. Следует, прежде всего, изучить его психическую энергию, ее качества и напряжение. Массаж основан на ритме, но ритм необычайно индивидуален. Можно втереть совершенно несоответственные раздражения. Потому при медицинских школах ритм и вибрации должны быть изучаемы” (АУМ, § 562).

186. Лечение намагниченными предметами

“Один Риши посылал нуждающимся и больным кусочки полотна или пальмовые листья, или березовую кору. Получившие насмехались и говорили – “не глупо ли тратить силы на посылки пустых отрывков?” Они допускали лишь слова. Но умудренные прикладывали посылки к больному месту или к сердцу и получали облегчение. Они поняли, что Риши полагал руку свою и напитывал ткань своей психической энергией. Также известны нерукотворные изображения или отпечатки рук, которые выступали или при тепле, или при свете. Конечно, любой врач поверит грубейшему пластырю или мази, но магнетизму предметов он все же не позволит иметь значения…” (СЕРДЦЕ, § 450).

187. Лечение силой мысли и любовью

“При каждой болезни можно применять мысленное лечение или облегчение, но такая мысль должна выталкивать болезнь из организма со всею силою без колебаний и без промежутков. Но если подобная мощь невозможна, то лучше вообще о болезни не думать и предоставить низшему Манасу вести внутреннюю борьбу. Самое вредное — мысленное шатание и представление победы болезни. Лучше, в таком случае, отвлечь внимание больного от его состояния. Когда люди заговаривают о гибельном исходе болезни, они сами приближают его. Самая несложная болезнь может принять размеры опасные при питании мысленном. Следует наблюсти в больницах, как влияют мысли на процесс болезни. Даже заживление ран зависит от психической энергии. Приходим опять же к тому же Огню, порождаемому мыслью. Все лечения лучами, тепловым воздействием, световыми применениями являются теми же огненными воздействиями, которые слабы по сравнению с мощью мысли. Потому самый жизненный совет – развивайте мысль огненную”. (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 99).

Нередко доброе ободряющее слово останавливает внезапное заболевание. Влияние ласковой заботы и ласкового обращения граничит с чудом. В большинстве болезней психические факторы являются определяющими: в особенности это относится к высокому кровяному давлению, сердечным заболеваниям, астме и к очень распространенной язве желудка и 12-ти перстной кишки. Причина этих язв, которыми в цивилизованных странах страдает почти каждый десятый, заключается, главным образом, в неврозе желудка. Если человеку не дано испытать счастье, любовь и радость не только дома, в семье, но и на работе, то язвы, обычно, неизбежны. В подобных случаях наряду с медицинским лечением устойчивого исцеления можно добиться, лишь избавив больного от бессердечного и конфликтного окружения, что, к сожалению, зачастую невозможно по кармическим причинам. Поэтому необходимо обратить внимание на соответственную выучку и отбор обслуживающего персонала для больных, чтобы пациент мог хоть на какое-то время забыть о бессердечной среде. Оперативное или медикаментозное лечение язвенных болезней обычно недостаточно. Любовь может быть самым превосходным средством от язв желудка и двенадцатиперстной кишки. Это относится, конечно, и к другим болезням, ибо истинная любовь к ближнему являются выражением психической энергии и в соединении с ласковым уходом за больным могут дать лучшие результаты, нежели инъекции. До сих пор при лечении и исцелении болезней в медицинских учреждениях слишком мало внимания уделялось психосоматическим факторам.

188. Огненное исцеление

“Нельзя сомневаться в том, что затрата внутренней энергии гораздо больше при умственном труде, нежели при физическом. Такое показание пусть ляжет в основу Культуры. Также пора понять, что витамины и многие другие вещества получают силу, соприкасаясь с огненной энергией человека. Пусть и это запоздалое открытие свидетельствует о мощи человеческой огненной энергии. Устремление, по пути обнаруживания качеств человеческой психической энергии, даст построение жизни. Нужно внимательно наблюдать, насколько сам человек претворяет даже очень сильные вещества. Сравним, как отличаются последствия лекарств, принятых с упованием или с отвращением. Мы много раз видели, как, под влиянием внушения лекарство производило обратное действие; как вода приобретала самые сильные свойства лекарственных составов, но не чужая воля производила эти превращения, воля лишь устремляла огненную энергию, и в горниле Огня совершалось это превращение. Нужно понять, что мы сами утверждаем нашу мощь пониманием огненной энергии. Нельзя сильнее сказать, что человек создан по Высшему Прообразу, – так указано присутствие высших энергий! Но не сказано, что человек может пользоваться этими энергиями только посредством искусственных упражнений. Энергии присущи природе человека, значит, они должны действовать при естественных условиях существования. Так мы опять приходим к построению жизни. Если магия означает искусственность условий, то, конечно, она не уместна при обновлении жизни. Природное воспитание духа и познавание через него Мира Огненного будет простейшим решением устремления человечества. Также правильно сказано – роскошь есть антипод красоты. Роскошь есть своего рода магия, но там, где живет красота, не нужно никакой магии” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 490).

“Утомление и явление голода дают пример мощи огненной энергии. Сравните человека, умирающего с голода, ибо он знает свою неминуемую гибель, с человеком, употребляющим голод, как лекарство. Посмотрите, как долго будет сохранять свою силу второй и как увядает первый. Лишь приведенная в действие огненная энергия будет поддерживать второго, который желает излечиться. Также замечайте опыт над утомлением; как не замечает утомления, кто привел Агни в действие, и падает, кто заметил свое утомление. Люди назовут такие действия внушениями, но на что действует подобное самовнушение? Оно вызывает огненную энергию; оно заставляет работать замершие колеса Огня, только они дают такие победы нервных центров. Пища земная может быть сведена на малые порции, и тело не потребует большего, когда пылает Агни! Не следует думать, что такие огненные подъемы свойственны лишь каким-то особым Риши. Каждый, осознавший мощь Агни, может совершенно естественно прибегать к этой неисчерпаемой энергии. Главное, начать с малого, следя за своими внутренними импульсами. Не требуется особых лабораторий, чтобы проверять себя в разных случаях жизни” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 494).

“Огненное лечение дальними токами очевидно, но все же люди будут пытаться отрицать его. Самая грубая форма электризации будет принята, но токи напряжения высшего, конечно, будут осмеяны. Между тем, полезные люди могли не раз ощущать эти спасительные вибрации. Указанные давно ритмы, конечно, не исчерпывают и многие другие вибрации, от сильно потрясающих до тончайших.

Сейчас Хочу обратить внимание на очень значительное обстоятельство. Даже при этих космических токах воля человека имеет большое значение. Нежелающий принимать эти токи получит очень умеренную степень воздействия, но мысленное принятие даст очень ускоренное следствие. Конечно, может быть и третье обстоятельство — когда связь с Иерархией прочна и сознательна, тогда как для Посылающего, так и для получающего легко появление лучших следствий. Не без причины указывал на эту обоюдно облегчающую энергию: она поможет сберечь энергию, и это чрезвычайно важно, особенно же теперь, когда столько перекрестных токов.

Можно легко припомнить случаи, когда при воздействии полезных токов принимающий упорно твердил – “моя постель сильно трясется, конечно, от землетрясения”. Такими легкомысленными отрицаниями люди часто умаляют воздействие самых действительных энергий.

Огненное лечение пусть заставит задуматься о Тех, Кто прилагают Свои лучшие силы на пользу человечества” (МИР ОГНЕННЫЙ II, § 3).

“Если чувствуете особую сонливость и усталость, не пытайтесь побороть ее. Лучше быть очень бережными с запасом огненной энергии. Кто знает, как много жертвуется ценной энергии на благо, часто, совершенно незнающих, людей. Пусть утверждают, что огненных посылок не существует, но сами они охотно пожирают чужую силу” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 548).

189. Музыка как исцеляющее средство

“Лечение музыкой уже применяется, но следствия не всегда ощутимы. Причина в том, что не принято развивать восприятие музыки. Следует от малых лет приучать усваивать красоту звука. Музыкальность нуждается в образовании. Правильно, что в каждом человеке склонность к звуку заложена, но без воспитания она спит. Человек должен слушать прекрасную музыку и пение. Иногда одна гармония уже навсегда пробудит чувство прекрасного. Но велико невежество, когда в семье забыты лучшие панацеи. Особенно, когда мир содрогается от ненависти, необходимо спешить открыть ухо молодого поколения. Без осознания значения музыки невозможно понять и звучание Природы. И, конечно, нельзя мыслить о музыке сфер — только шум будет доступен уху невежды. Песня водопада, или реки, или океана будет лишь ревом. Ветер не принесет мелодии и не зазвенит в лесах торжественным гимном. Лучшие гармонии пропадают для уха неоткрытого. Может ли народ совершать свое восхождение без песни? Может ли без песни стоять Братство?” (БРАТСТВО, § 292).

“Вы знаете о воздействии человеческих эманаций на растения. Вы знаете также о воздействии цвета. Теперь нужно напомнить о значении звука. Тождественность этих воздействий знаменательна. Если для увеличения потенциала растения нужно открытое, светло звучащее сердце, то в звуковом воздействии нужен консонанс и все комбинации доминанта. Явления диссонанса не могут усилить ток энергии. При воздействии на людей диссонанс может быть полезен как противоположение для усиления ритма сознания, но при растениях, где сознание минимально, диссонанс лишь является задерживающим условием. При минералах диссонанс будет разлагающим началом. Поистине, роза будет символом консонанса, и доминант света розы будет соединен с сиянием сердца. Не много опытов производилось со звуком на растениях, но древние полагали, что лучшие цветы росли при храмах, где было много созвучий голосов и музыки” (СЕРДЦЕ, § 66).

190. Лечение цветом

“Также и для лечения цветом нужно открыть глаза. Часто, достаточно одного касания, чтобы глаз навсегда усмотрел красоту цвета, но, все же, касание просвещенное нужно. Если даже от прежних накоплений глаза уже открыты, то все-таки нужно, чтобы прозвучало призывное: “Смотри!” (БРАТСТВО, § 293).

“Напрасно думать, что психическое лечение поставлено удовлетворительно. Попытки лечения светом или звуком слабы и разрозненны. Никто не занят изучением соответствия аромата к цвету и звуку. Но главная ошибка в том, что почти нет врачей, которые поняли бы соответствие Миров. Без познания этих основ можно погрязнуть в узко материальном плане, но сфера психической энергии касается всех планов. Она может быть познаваема лишь во всей утонченности. Так, врач не может говорить об одержании, если он сам не имеет представления о Мире Тонком! Врач не может понимать световое лечение, если он не распознает шкалу красок. Не может распознать утонченную тональность, если кто любит грубейшую музыку. Нельзя прописать лечение ароматами, если кто не может сам распознать их.

Говорю не к унижению врачей, наоборот, хотел бы вооружить их на спасение человечества. Слишком много отравы умножилось. Много средств направлено лишь на разрушение психической энергии, потому не только в городах, но и среди Природы уже нарушается Прана вторжением нераспознанных токов. Между тем, нужно понять, что человечество не имеет права отравлять атмосферу Земли — оно ответственно за гигиену планеты.

Можно просить врачей отнестись внимательно к пониманию соотношения Миров и к утончению своих чувств. Не может злой говорить о добре. Не может грубый судить об утонченности.” (АУМ, § 224).

“…Также должны пересмотреть соотношения звука и цвета. Степень развития психической энергии называется светоносной, когда в ней существо начинает излучать свет. Это световое звучание есть степень приближения к познанию дальних миров.

Замечайте зеленый цвет, он есть познание сущности. Также неожиданно собирается из пространства наслоение и других сил. И явление излучений света — как мост к Пространственному Огню.

Отдающий — как пламя нерушим! Наполняющийся светом к Свету стремится!” (АГНИ ЙОГА,§ 260).

“… Можно заметить, что страдания рака усиливаются от алого цвета, но фиолетовый –успокаивает. Также и в звуках консосанс мажорный будет усилять воздействие фиолетового луча, но диссонанс будет усиливать боли.

Не будем отнимать от врачей возможности новых нахождений. Пусть исследуют многие сочетания, но нужно напомнить о ближайших путях науки. Когда в основе лечения лежит созвучие, тогда можно представить себе, какая тонкость энергии будет вызвана на помощь человечеству” (АУМ, § 222).

“Интересно наблюдать, что в сумерках активность психической энергии сильно падает, и в момент совершенной темноты почти полностью прекращается” (из писем Е.И.Р.).

“Упрощать или усложнять? Даже ребенок выскажется за первое. Говоря о заклинании, можно идти путем усложнения, собирая все тончайшие оттенки значений цвета и звука – путь будет стар и неподвижен. Техника накопления звука и цвета велика. Но, когда изобретен самый сложный механизм, не будет ли создатель искать возможность упрощения? Так и в приложении психической энергии. Большинство совсем забыло о ней, меньшинство довело обращение с нею до холодного изуверства. Но огонь, лежащий в основе психической энергии, не родственен холоду” (АГНИ ЙОГА, § 422).

Cреди исследований о влиянии цвета на окружающее очень большое значение имеет превосходный трактат Гете “Учение о цвете”. Уже в то время Гете придерживался мнения, что психическое воздействие цвета важнее физического. Он был единственным человеком в своем столетии, кто правильно понял сущность цвета. Он также знал, что для получения представления о значении интенсивности цвета необходимо, прежде всего, пропустить различные цвета через свое восприятие. Однако его взгляды уже тогда были настолько прогрессивными и опережающими свое время, что должно было пройти более чем столетие, прежде чем его идеи и результаты исследований нашли признание у врачей и ученых.

В силу своих традиционных предрассудков и невежества люди долгое время испытывали антипатию к ярким краскам и свету вообще, что находило свое выражение в мрачной тональности носимой ими одежды. Люди повсюду избегали солнечных лучей; общество отвергало яркие и живые цвета, за исключением национальных костюмов, а жилища были мрачными и темными. Поэтому неудивительно, что вся эта мрачность оказывала на людей патологическое и угнетающее воздействие. Правда, несмотря на применение ярких красок и большего света, число душевнобольных по сей день продолжает возрастать, особенно в США, однако это объясняется другими обстоятельствами, среди которых не последнюю роль играет дисгармоничное сочетание красок и, прежде всего, дисгармония в музыке. Дисгармоничное сочетание красок и дисгармония форм приводит человека уже к известной степени “сумасшествия”.

У каждого человека есть свои любимые цвета, которые, однако, могут быть неприятны для других. Такие люди обычно испытывают по отношению друг к другу чувство антипатии. Звери также имеют свои любимые цвета и прекрасно запоминают их. Это совершенно верно объясняется влиянием астрологических стихий, которым соответствуют определенные типы характера. Каждой из стихий, под которыми подразумевается Огонь, Земля, Воздух и Вода, подчиняются три соответствующих знака Зодиака. К стихии Огня относятся знаки Овна, Льва и Стрельца, к стихии Воздуха – Водолей, Близнецы и Весы, к стихии Земли – Телец, Дева и Козерог, а к Воде – Рыбы, Рак и Скорпион. Люди, относящиеся к одной стихии, лучше ладят друг с другом, чем те, которые принадлежат к противоположным стихиям, как, например, рожденные под знаками Огня и Воды. Тем не менее, различия и противоположность не обязательно должны сопровождаться враждебностью. При достижении более высокого уровня духовности они образуют основу космической гармонии, подобно тому как цвета радуги в их последовательности и совокупности дают единый гармоничный луч света. Более того, противоположности нередко испытывают сильное притяжение друг к другу. Предпочтение, отдаваемое некоторым цветам со стороны типов характеров, распределенных по стихиям, привело к тому, что к ним стали относить определенные цвета. Так, сангвиника (Воздух) наделяют желтым цветом, настраивающим на радость и веселье; холерику (Огонь), напротив, достался красный цвет. Он действует возбуждающе и делает человека воинственным, но ведет также к вдохновению и наделяет свойством быстро принимать решения. Меланхолику (Земля) соответствует синий цвет. Этот цвет настраивает на серьезность и задумчивость, он успокаивает, делая человека верующим и религиозным. Поэтому синий цвет имеет отношение к религии. Желтый цвет – цвет активности и символизирует зрелого человека в расцвете лет, его можно сравнить с интенсивностью солнца в полдень. Желтый цвет воздействует на дух, синий – на душу, красный – на кровь. Флегматику (Вода) приписывают зеленый цвет. Он воздействует успокаивающим и смягчающим образом и позволяет сделать вывод о склонности человека к удобствам. Так, соответственно темпераменту, каждый цвет оказывает определенное воздействие на человека, и это воздействие, в зависимости от его предрасположенности, бывает приятным или неприятным.

Желтый цвет гармонирует с синим. Красный цвет вызывает возбуждение, что особенно можно наблюдать на отдельных животных. Так, например, быки и индюки при виде ткани красного цвета впадают в сильное возбуждение, даже в бешенство. Но красный цвет действует возбуждающе только на самцов животных, но не на самок. Даже люди инстинктивно считаются с этим представлением, когда одевают во все синее младенцев мужского пола, полагая, что синий цвет оказывает успокаивающее действие. Говорят, будто девочки любят больше красный и розовый цвета. Синий цвет странным образом защищает от хищных зверей, так как они выказывают к нему особую антипатию. Избегают синего цвета и насекомые. Эксперименты свидетельствуют о том, что, когда на испытуемого, находящегося с завязанными глазами в темной комнате, воздействуют попеременно красным и синим светом, красный свет притягивает человека, голубой же, напротив, заставляет отступать.

Совсем не безразлично, каким цветом выкрашены стены в жилых помещениях, а также больничные палаты в больницах, и, прежде всего, в психиатрических лечебницах; рабочие помещения рекомендуется красить в насыщенный желтый цвет, спальни же, для успокоения, в голубоватые тона. Нужно избегать слишком ярких узоров. Серые стены оказывают самое вредное воздействие на психику. Чистые, светлые и насыщенные цвета обладают возвышающим, и целительным воздействием. Темно-коричневые, черные и вообще темные цвета действуют угнетающе и настраивают на меланхолический лад, способствуя также подавленности и сомнениям. Ядовито-зеленые, ярко-красные и темно-красные цвета делают человека капризным и раздражительным и могут вызывать даже головные боли, зато небесно-голубые, светло-зеленые, желтые, оранжевые, розовые цвета оказывает почти на всех людей благотворное, оптимистическое воздействие.

С физической точки зрения к теплым цветам относят желтый, оранжевый, красный, желто-зеленый; к холодным – синий и сине-зеленый. Фиолетовый цвет не является ни теплым и ни холодным, ибо он сочетает в себе две энергии, а именно: активный красный цвет и пассивный синий. Инструменты, выдержанные в теплой цветовой гамме, меньше утомляют рабочих, нежели такие же в холодных тонах.

Хромотерапия, или же лечение цветом, находится, к сожалению, еще на начальной стадии своего развития из-за недоброжелательного отношения общей академической медицины, хотя многие врачи уже добились очень полезных результатов. Здесь следует, прежде всего, отметить таких исследователей, как д-р Бэббит и Плизантон, индиец Гхадиали и немецкая исследовательница проф. Л. Эберхард и д-р Георг фон Лангсдорф! Последний открыл, что красный цвет вызывает расширение сосудов, вследствие чего обеспечивается усиленное кровоснабжение. Синий же цвет способствует сужению сосудов и является причиной анемии, из-за этого кожа может до некоторой степени терять чувствительность.

Конечно, не следует забывать, что врачи, добившиеся больших результатов в лечении цветом и приписывающие их единственно цвету, не совсем правы; ибо основная причина их успеха заключается в их собственной психической энергии, которую они бессознательно применяли. Но этот факт оспаривается по незнанию сути дела. Исследователи, изобретатели и другие первопроходцы в сфере духа всегда располагают сильной психической энергией.

Красные цветовые лучи целительны и благотворны при всех видах двигательного застоя и простудных явлениях. Зато нервные заболевания, которые, безусловно, требуют успокоения, следует лечить не красным светом, а только охлаждающими синими лучами. Потому бессонницу, раздражение и состояние страха можно лечить, облучая пациентов синим светом. Желтый свет благоприятно влияет на желудок, кишечник, печень, почки, мочевой пузырь и селезенку.

Облученная синим светом вода действует освежающе – доказательство того, что синий цвет охлаждает. Вода же, облученная красным светом, тепловата на вкус, даже не будучи подогретой, так как происходит активизация кислорода и вследствие этого расширение. Чтобы снабдить кровь кислородом, нужно облучить ее синим светом. При облучении синим светом углерод связывает кислород, отчего вода оказывает освежающее воздействие. Как установил индийский исследователь Гхадиали, в синих световых лучах, как ни странно, можно также наблюдать кислород, а в желтых – углерод.

Поскольку синий цвет успокаивает, его применяют в психиатрических больницах при буйном помешательстве. Желтые, оранжевые и красные цвета годятся для унылых и меланхоличных людей, чтобы снова взбодрить их и побудить к приему пищи, в случае, если они отказываются от нее. Зеленый цвет обладает таким же успокаивающим действием, как и синий, но далеко не столь интенсивным.

Для экспериментов с цветовыми лучами, как и с психической энергией, лучше всего подходят растения. Так можно наблюдать воздействие светового излучения с помощью поставленных перед ними стеклянных цветных пластинок. Облучение цветовыми лучами может позволить себе каждый без больших затрат, облучая, к примеру, растения или больные места на теле солнечным светом, или же, в качестве замены, обычными лампами накаливания, но только через цветные стеклянные пластинки или через упругий цветной целлофан. Цветные стеклянные пластинки подходят для цветового облучения лучше всего. К сожалению, есть местности, где неделями не светит солнце, и как раз тогда, когда в нем крайне нуждаются. Туман и покрытое тучами небо особенно вредны чувствительным и впечатлительным людям. Из-за своей профессиональной занятости многие совсем не имеют времени на подобное лечение. Если они потом серьезно заболевают, то чаще всего все же отказываются от такого лечения по каким-либо обстоятельствам.

Хромотерапевты применяют в настоящее время активизирующие световые, лучи желтого, желто-зеленого, оранжевого и красного цвета при таких болезнях как: истощение, ангина, отсутствие аппетита, артриты, бронхиальная астма, метеоризм, катаральный цистит, катар бронхов, хлороз, энтерит, атония кишечника, эпилепсия, простуды общего характера, свищи, лишаи, обморожения, холецистит, желтуха, подагра, грипп, кожные болезни, охриплость, люмбаго, кашель, ишиас, холодные ступни, боли в области крестца, паралич, катаральное воспаление желудка, корь, мышечные боли, пиелиты, катаральные фарингиты, ревматизм, костальный плеврит, простуды, судороги икроножных мышц и открытые раны (гнойные раны лечат, однако, синим цветом).

Тормозящие световые лучи синего или сине-фиолетового цвета рекомендуется: при абсцессах, кальцинозе артерий, трахоме (воспалении глаз), раздражении слепой кишки, высоком кровяном давлении, кровотечениях, нагноениях, ожирении, воспалении суставов, ячменях, опоясывающем лишае, выпадении волос, геморрое, болезнях сердца, сенном насморке, периоститах (воспалении надкостницы), головных болях, зобе, малярии, мигрени, воспалении среднего уха (отите), воспалении и нагноении носовой полости, невралгии, заболеваниях уха, бессоннице, насморке, цинге, гнойном фронтите, невралгии тройничного нерва, вегетативной дистонии, воспалении вен (флебите), бородавках и зубной боли.

Необходимо обратить внимание на то, что область сердца не должна облучаться красным светом или, по крайней мере, очень кратковременно, если очаг болезни, который нуждается в лечении красным светом, находится около сердца, в противном случае повреждения сердца чаще всего неизбежны. В первую очередь нужно щадить сердце. Облучение активными цветовыми лучами не должно превышать 15-20 минут, даже если оно производится через цветные стеклянные пластинки и солнечным светом. Точно также жар, воспаления и вообще опухания, а также нервные болезни нельзя лечить красным цветом, но, для восстановления равновесия, только синим.

Разумеется, не следует также забывать, что нельзя устранить причины болезней, занимаясь лечением только какой-либо одной больной части тела. Обычно через некоторое время зло проявляется на новом месте. Очаг болезни перемещается, таким образом, от одного органа к другому. Хороший врач должен стремиться к тому, чтобы узнать истинную причину болезни, которая своими корнями может уходить в не вылеченную до конца детскую болезнь, и затем лечить весь расстроенный организм человека, а не только видимую болезнь. Лечебное воздействие цвета поддерживается вегетарианским питанием, прежде всего фруктами, и, напротив, ослабляется вследствие употребления мяса, алкоголя и никотина, что, впрочем, относится ко всей терапии в целом.

Смена красного и синего цвета и, как результат, попеременное расширение и сужение кровеносных сосудов, должны, по мнению хромотерапевтов, способствовать усиленному кровоснабжению и омоложению кожи. Такого превосходного эффекта невозможно достичь никакими иными средствами.

191. Лечение ароматами

“Лечение ароматами цветов, смол и зерна восходит к глубокой древности. Так, роза дает не только подобие мускуса, но предотвращает империл. Сад роз у древних считался местом вдохновения. Фризии полезны симпатической системе, которая так вибрирует у Йога. Зерна ячменя незаменимы для легких, уже знаете о мяте, о смоле кедра и других смолах. Так, духи теперь тоже бессмысленны, как и прочие попирания ценности. Но зачаток благовония лежит в полезном, но забытом знании. Конечно, яды древности были очень изысканны; новые изобретения наркотиков сравнительно грубы и, главным образом, разрушают интеллект. Иначе говоря, именно то, что удерживает равновесие, которое так нужно при всех психических опытах. Пламенеющее сердце невозможно без духовного равновесия. Так нужно помнить о всех подробностях, приобщающих к Иерархии”. (ИЕРАРХИЯ, § 316).

“Если существует яснослышание и ясновидение, то должно быть и яснообоняние. Конечно, в явлении психической энергии оно имеет особое значение; не только энергия конденсируется в аромате, но она вызывает то спазматическое вдыхание, о котором уже Упоминал. Поучительно вспомнить, как странно претворялась древнейшая мудрость, выродившаяся в нелепые обряды. Когда читаете об обычаях Египта, Китая и других древних народов, о приветствии посредством нюхания и вдыхания, то трудно распознать в этом память о психической энергии, сохраненную от исчезнувших рас. Но даже и теперь открытое чувствознание показывает сущность окружающей атмосферы. Это не есть вопрос запаха, но, именно, сущности” (СЕРДЦЕ, § 136).

“Достоверно известно, что некоторые ароматы вызывают на поверхности кожи, при устье нерва, напряжение психической энергии. Некоторые сорта роз и ингредиенты, известного вам бальзама Матери Мира, полезны для этого. Само благодетельное воздействие бальзама много усугубляется явлением вызванной психической энергии. Потому различные виды накожных заболеваний и разрушения материи так поддаются этому действию. Конечно, когда прибавлена ясность сознания, следствие еще усиливается. Потому хорошее внушение полезно даже при самых лучших медикаментах. Не забудем, что эти указания полезны для исследования психической энергии” (СЕРДЦЕ, § 137).

192. Мускус – Сода – Валериана – Соль Л.

“…Ур мудро установила сочетание мускуса с содою и валерианой. Именно, полезно наискорейшее усвоение мускуса посредством соды и продолжение воздействия валериана. Все три ингредиента огненной природы. Недаром в древности называли соду золою Божественного Огня, и поля отложений содовых назывались местами Стана Дэв. Также валериана особенно идет в сочетании с мускусом. Если мускус зажигает Огонь, то валериан его поддерживает, как статическое состояние. Усталость принимает это огненное средство, чтобы обновить нервные центры, но устремление напряженности нуждается в продолжительном горении, чтобы избежать вспышки и толчка. Но поверх всех жизнедателей — общение с Иерархией. Мускус может иссякнуть, но, при общении с Иерархией, сила не замедлит обновиться и напрячь неисчерпаемый запас.” ( МИР ОГНЕННЫЙ II, § 180).

“Какое соответствие между мускусом, физическим накопленным, и фосфором духа? Мускус же будет отложением огня, только бессознательного. Но даже бессознательный кристалл огня заключает в себе сокровище” (АГНИ ЙОГА, § 423).

“Обратите внимание на особое качество всех животных и птиц, которые дают секреции, подобно мускусу. Шерсть и оперение сохраняют как маслянистость, так и теплоту; как бы какая-то смола или горное масло напитало их. У птиц оперение принимает металлическую окраску, показывающую питание корнями или зернами, в которых много психической энергии растительного царства, иначе смолы. И минералы могут выдавать свою психическую энергию или через растительное царство, или через воздух, где Огонь Пространства имеет те же свойства, как и мысль, явленная духом. Можно понять древнее сравнение, называвшее мысль пламенем. Какие замечательные опыты можно производить, составляя цепь воздействий психической энергии от минерала до тонкого тела! Можно наблюсти, как различно будут действовать меха, перья явленных птиц и животных. Разве случайно в древних дворцах и храмах содержались металлические павлины? Можно задуматься, почему мускусные животные и маралы водятся почти на одинаковой высоте? Нет ли на высотах тех же почв, как и внизу? Когда будем очищать атмосферу низин, придется обратить внимание на недра, вызывая их психическую энергию” (ИЕРАРХИЯ, §225).

“Хвалите врачей, которые в начале каждой болезни дают сильное тоническое средство. Поздно гнаться за болезнью, когда уже обессилело сердце. Усмотреть зарождение болезни и влить новые силы для борьбы с нею есть задача врача, потому Мы, прежде всего, обращаем внимание ваше на мускус. Но недостаточно для всех драгоценного вещества, потому еще раз обращаем внимание на растения, входящие в пищу этих животных. Конечно, этот состав будет слабее, но все-таки он даст оздоровляющее вещество, которое можно применять широко. Так можно будет избежать главного врага человечества – всех наркотиков. Не очень трудно находить состав пищи животных, к тому же можно найти способ обходиться без убийства” (СЕРДЦЕ, § 123).

Мускус – отложение субстанции неосознанной психической энергии и не имеет ничего общего с наркотиками. Мускус действует тонизирующе и дает равновесие нервной системе, влияя на симпатическую нервную систему, которая у продвинутых йогов сильно вибрирует. При его употреблении уменьшается потребность в пище, потому что психическая энергия питает также физические силы, укрепляя нервные центры. Если есть возможность купить пилюли мускуса, то ежедневно следует принимать одну маленькую пилюлю. К сожалению, пилюли мускуса почти невозможно достать в Европе, а если вдруг такая возможность появляется, то его продают по недоступно высоким ценам.

“Л. особенно нужен при отложениях психической энергии, ибо эти кристаллы могут быть хранимы в сущности Л. Также препарат Л. может прикрывать нервные центры там, где психическая энергия отлагается. Эти пластинки будут панацеей человечеству. Уже давно говорил о Л.” (АГНИ ЙОГА, § 479).

“Л. соли полезны не только от подагры, но и при всяких неправильных отложениях. Выщелачивание наносного сора расчищает путь для психической энергии. Существуют источники, содержащие эти энергии. Можно предложить их для внутреннего потребления.

Можно усматривать, как определенные элементы входят в жизнь к нужным срокам” (АГНИ ЙОГА, § 480).

Когда говорят о солях лития, имеется в виду препарат лития, состав которого не подлежит широкой огласке, но должен быть исследован медициной. Его можно применять только под наблюдением врача.

193. Нервные заболевания и их лечение

“Некоторые нервные заболевания излечиваются переменою жительства. Можно смотреть на это условие, как на прихоть, но можно найти и другие причины. Воздух так же минерален и магнетичен, как и вода. Мы применяем воды различного состава, почему же воздух не будет иметь воздействие на различные центры? Много говорят о пране, но чистая прана недоступна на Земле, разве на высотах, где мало кто дерзает оставаться.

В низших слоях прана будет минерализована и получает воздействие противоположных магнитных волн. Конечно, изменение местожительства может натолкнуть на благоприятные сочетания праны и повлиять целебно на состояние нервов. К сожалению, пока воздух в общежитии разделяется лишь на чистый и нечистый. Конечно, каждая перемена воздуха имеет значение, ибо она влияет на различные группы нервов. Наш Брат, который был сапожником, иногда менял ремесло на садоводство. Это мудро, ведь семя, дающее росток, излучает особое напряжение психической энергии. Можно это запомнить. Утреннее солнце после символа ночной пралайи действует особо жизнеспособно, вызывая психическую энергию. Также проснувшаяся жизнь семени, как утро, посылает свои молитвенные эманации. Будем заботливо замечать все благодетельные воздействия” (АГНИ ЙОГА, § 606).

194. Лечение внушением

“Лечение внушением называлось огненным устремлением. Конечно, теперь лечение это развивается больше и шире, потому нужно предотвратить возможный вред от невежественного употребления огненной энергии. Внушение может останавливать боль, но если употребляющие внушения не знают происхождения болезней, они могут уподобиться вреду наркотика. Другое дело, когда внушение применяется опытным врачом, он не только усыпит рефлекс боли, но проследит течение заболевания и внушит соответственным органам нормальную деятельность…” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 293).

“Особенно нелепо, когда врач допускает к больному невежественного гипнотизера. Не может грубая сила следовать за извивами болезни. Не в том дело, чтобы только усыпить, но нужно сопоставить все условия и следовать за сложными каналами болезни. Каждое слово, каждая интонация внушения имеет огненное значение. Так только просвещенный ум может вместить законы и путь внушения. Только такой ум поймет всю ответственность за воздействие на огненную энергию” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 294).

“Вы знаете, что при внушении не следует махать руками и выпучивать глаза. Вообще не нужно даже смотреть в глаза, но следует от сердца направиться к сердцу. Затем уже от центра следовать волею по нужному направлению. Совершенно не полезно, чтобы внушаемый знал о происходящем. Часто, именно, приготовления к внушению создают нежелательное противодействие. При этом сам подлежащий внушению может воображать, что он готов подвергнуться лечению, но его Манас будет защищаться от вторжения. Явление внушения будет тем действительнее, чем дольше сознания будут уравновешены взаимно. Но, не нужно возвещать опыт. Каждое лечение пусть происходит внезапно. Но физические условия должны благоприятствовать. Температура должна быть средняя, умеренная, чтобы ни жар, ни холод не вносили раздражения. Воздух должен быть чистым, и можно советовать легкий аромат роз или эвкалипта. Также следует незаметно предусмотреть, чтобы больной мог удобно откинуться на спинку кресла. Постель менее удобна. Также нужно удалить все неожиданное, шумное, чтобы не вызывалось потрясение. Нужно не забыть, что во время внушения тонкое тело находится в очень напряженном состоянии и пытается выделиться. Потому нужно как можно внимательнее запретить ему покидать тело. Конечно, все приказы не словесные, но мысленные. Западные магнетизеры будут надсмехаться над мысленным приказом, они думают, что слова и пальцы могут покорить волю. Но предоставим им эти западные заблуждения. Некоторые примитивные племена ударяли больного дубинкою по лбу. Такое воздействие тоже покоряло волю. Но где Учение о Сердце и об Огне, там и приемы должны быть иные” (МИР ОГНЕННЫЙ I §295).

“…Между тем, уже время обратить внимание на всякое заболевание, поддающееся внушению. Нужно отдать себе ясное представление о причине, создающей физические боли, но исчезающие под внушением. Почему физические ощущения поддаются психическому воздействию? Придем к заключению, что одна стихия является решающим фактором – Огонь, проникающий как физические, так и психические области. Даже менингит поддается внушению. Такое, казалось бы, непоправимое повреждение уступает силе Огня. Ведь внушение, прежде всего, огненная концентрация. Человек, причиняющий огненное воздействие, тем вызывает напряжение пострадавших органов, потому сила внушения должна быть очень развиваема, но и над ней должен быть государственный контроль. Нечто похожее на египетских жрецов, которые имели право внушения, но должны были дать полный отчет в собраниях храмовых” (МИР ОГНЕННЫЙ II, § 40).

“…Следует врачу, при многих болезнях, предварительно лечению побеседовать внимательно с больным, чтобы выявить его образ мышления. Каждое заболевание отрицанием показывает на потребность внушения, чтобы остановить разрушительный процесс. Можно смеяться, что для лечения рака или туберкулеза надо начать с внушения. Конечно, врачи, которые не обладают силою внушения, будут всячески протестовать, но они будут очень разгневаны, услышав, что болезни печени, желудка, почек, десен и ревматизма много зависят от состояния сознания и, прежде всего, нуждаются во внушении. Значит, как серьезно нужно относиться к внушению и к самовнушению. Оба процесса уже огненного значения. Так отрицание есть противодействие Огненному Миру” (МИР ОГНЕННЫЙ II, § 173).

“Напрасно думают, что раздражение носа, гортани и легких происходит лишь от простуды. Такие напряжения также исходят от пространственных огней. Недаром раздражение гортани и носа может быть излечено внушением. Такая же причина лежит при многих случаях так называемой сенной лихорадки, которая нередко может излечиться внушением. Также многие виды накожных заболеваний лечатся тем же приемом. Часто, именно, кожные раздражения не происходят от внутренних причин, но от неуравновешенности огненных токов. Жаль, что врачи не наблюдают эту сторону заболеваний. Они лишь иногда признают нервные причины, но пробуют залить их бромом, между тем, внушение могло бы дать лучшее следствие. Не забудем, что иногда для скорейшего закрытия ран тоже применяли внушение, чтобы возбудить сотрудничество всего организма. Так, при беседе об Огненном Мире нужно иногда не забыть причину раздражения носа и гортани. Просить нужно врачей изучать все приемы внушения” (МИР ОГНЕННЫЙ II, § 225).

“Знахарь заговаривает болезнь, но только теперь начинают понимать, что такие заклинания есть просто внушение. Можно заметить, что знахари произносят какие-то непонятные и бессмысленные слова, но мало кто задумывается, что смысл не в таких выражениях, но в ритме и, главное, в мыслях посылаемых.

Можно внушением не только предотвратить боль, но и дать иное направление всему заболеванию. Редко допускается последнее, ибо до сих пор не верят в воздействие мысли. Из того же источника неверия происходит застой сознания” (БРАТСТВО, § 71).

“Внушение бывает мысленное, или звуковое, или посредством взгляда, или усиленное глубоким вдыханием. Какие возможности для научных наблюдений заключаются в этих действиях? Можно проследить, насколько вдыхание усиливает звук и эманации глаз. Давно замечено о различных свойствах человеческого взора. Можно рядом опытов уследить, насколько далеко действует излучение глаз, при этом поучительно следить за комбинацией силы мысли с физической эманацией глаз. Только наблюдая можно оценить невидимый мир человеческих воздействий. Сложна паутина, сотканная несознательными действиями мысли. Не удивляйтесь, что мысль продолжает жить в пространстве; также не исчезают физические частицы взора. Учась наблюдательности, Мы еще раз вспомним о сердце и поймем символ стрелы пронзающей” (СЕРДЦЕ, § 28).

“Понятия воли должны быть твердо осознаны и разграничены. Мозговая воля сделалась оплотом Запада, тогда как Восток остался в твердыне сердца. При внушении гипнотизер Запада употребляет волю, напрягая центры конечностей и глаз, но эта эманация не только скоро исчерпывается, но и приносит утомление и, главное, действует на очень незначительном расстоянии. При волевых посылках невозможно пространственное достижение. Но сердце Востока не нуждается в напряжении конечностей, не нагнетает без нужды энергию, но имеет свои мысли без ограничения места. Сердечное внушение, как естественный канал сообщения, не наносит вреда внушающему и принимающему. Западный способ постоянно заметен извне, но восточное делание не имеет ничего внешнего, наоборот, внушающий не смотрит на получающего, ибо в сердце имеет образ назначения. Много несомненных преимуществ сердечного делания, но для него нужно, прежде всего, осознать значение сердца…” (СЕРДЦЕ, § 74).

“После познания внушения можно думать о средствах, усиляющих его. Но сперва нужно познать все стадии внушения. Если человек постоянно внушает и находится под внушением, то как же внимательно нужно уметь различать степень земного и тонкого воздействия! Для этого научного исследования нужно, чтобы сам ученый был познающим градации миров. Если он будет отрицателем, то лишь возрастит поколение невежд” (АУМ, § 225).

“Многие параличи можно излечить посредством усиленного внушения. Много болезней, например – зачаток рака, туберкулеза, язвы желудка, могут быть остановлены внушением, усиленным психическими воздействиями” (АУМ, § 222).

“Неудивительно, что, наконец, и в больницах применяется внушение. Несколько веков потребовалось, чтобы признали реальность этой энергии. Но и признание весьма ограничено. Вместо широкого применения во всей жизни начинают пользоваться ею лишь при некоторых хирургических операциях. Но ведь у нас уявлена возможность прилагать ту же энергию и при ненормальностях пульса, и при нервных воспалениях, и при параличах, и накожных заболеваниях.

Словом, психическая энергия может помочь человечеству на всех путях” (АУМ, § 358).

“…Так называемые внушения большею частью происходят несознательно. Нужно очень воспитывать мышление, чтобы достичь чуткости…” (АУМ, § 466).

“При лечении болезней волевым приказом помните, что нельзя устранить заразные болезни внушением. Обычная ошибка в неумении различить круг возможного воздействия. Между тем, лечение заразных болезней внушением может принести непоправимый вред. Собаку, засевшую в воротах, лучше не трогать; если начать ее хлестать, ярость ее удесятерится. Так же с микробами, их можно побороть лучами или противодействием сил организма, но бич воли заставит поникнуть многие центры, и пожар поглотит новые области. Лучи подсекают корни заразы, но воля ведет к новой деятельности. Конечно, трудно определить болезнь в зачатке, только исследование выделений и картина излучений даст определение. Если выделения могут иногда ввести в заблуждение об истинной причине, то иероглиф излучения покажет основание болезни. Каждая особенность деятельности организма дает цвет и знак начертания. Можно вести наблюдения при каждой больнице” (ОБЩИНА, § 169).

“Врачебно-психическое воздействие должно быть применено не только обдуманно, но и решительно, до конца. Полумеры, как и во всем, опасны. Можно приоткрыть центры, но пустить на них всякие влияния так, что вместо излечения получится раздражение и новая зараза, недопустимо. Употребление усиленного внушения требует и согласие самого больного. Каждое противодействие опасно, ибо может окончательно надорвать силы. Можно видеть, что несознательное состояние тоже нежелательно; требуется яркое желание и сотрудничество волевое. Не только при врачебных воздействиях, но и во всех проявлениях жизни нужны те же условия – без них, как же мыслить о Мире Огненном? Мир Тонкий может быть достижим и в полусознательном состоянии, но Мир Огненный может быть приближен лишь ясным сознанием” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 618).

“Мыслетворчество и внушение совершенно различного порядка, хотя и относятся к огненным явлениям. Внушение есть насилование Огня, тогда как мыслетворчество — явление основного закона. Когда некоему саабу Мы говорили о наполнении его жилища Нашей Аурой, Мы, конечно, имели в виду мыслетворчество, не не внушение, которое охотно предоставляем мелким гипнотизерам. Мыслетворчество гораздо сильнее всяких внушений. Прежде всего, внушение преходяще, и оно поражает ауру и создает Карму, но мыслетворчество напитывает ауру и не нарушает самодеятельность. Но, конечно, пространство, напитанное мыслетворчеством, сосредоточивает мощь огненную. Одним из самых утонченных условий все же остается ненарушимость Кармы. Дать, помочь и даже руководить, и не нарушить личность – это трудная задача. Каждый оказывается перед решением ее. Мыслетворчество, лишенное самости, дает решение этих лабиринтов. Доброта, сердечность и сотрудничество так же помогут, но туман шатания — особенно плохой советчик” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 135).

Психическая энергия во все времена была известна человечеству как лечебное средство в форме внушения и самовнушения, но в большинстве случаев оно применяло ее неосознанно, не зная этих понятий. Во все времена были отдельные люди, которые сознавали, что эта великая неизвестная сила находится в них, но они называли эту энергию по-разному. Ею пользовались все целители–гипнотизеры, целители–магнетизеры, и различные целители–практики, которые в лечении болезней полагались не на академическую медицину, но шли своими путями. В отдельных случаях лечение посредством внушения уже применяется в медицине. Все целители и врачи, использующие силу внушения, в действительности, работают с всеначальной, или психической энергией, хотя и дают ей различные наименования. Так, знаменитый француз Эмиль Куэ называл эту силу подсознанием и учил, что самовнушение может применяться как при душевных страданиях, так и при лечении органических заболеваний. Он сам силой своего внушения или, точнее, психической энергии вылечил тысячи людей, внушая им мысль, что в каждом человеке присутствует огромная внутренняя сила, которая освободит его от болезни, как только будет приведена в действие.

Излечение различных болезней внушением и самовнушением является доказательством использования и деятельности психической энергии. При этом уже выявляется часть скрытой в нас силы. На самом деле, самовнушение есть ни что иное, как работа над самим собой в духе самосовершенствования.

Техника самовнушения состоит в том, что при одновременном отключении всех мыслей и желаний отдается приказ всем имеющимся в нас энергиям действовать, помогая организму. Сомневающееся мышление должно быть непременно выключено, чтобы в нас могло проявиться Высшее Сознание. Тому, кто хочет помочь себе силою внушения, лучше всего удастся достичь этого на границе сна, перед засыпанием, или сразу же после пробуждения, когда мышление, или Манас, уже больше не активно или еще не совсем активно. Тогда следует без больших усилий и напряжений воли шепотом бесстрастно внушить то или иное желание, облеченное в конкретную или общую форму приказа. От этого наши внутренние силы будут действовать свободно и должным образом. В этом случае формулы нужно высказывать не в виде желания, а в виде твердого убеждения, примерно следующим образом: “С Помощью Высших Сил день ото дня мне становится во всех отношениях все лучше и лучше”.

Самовнушение не является, разумеется, панацеей от всех болезней, но оно может оказать ценную помощь и решающим образом повлиять на процесс лечения.

Не следует думать, что с помощью самовнушения можно добиться любой цели, прежде всего, материальной, а также длительного освобождения от пороков и комплексов неполноценности. Не следует также думать, что самовнушение подействует уже на следующий день. Психическая энергия начинает действовать лишь тогда, когда человек проявляет настойчивость в осуществлении своих задач. Лишь в том случае, если он регулярно и продолжительное время занимается достижением цели, возникает необходимый ритм, открывающий врата для психической энергии, которая затем начинает течь в желаемом направлении. Без регулярности и без определенного ритма не возникает никакого благотворного и эффективного потока. Поэтому, чтобы добиться успеха в достижении цели, необходима систематическая и постоянная целеустремленность, причем при обязательном условии следовать, по кармическим причинам, только тому Плану, который двигает и ускоряет эволюцию человечества и Мира. Отсутствие всякой системы и скачкообразность, сегодня так, а завтра иначе, и склонность к лени являются величайшими врагами психической энергии. Если исключить эти разрушающие факторы, то психическая энергия работает автоматически и успешно.

195. Чудесные исцеления

Необыкновенные исцеления тяжких заболеваний, которые академическая медицина считает неизлечимыми, происходили не только в период появления в Палестине Учителя ИИСУСА, но и во все времена. Тот факт, что Высокий Учитель для поддержки Своего Учения совершал чудесные исцеления, свидетельствует о том, что ИИСУС – Высший ВЛАДЫКА Шестого Космического Луча Целителей, и непосредственно ЕМУ должны подчиняться и следовать все целители и врачи, избравшие для себя духовный путь. Учителя Мудрости на остальных шести направлениях Космических Лучей выполняют другие Космические Задачи, которые, по меньшей мере, столь же важны для эволюции человечества, а может быть, и намного важнее, если рассматривать развитие, исходя из высших соображений.

Опыт последних девятнадцати столетий доказал, что чудеса, как средство склонить людей к определенной вере, оказались в целом не эффективны. Причина абсолютно проста. Чудо есть средство, имеющее характер некоторого принуждения, а человечество никоим образом нельзя принуждать к вере. В крайнем случае, это применимо еще по отношению к примитивным людям и народам, которым посредством чуда можно внушить веру, но не к образованным людям, которые должны сами активизировать и исследовать силы своей психической энергии, лежащие в основе всех чудесных исцелений.

Насилие и всякое принудительное суггестивное воздействие находятся в противоречии с Космическим Законом Свободы, который гарантирует каждому человеку возможность абсолютно свободного развития. Потому Агни-Йога, или Живая Этика отвергает всякое насилие, пусть даже в форме чудесного исцеления, для обращения кого-либо в свою веру. В настоящее время чудесные исцеления отвергаются Иерархией Света, и не всякий, кто утверждает, что исцеляет Ее Именем, делает это по Ее Поручению. Чудеса может творить и Люцифер, князь Мира Сего. В Конечной Битве между Светом и Тьмой имеется достаточное количество утонченных мошенников, говорящих от имени ИИСУСА, но действующих по поручению Люцифера. Распознать их можно лишь с помощью развитой психической энергии.

Чудесные исцеления являлись даром очень бедным людям, которые сами никоим образом не могли справиться со своей судьбой. Но в новом веке люди должны научиться выходить из стадии нищенствования и помогать самим себе сознательной активизацией силы своих созидательных мыслей и психической энергии. Это будет возможно, как только все люди однажды признают Закон Причин и Следствий, или Кармы. Когда-нибудь благодаря установлению совершенно нового экономического и социального строя в социальной сфере совсем не станет бедных. Также и духовная нищета будет преодолена, когда человек научится сам помогать себе силой своих положительных, созидательных мыслей.

Что касается чудесных исцелений, то следует иметь в виду, что даже Учитель Мудрости по кармическим причинам может излечить лишь тех людей, у которых отрицательная Карма почти погашена и больше не существует опасности повторения старых ошибок и привычек, вызывавших болезни. Именно поэтому ИИСУС из множества людей, жаждущих исцеления, выбирал только тех, кто уже имел эти предпосылки, причем ОН всегда подчеркивал: “Вера твоя помогла тебе”. Среди тысяч ищущих исцеления было много таких, которые равным образом верили в ИИСУСА и тоже возлагали на НЕГО все свои надежды, но все же не удостоились ЕГО внимания. То же самое можно наблюдать и у тех чудотворцев, которые в настоящее время осуществляют чудесные исцеления с помощью психической энергии, обращаясь к ИИСУСУ, чтобы ОН дал им силу для проведения внушения. Есть также другие чудотворцы, совершающие чудесные исцеления не имея отношения к религии. Они направляют на конкретную личность, у которой Карма болезни подходит к концу, не только свою, но и чужую психическую энергию, которая может мгновенно активизироваться и высвобождаться для осуществления процесса исцеления. Такое распознавание является свойством психической энергии. К сожалению, отдельные “чудотворцы” пользуются недозволенными магическими средствами, отсасывая психическую энергию у склонных к медиумизму людей и направляя ее на других.

Даже Учитель Мудрости не имеет права совершать чудесные исцеления, не принимая во внимание индивидуальную карму; в противном случае ИИСУС мог бы исцелить огромное множество других, жаждущих помощи, людей, которым было в ней отказано. И они с полным правом могли бы спросить, почему именно они не заслужили исцеления, хотя их вера в ХРИСТА была такой же твердой. Поэтому, в своем разочаровании и замешательстве, они до тех будут отворачиваться от Христа, пока не познают Закон Кармы и не поймут, что они сами должны помочь себе, и что помощь им будет оказана только тогда, когда их собственные возможности исчерпаны до конца. Закон Причин и Следствий имеет обязательную силу для всех и стоит превыше всякого личного Бога. Если бы все люди, без исключения, получали помощь Свыше сразу, по малейшей просьбе, не предпринимая самолично никаких усилий для освобождения от последствий своих ошибок, то Закон Всеобщей Справедливости превратился бы в фарс. Кроме того, если бы людям всегда чудесным образом шла помощь Свыше, то они целиком полагались бы на Помощь Высших Сил и не делали бы никаких попыток собственными силами выйти из того жалкого состояния, к которому они пришли по своей же вине, а жили бы в свое удовольствие и просто прожигали бы жизнь. Таким образом, они не продвигались бы по пути самосовершенствования.

Потому помощь оказывается в виде исключения самым бедным, и только в последний момент, чтобы они не совсем утратили надежду на возможность Помощи Свыше. И поэтому чудесные исцеления происходят именно тогда, когда собственные возможности самопомощи исчерпаны окончательно. Несомненно, для каждого лучше собственными силами выбираться из беды; ибо Карма не освобождает от возмещения в следующей инкарнации вины, взятой на себя Высшим Существом или покрытой психической энергией другого человека, и в этом случае необходимо компенсировать ее служением и помощью, против собственной воли, именно чужим людям.

Чудеса как таковые в большинстве случаев вовсе не являются помощью, они лишь стимулируют легкомыслие, небрежность и бесхарактерность. Поэтому Иерархия Света отказалась от совершения чудесных исцелений и от их поддержки в будущем, а также вообще от чудес как средства для пробуждения веры, поскольку чудеса никого не могут убедить надолго и являются, в сущности, средством принуждения. Впрочем, за последние годы наблюдались случаи, когда многие больные, исцеленные неким чудотворцом, спустя месяцы или годы все-таки внезапно умирали, и даже гораздо раньше, чем, если бы это произошло, несмотря на тяжкие страдания, естественным образом, без вмешательства извне.

“В Египетских Мистериях установлен момент, когда посвящаемого ставят перед порогом абсолютной тьмы и он должен, не замедляя шагов, войти в Неведомое.

Особенно теперь, когда Христос отказался от чудес, надо этот момент в Неведомое пройти особым способом. Потому что будущая эпоха должна стереть границы миров. И Египетские Мистерии претворились в формулу ногами человеческими.” (ЛИСТЫ САДА МОРИИ II, § 167; или ОЗАРЕНИЕ, 1924 — V — 19).

Примечание: Это означает, что человеку необходимо, во что бы то ни стало, совершенствоваться, прилагая личные усилия, а не надеяться на чудо, даже если он находится в отчаянном положении

“Можно сказать, отчего решено отказаться от чудес. Путь чудес самый далекий от гармонии. Или чудо пропало, тогда оно просто вредно; или оно вздергивает человека на ступень, которую не может держать окружающая атмосфера; или, попадая на глаза завистников, оно порождает зло…” (ЛИСТЫ САДА МОРИИ II, § 169; или ОЗАРЕНИЕ, 1924 — VI — 1).

“Сказано: хула на Духа хуже всего, ибо говорящий против Духа являет себя невеждою! Сказано про святых, но кто же может называться этим необъясненным понятием? Творящие чудеса будут учеными магами. Блюдущие свою жизнь, будут практичными людьми.

Только отказавшиеся сознательно от личного и перенесшие сознание в понятие эволюции мира, могут в Нашем понимании называться подвижниками. Необходимо чтобы этот процесс совершился сознательно, вне случайностей внешних условий.

Невозможно насильно насадить религию, опять она станет кощунственным уродством” (ЛИСТЫ САДА МОРИИ II, § 319; или ОЗАРЕНИЕ, 1925 — V — 2).

“Уже Сказал, что исчезли тайны и чудеса. На их место должно утвердиться в сознании понятие психической энергии, чем двигаются силы, порождающие жизнь. Так запомним. Неведомые медицине центры, называемые obscure являются двигателями, ответственными за наши мысли. Скоро эти рычаги найдут свое назначение и должную главу в книгах” (АГНИ ЙОГА, § 628).

Известно, что последователи “ChristianScience”, общества, которое получило в Америке широкое распространение, иногда добиваются значительных исцелений посредством веры. Эти чудесные исцеления совершаются, несомненно, благодаря энергичному применению и активизации психической энергии.

Однако иногда наряду с чудесными исцелениями, из-за пренебрежения медициной и кармическими условиями, происходят многочисленные несчастья. Все хорошо в свое время и на своем месте, но не всегда с помощью молитвы и воздействия психической энергии можно избегнуть хирургического вмешательства. Не лечатся внушением также заразные болезни. Во всем необходимо следовать соизмеримости и целесообразности. В одном случае уместно применить гомеопатическое средство, в другом – аллопатическое, в третьем спасти может лишь операция. Безусловно, в настоящее время производится слишком много операций, особенно на слепой кишке. И все же необходимо помнить о том, что именно врач должен заниматься лечением болезней, так как он по своему природному предназначению призван не только предотвращать, но и излечивать болезни. Врачу следует сознательно применять свою психическую энергию, и для этого он должен быть достаточно опытным и иметь чистое сердце.

Вылечиться легко можно только в начале болезни. Всякое упущение имеет, обычно, тяжкие последствия, независимо от того, виноват ли в этом врач, пациент или кто-то еще. То, что уже распадается, не подлежит восстановлению. Есть много примеров, когда люди остаются глухими к самым важным указаниям. Лишь в тот момент, когда случается несчастье, они мгновенно вспоминают, что их раньше предостерегали, но тогда уже бывает слишком поздно. Некоторые люди ошибочно полагают, что помощь может быть оказана на всех стадиях болезни и при всех обстоятельствах. Утраченную руку или удаленный орган невозможно оживить и воссоздать заново. Безусловно, имеются случаи, когда люди и с высохшим мозгом еще могут мыслить. Но это является лишь доказательством того, что мыслит ментальное тело; а не мозг. Можно привести случаи, когда люди умоляют об исцелении уже умерших людей. Этот казус свидетельствует о том, что люди не понимают, как правильно обращаться с психической энергией.

Посланная извне психическая энергия может помочь лишь в том случае, если она в процессе лечения найдет отклик в самом больном, так как при лечении необходимо его сотрудничество. Все так называемые чудесные исцеления производятся лишь с помощью сильного импульса психической энергии и нервных сил в самом больном, который чаще всего вызывается через соприкосновение с еще более мощной энергией. Но когда запас психической энергии больного уже почти полностью исчерпан, то посланная ему со стороны психическая энергия больше не воспринимается. В действительности не существует чудес в буквальном смысле слова. Каждое энергетическое воздействие имеет свои условия, и при отсутствии этих необходимых предпосылок нельзя ожидать какого-либо успешного результата.

Между тем, чудесные исцеления в целом, особенно в настоящее время, абсолютно утратили свое значение, ибо все человечество и вся планета более или менее больны, и мы стоим непосредственно перед глобальными планетарными катастрофами. Существует опасность разрушений огромного масштаба от воздействий огня. Этой опасности можно противостоять лишь воздействием огромного потенциала энергии мыслей, направленных на спасение человечества и планеты, чтобы Земля и в будущем оставалась нашей Родиной. К сожалению, большинство людей все еще не способно отличить существенное от несущественного. Сегодня главное заключается в том, чтобы показать людям тот духовный путь, который даст им возможность собственными силами справиться с опасностями и несчастьем. Для этого необходимо широкое духовное обновление во всех областях человеческой жизни. Человечество идет навстречу глобальному радиоактивному заражению и множеству неизвестных болезней, вызванных огненной трансмутацией планеты. Следовательно, в первую очередь необходимо мобилизовать те защитные духовные силы, которые в состоянии предотвратить грозящие катастрофы или, по крайней мере, максимально ослабить их воздействие.

196. Сон и Психическая энергия

“Сон есть приобщение к Тонкой Сфере. Состояние сна показательно с точки зрения психической энергии. Она, несомненно, усиливается, но в особом качестве; иначе говоря, она приобретает своеобразное качество Тонкого Мира” (АУМ, § 213).

Ошибочно полагать, что чрезвычайные напряжения, а также отказ от сна и пищи могут развивать и умножать запас психической энергии. Правильное развитие высокого качества психической энергии возможно лишь при расширенном сознании и сотрудничестве с Высшими Силами.

От сна нельзя отказываться, он крайне необходим, ибо во время сна наше тонкое тело наполняется живительной субстанцией Тонкого Мира и соприкасается с Высшими Энергиями. В зараженной атмосфере городов человек должен спать не менее 7-9 часов, и пища должна содержать достаточное количество витаминов.

197. Карма и лечение болезней

“Сняв с себя ответственность, человек лишает себя самого прекрасного чувства и личной, утвержденной, творческой силы. Человек, претворяя Пространственные Огни в формы, не может сложить с себя ответственность. Каждая форма Космоса будет соответствовать форме духа. И все порожденные формы будут отвечать формам, порожденным духом в своем беспредельном устремлении к совершенствованию. Чувство ответственности должно поднять космическое творчество.

Когда дух развивается в направлении Космической Беспредельности, тогда чувство ответственности приобретает силу, явленную Творцами Космоса. Начните сознавать ответственность и устремитесь к космической ответственности. Ступень личной ответственности, ступень ответственности за человеческое мышление, ступень ответственности за человеческую эволюцию, ступень ответственности за лучшее будущее. Когда мышление усовершенствуется, тогда можно сказать, что близко время строительства лучшего будущего.

В Космосе живет та разумная сила, которая называется космическим ритмом, и вся жизнь человеческая зависит от круга ритма. Но представим себе, что утвердился круг, который взаимно порождает с Космосом и энергия психическая определяет течение эволюции.

Взаимоотношение ответственности беспредельно” (БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ I, § 73).

В Космосе царит абсолютная свобода выбора — свобода мысли, чувства и действия. Однако свобода эта подчиняется действию Закона Причин и Следствий, ибо в противном случае, если бы каждый человек, свободный от ответственности, мог делать все, что ему заблагорассудится, в мире возник бы всеобщий хаос. Потому свобода обуславливает также и ответственность, а последняя распространяется не только на поступки, но и на чувства и мысли человека. Поскольку, согласно Природному Закону, мы должны нести ответственность за все наши мысли и действия, мы постоянно создаем карму, которая может погашаться и изживаться не только в течение одной-единственной жизни, но и переходить на будущие воплощения.

Таким образом, и болезни могут быть обусловлены кармически, то есть причины многих тяжелых заболеваний сегодняшнего дня были заложены уже в прежних жизнях, но проявились лишь в данной инкарнации. Так, некоторые опасные болезни, которые, как нам кажется, совершенно беспричинно и несправедливо поразили нас в этой жизни, являются проявлением ошибок из прошлых воплощений. Это можно доказать не только астрологически, но, прежде всего, благодаря искусству хиромантии, так как многие абсолютно здоровые младенцы уже имеют на линиях своих рук знаки тяжких болезней, которые проявятся лишь спустя десятилетия при отсутствии наследственной предрасположенности к ним. Дату появления болезни, а также ее продолжительность в большинстве случаев можно определить достаточно точно. Такие болезни считаются кармическими и должны быть изжиты. Как правило, в подобных случаях до истечения кармического срока болезни искусство врачей оказывается бессильным, и для больного возможно лишь смягчение болей. От кармы больного зависит, заканчивается ли его болезнь к определенному моменту времени сама по себе, или появляется нужный ему врач, либо подходящее лекарство, и больной освобождается от своих страданий. Чаще всего это кажется чудом, но это ничто иное, как природное проявление Закона Причины и Следствия, или же Кармы. Однако этой жесткой закономерности можно до некоторой степени избежать или облегчить тяжесть кармического бремени и сократить срок страданий через духовное устремление и активизацию своей психической энергии.

“Если внешние обстоятельства берут на себя карму, то это не значит, что нечто, уже зарожденное в пространстве, растворится. Может оно приобретать новые формы, но не должно уничтожиться. Так и здесь психическая энергия, хорошо организованная, может помочь, удерживая срочную карму около личности” (АГНИ ЙОГА, § 391).