XX. ДУХОВНЫЕ БОЛЕЗНИ И ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ

XX. ДУХОВНЫЕ БОЛЕЗНИ И ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ

В последнее время чрезвычайно возросло количество духовных, или психических (см. сноску 1), заболеваний, и среди них, прежде всего, все степени одержания, которые очень часто влекут за собой шизофрению, т.е. расщепление сознания. В 1959 году по случаю Всемирного Дня Здоровья были обнародованы статистические данные, из которых следует, что один процент всего населения мира уже страдает от тяжелых психических расстройств, а 10% человечества поражено более легкими формами психических заболеваний. В одной только Европе насчитывается два миллиона психически больных в тяжелой форме, которые вынуждены длительное время проводить в лечебных учреждениях. И не за горами, по-видимому, то время, когда в высоко цивилизованных и ориентированных на материальные ценности странах каждый десятый житель действительно будет в той или иной степени психически больным человеком. Можно себе представить, какую громадную угрозу это представляет для всего остального человечества, поскольку такое огромное количество людей с психическими заболеваниями невозможно разместить в лечебницах, и к тому же некоторые из них занимают ответственные посты в политике и экономике.
Cуществует целая шкала психических расстройств – от странностей до буйного помешательства. Как правило, психически больного человека определяют в лечебное заведение только тогда, когда он становится общественно опасным. Преобладающая часть предрасположенных к преступлениям людей являются психически больными. Поджигатели и убийцы являются, прежде всего, одержимыми; не зная об этом, они действуют по принуждению одержателей, которые овладели ими. Психиатры, к сожалению, еще не поняли этого, и слишком мало задумываются о том, что психически больные люди заражают свое окружение, а это является дополнительной опасностью для людей.

“Человек зараженный долгое время не чувствует заразу. Если это происходит при физической болезни, то тем более такой инкубационный процесс можно видеть при болезнях духа” (МИР ОГНЕННЫЙ II, § 414).

“Уявление одержимости особенно легко при таком погашенном состоянии. Не примите за преувеличение, если около половины народонаселения планеты подвержены этой опасности. Конечно, степень очень различна, но начавшееся разложение очень прогрессирует. То же можно видеть и среди минувших Культур” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 185).

По мнению врачей, духовные, или психические, болезни вызываются чрезмерным увлечением алкоголем, наркотиками и всеми отравляющими веществами, и, кроме того, венерическими заболеваниями. Это правильно, ведь таким образом, вследствие разрушения психической энергии и контакта между ментальным телом и физическим мозгом, происходит постепенное помрачение сознания. Однако эти факторы не являются единственно решающими, ибо само слово “духовная болезнь” (“Geisteskrankheit” см. сноску 1.) означает, что решающими являются, в первую очередь, духовные пороки, ведущие к неумеренному потреблению алкоголя и наркотиков. Духовно здоровый человек никогда не будет употреблять эти яды в целях наслаждения или без уважительной причины. Кроме того, чистому сердцу не грозит одержание, и искренность также является преградой для одержимости.

Одержание может наступить лишь тогда, когда у человека из-за его духовных пороков происходит частичное или полное разложение заградительной, или защитной, сети ауры, или когда такой заградительной сети вообще еще не существует, что имеет место у тех людей, у которых работают только низшие тонкоматериальные центры. В этом случае астральные сущности способны овладеть живым физическим телом, что может привести к более или менее сильному расщеплению сознания. Таким образом, речь идет об астральных телах умерших людей, которые овладевают физическим телом человека, и, обуреваемые жаждой жить, желают, как и прежде, участвовать в физической жизни. Но это возможно только путем внедрения в ауру живого человека и овладения им. Имеются случаи, когда много астральных сущностей жаждут доступа в ауру человека и потом спорят о господстве над еще живым человеком. Так, происходят и такие виды расщепления сознания, когда в одном душевнобольном по очереди проявляются две или более астральных сущностей с совершенно разными, порой даже противоположными характерами, чему современные психиатры не могут найти приемлемого объяснения за недостатком знания сути дела. И пока люди не поверят в продолжение жизни после смерти, а также в существование Тонкого Мира, в котором обитают усопшие и астральные существа, наука не сможет найти истинные причины духовных болезней (см. лекции N 26 и 27 “Письма о Живой Этике”).

198. Расщепление сознания и одержание

Когда человек, не заботясь о своей психической энергии, утрачивает необходимый духовный иммунитет, существует опасность одержания, при этом вампиризирующая сущность Тонкого Мира, исполненная неизжитой жаждой жизни, пытается внедриться в ауру живого тела. Есть также усопшие, которые еще не полностью осознали свое новое состояние. И они тоже пытаются проникнуть в ауру живого человека. Но это возможно лишь тогда, когда повреждена заградительная сеть или имеются духовные, либо моральные недостатки. Подобные случаи происходят при чрезмерном употреблении алкоголя и наркотиков. К этому может привести также очень сильный отток психической энергии вследствие перенапряжения и переутомления. Люди, обладающие способностью видеть ауру, могут, например, наблюдать, что при употреблении алкоголя и никотина аура начинает колебаться. Поэтому необходима сильная психическая энергия, чтобы предотвратить тяжкие повреждения подобного рода.

Конечно, есть и другие случаи, когда заградительная сеть ауры может получить повреждения. Большой опасностью в этом отношении является также медиумизм. Поэтому поддержанию чистоты своей ауры необходимо уделять особенное внимание.

“Заградительная сеть образуется из тончайших энергий. Все центры принимают участие в формировании этого мощного щита. Для полного круга необходимо, чтобы все духовные центры нагнетали свои энергии. Из центров духа нужно особенно нагнетать сердце, ибо оно в своей мощи может трансмутировать мышление. Правильное мышление даст устойчивость, которая является первым условием. Устойчивость изгонит двойственность, страх и сомнение. Заградительная сеть может охранить человека, сделав его неуязвимым. Но щит его может лишь тогда утвердиться, когда все тонкие энергии сгармонизированы. Опыт Агни_Йоги дает, именно, этот щит, но необходимо самое бережное отношение к центрам. Заградительная сеть должна постоянно насыщаться энергиями изнутри, как огненная, восходящая спираль. Духовные центры должны питать эту мощь. Заградительная сеть переходит с духом в Мир Тонкий. Сотканная из тончайших энергий, она может ассимилироваться с Миром Огненным; в ней можно отразить лишь высшие устремления. Люди, живущие низшими центрами, не имеют явления заградительной сети. Одержимые не имеют этого щита. Потому на пути Огненном нужно заботиться о сплетании тончайших энергий” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 112).

“Заградительная сеть может насыщаться только, когда центры трансмутированы. И на последней ступени перед принятием Огненного Луча, заградительная сеть особенно напрягается” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 113).

“Беззащитность, происходящая от поражения ауры, ужасна. Можно представить, как одно проломление ауры ведет к искажению всего строения ее. Сонливость, замечаемая при поражении ауры, происходит от однообразно усиленной деятельности огненной энергии, направленной к внешним излучениям. Пока идет такое восстановление, организм и, особенно, сердечная деятельность оказываются подавленными, потому так забочусь о бережности, как о своих действиях, так и о возвратных ударах; зачем во время боя отягощать сердца друзей?! Можно произвести великое множество опытов, как нарушение излучений отражалось, именно, на сердце. Люди трудно воспринимают совет о наблюдении за своими излучениями, но, даже до фотографирования их, наука знает о существовании таких излучений от каждого предмета. Нужно проникнуться уважением к Человеческой конституции и понять, что каждое столкновение, прежде всего, приносит вред астральному телу. При этом, конечно, организмы, сработавшиеся длительным общением, будут тем сильнее ранить друг друга; но не только друг друга, но и рефлектировать на других близких. Тем серьезнее нужно искоренять все столкновения. Можно представить, какая темная рать устремляется на каждый пролом ауры. Очень ужасно питать таких насекомых внутренними слоями излучений. Только заградительная сеть препятствует нападению темных сил. Каждый пролом ауры угрожает и одержанием. Тем более, будем бережны”. (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 520).

“Поверх всего озабочивает Меня неравновесие Мира. Одержание развивается и угрожает безумием. Многие страны управляются безумцами в полном смысле слова. Явление массового одержания не повторялось раньше, непонятно, отчего ученые не обращают внимания на такое бедствие! Люди создают миллионы убийств. Неужели никто не подумает, что это есть рассадник одержания” (МИР ОГНЕННЫЙ II, § 223).

“Пусть врач не изумляется, если заметит, что признаки одержания принимают эпидемический характер; их больше, нежели ум человеческий может представить. При этом разновидности очень различны: от почти неуловимой странности до буйства. Хвалю врача, если он заметил связь с венерическими болезнями. Действительно, это один из каналов одержания. Можно сказать, что большинство, страдающее венерическими болезнями не чужды одержания. Но в одном врач оказался слишком оптимистом – явление венерической болезни может облегчать доступ одержанию, но излечение ее не есть изгнание одержателя. Так и раздражение в своих крайних степенях может пригласить одержателя, но нельзя ожидать, что первая улыбка уже изгонит его. Целая наука заключается в таком наблюдении. Врач прав, желая посетить не только дома для умалишенных, но и тюрьмы. Не мешает посетить и биржу или палубу корабля во время опасности. Можно заметить признаки постоянные, или длительные, или краткие. Также можно наблюдать потовые выделения. Явление многих особенностей постепенно выступят перед наблюдателем. Среди них будут намечаться подробности Тонкого Мира, но одно останется непреложным, что удаление одержателя не зависит от физических воздействий. Лишь Агни, лишь чистая энергия, может противиться этому человеческому бедствию. Повторяю слово бедствие, ибо оно отвечает размеру эпидемии. Множество врачей назовут Агни суеверием и одержание невежеством. Люди так часто наделяют других своими свойствами. Но и одержатели всех степеней будут обеспокоены таким расследованием” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 278).

“Среди психических заболеваний самые ужасные, почти неизлечимые – предательство и кощунство. Однажды предатель – всегда предатель. Только сильнейший огненный удар может очистить такой зараженный мозг. Если такое преступное состояние происходит от одержания, то такая причина одинаково не утешительна. Можно ли представить сотрудничество с предателем или кощунником? Они, как зараза в доме. Они, как труп смердящий. Так Мир Огненный не имеет утешения для предателей и кощунников” (МИР ОГНЕННЫЙ II, § 445).

“Каждое космическое достижение таит в себе опасность в случае небрежности. Если люди могут овладеть новыми энергиями, то для слабых духов увеличится опасность одержимости. К вопросу одержимости следует отнестись научно. Два момента существования установлено. Первый – непрерывность жизни в различных состояниях, второй – влияние воли одного существа на другое. Так, существа, находясь в тонких телах разных степеней, могут направить мысль на земных воплощенных. Но осознанная энергия может способствовать единению миров, но, соединяя высшее, она же открывает путь низшим. К тому же знаете, насколько низшие стремятся сблизиться с земными эманациями. Так, нужно предупредить людей о стойкости воли, ибо одержимость есть одно из наиболее недопустимых состояний. И лишь вмешательство третьей воли, твердой и чистой, может нарушить это беззаконие, которое поражает людей вне возраста и положения. Дело врача — присмотреться к больному и найти признаки чужой воли. Если врач сам достаточно очищен и не боится перенести на себя непрошеного гостя, он может применить воздействие воли. Но даже выход одержателя недостаточен для излечения. Около тысячи дней опасность повторения не истекает, больной должен пристально следить за мыслью своей. Нужно предупредить врачей.

Несчетно количество желающих внушить людям самые позорные мысли, но достаточно иметь силу и найти ритм приказа, чтобы спасти человека. Обязанность йога состоит в изгнании вредных воздействий” (АГНИ ЙОГА, § 227).

“Нужно внимательно отнестись к случаям так называемой двойной жизни. В худшем случае она есть вид одержимости, в лучшем — она есть переживание прежних воплощений. Иногда дух настолько прикасается к прежним воплощениям, что переживает их снова. Необходимо заботливо обращать внимание на это состояние, которое не входит в сознание текущего воплощения. Не нужно мучить вопросами, но и здесь йог может быть полезен. Он может приказать не прикасаться к прошлому. Вы заметили, что Мы лишь в случаях необходимости касаемся прошлых воплощений, чтобы не привлекать эманации прошлого из Акаши” (АГНИ ЙОГА, § 230).

“Тихое помешательство как бы местный паралич. Нужно дружественно прикоснуться к мозгу и сердцу. Редко происходит такое сердечное прикасание. Больного или боятся, или презирают. Но заболевание могло произойти не по вине самого заболевшего, могла его оглушить вражеская стрела. Много таких случаев, когда не сам человек виноват, но его задела стрела ядовитая. Можно вылечить многих таких помешанных, как бы контуженных” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 616).

В случае одержания большое значение имеет, конечно, вопрос виновности самого человека. Нельзя считать, что жертва абсолютно невиновна, когда враждебные духи из низших слоев Тонкого Мира осуществляют особо мощные и длительные нападения на человека, отягощая и терзая его. Кроме того, человек также виновен, если он, хотя бы временно, допускает их проникновение в свою ауру и овладение своим телом, причем во многих случаях эти сущности уходят лишь после того, как согласно своим желаниям они получают удовлетворение сексуальным или каким-либо иным путем. Только в случаях сильного переутомления вследствие ночной работы или какого-либо иного, независящего от человека перенапряжения, которые могут привести к сильному оттоку психической энергии, трудно прояснить вопрос о виновности самого человека. Но она однозначна в случаях пьянства и наркомании.

“Известно, что каждое злое действие должно быть изжито, но вас спросят: “Как происходит справедливость над одержимыми? Кто понесет следствие – одержимый или одержатель?” – Кто может разделить, где воля одержателя и заложенная воля в самом одержимом?

Одержание происходит, лишь когда доступ открыт. Мало того, до одержания уже зло шепчет и подготовляет слабый дух. У нуждающихся во зле появляются и привлеченные ими сущности. Карма одержимых тяжка!” (АУМ, § 368).

Это означает, что, с кармической точки зрения, одержимые сами виноваты и также несут ответственность за те плохие действия, к которым их вынуждают духи – мучители.

Если даже главная вина за одержание не обязательно полностью лежит на самом заболевшем, то все же известная доля вины, пусть даже и второстепенной, всегда имеет место. Одержание – это насилие над слабовольным человеком, который в силу каких-то обстоятельств потерял свою защитную психическую энергию. Речь идет не только о чрезмерном употреблении алкоголя и наркотиков всех видов, но, прежде всего, о духовных пороках. Утрата морального и душевного равновесия – виной тому может быть сильное душевное потрясение, вызванное какими-либо внешними факторами,– а также безволие и распущенность, властолюбие и сильная раздражительность могут стать причиной возникновения психических заболеваний. Расстройство психической энергии заразно, и, следовательно, одержание тоже. Низшие сферы Тонкого Мира переполнены вампирами и низшими астральными сущностями, которые только и ждут возможности наброситься на неустойчивых и распущенных людей, чтобы завладеть ими. Разумеется, они делают все для того, чтобы, оказывая влияние на человеческую мысль, прельстить подобных неустойчивых людей и затем с величайшим удовольствием овладеть своею жертвой. Есть медиумические личности, которые абсолютно беспомощны в отношении такого влияния, особенно, если их аура открыта. Потому медиумизм и психизм дают возможности для одержания.

Также большая опасность заключается в том, что хорошие и тонко чувствующие люди по своему незнанию или из любопытства вступают в контакт с потусторонним миром.

Сферы, ближе всего прилегающие к Земле, подвергаются необычайно мощной осаде со стороны духов, которые в результате войн, революций и несчастных случаев были внезапно и насильственно вырваны из земной жизни и затем попали в эти слои. Они жаждут прикоснуться к живительным силам и тем самым сохранить для себя иллюзию реальной жизни. Множество неуравновешенных людей, которых можно встретить в настоящее время, находятся под влиянием вампиризма из Тонкого Мира или вообще являются его жертвами.

Виды одержания не поддаются исчислению. Могут встречаться самые разнообразные степени одержания, ведущие к расщеплению сознания. Сами духи-одержатели тоже могут быть самого различного качества, от благонравных до очень злобных. Но даже добродушные случаи одержания весьма печальны, ибо постепенно они порабощают сознание своих жертв и, в результате, овладевают их волей. Вся жизнь такого одержимого проходит таким образом, что он не может извлечь из нее духовной пользы и собрать истинные накопления для своего сознания. Люди часто боятся потерять свою индивидуальность и свободную волю. Между тем, именно те, кто боится этого, обычно не имеют ее и чаще других, хотя бы на непродолжительное время, попадают под одержание.

Следует также понять, что неискушенные в оккультизме и духовно нестойкие люди охотно занимаются феноменами спиритизма и всякого рода медиумизмом. Как раз такие люди восприимчивы к одержанию, в особенности, если они сами имеют задатки медиумизма.

Кто может сказать, когда наступит та степень, при которой намеченная жертва уже будет не в состоянии освободиться от своего мучителя? Именно такие люди, часто против своей воли, становятся послушным орудием в руках темных сил, чтобы таким образом внедриться в светлые общества и организации и сеять смуту, ибо слабые и нестойкие люди есть повсюду. Эти беспечные и любопытные люди абсолютно не осознают размеры той страшной опасности, которой они подвергаются, позволяя потусторонним сущностям внедриться в их ауру. Медиумы и психики часто становятся добычей темных шептунов, ибо они не обладают духовным синтезом, достичь которого можно лишь с помощью психической энергии.

Кто-то может возразить, что и светлые силы воздействуют на людей, передавая им определенные мысли, и что в этом смысле можно было бы говорить о светлом одержании. Однако, слово “одержание” здесь не подходит и должно быть заменено на “Вдохновение” или “Принятие Божьего Благословения”. Одержание есть нечто насильственное и всегда темное, и наоборот, Высшие Силы посылают Луч Духовного Экстаза или вдохновения без всякого насильственного воздействия. Воистину, нет более высокого духовного достижения, чем принятие Лучей из Мира Огненного.

При темной одержимости одержание происходит только через низший Манас и низшие центры, тогда как принятие Сил Благословения, или Духовного Экстаза, возможно лишь через раскрытие центров Высшего Сознания. Предпосылкой этого является совершенная духовная и физическая чистота, сопровождаемая особенно гармоничным подъемом вибраций всего организма, в противном случае, смерть была бы неизбежной, так как мощные лучи привели бы к сожжению всех центров.

“Еще скажите врачу – не все одержания безусловно темные. Могут быть воздействия средних сфер, направленные, по мнению одержателей, во благо. Но особенно хороших следствий не получается. Одержатели таких невысоких степеней и вместилища, им доступные, не большего развития – получается двоемыслие, неуравновешенность и неумение владеть собою. Много таких людей, которые зовутся слабовольными, при этом обе воли уменьшают друг друга. Лечить таких людей можно, лишь предоставляя труд по их избранию, но в большой мере. При сосредоточенности труда одержателю наскучит оставаться без выявления, ибо каждый одержатель стремится к выявлению своего Я. Так врач может заметить различные виды одержимости, но принцип эпидемии очень недопустим для усовершенствования человечества. Между прочим, понятие Гуру очень ограждает от одержания. Учитель, в случае ослабления воли, подает свой запас, чтобы не дать чужому темному влиянию вторгнуться. Конечно, Учитель, сознание которого высоко, может чутко определить, когда его участие нужно. Ведь это водительство не походит на насилие» (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 283).

“Поистине, темные пробуют усилить себя одержанием. Но такая метода не может длиться долго, ибо именно одержанием они разлагают самих себя. Ведь знаете, как одержание постепенно разрушает организм, неминуем паралич некоторых нервных центров. Потому так много полезного могут делать врачи, устремив внимание на одержание. Спросите врача Л., не замечал ли он в глазах одержимых некоторые особенности? Ведь по глазам можно судить о двойственном существовании. Когда он ответит, Скажу Мои поправки. Но Не Имею в виду только поверхностное явление вроде мутного или бегающего взгляда, нужно подметить и другие признаки. Можно отметить также признаки походки, голоса и даже изменение в весе. Не спрашивайте об этом психиатров, ибо они имеют закостенелые заключения, но врачи типа Л. могут подметить непреднамеренно. Между тем, как нужны эти наблюдения сейчас, когда одержание становится повальным заболеванием! Тучи сметливых духов чуют слабость сердец людей и устремляются яростно к завладению земным запахом. (СЕРДЦЕ, § 219).

“Одержание нужно определять очень точно. Не нужно изумляться, если около очагов духовности замечается немало одержимых. Причина та, что темные стремятся усилить стражу свою. Кто же, разве не одержимые, могут лучше помочь силам темным? При этом разновидности одержания неисчислимы. Нужно, прежде всего, распознавать, где Благо и где вред в сущности своей? Так, сердце пламенное сразу распознает, где сокрыто одержание” (СЕРДЦЕ, § 213).

“Когда темные полчища нападают, следствия бывают различные. При повреждении сущности происходит одержание, но очищенный дух может подвергнуться не одержанию, но болезни. Вы читали, что Наш Брат, бывший уже на высокой степени, тем не менее, продолжительно болел от темных противодействий. Подобное следствие следует иметь в виду, ибо битва велика. Конечно, можно уменьшить влияние темных стрел, но, тем не менее, нужна и личная осмотрительность. Ту же устремленность следует применить и в накоплении мужества, как лекарство от черного яда. Ослабление физическое, конечно, не значит ослабление духовное. Даже, наоборот, иногда расходование духовного богатства делается неограниченным” (СЕРДЦЕ, § 484).

“Значит, даже против чисто физических болезней нужно искать причину в качестве мышления. Так постепенно направляйте мысли окружающих на добро. Уже имеете пример, насколько причиняют боли проклятия и ругательства даже на дальних расстояниях. Нужно для обращения внимания устремить сердце на Сущее. Особенно могут действовать эти одержимые, когда хотя немного аура прикасалась. Так, нужно очень обращать внимание на самое первое впечатление от людей, когда сердце может подать свой знак. Легко можно представить, какими распространителями заразы должны быть одержимые, и потому нужно так избегать их”. (СЕРДЦЕ, § 303).

“Насколько легко происходит одержание, настолько трудно достигается сотрудничество с Тонким Миром. Во-первых, люди, вообще, мало думают о настоящем сотрудничестве; во-вторых, они, вообще, не допускают существование Тонкого Мира. При одержании происходит насилие нежелательное, но разумное сотрудничество упускается из сознания” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 555).

“Одержание и самоотравление – близкие соседи. То и другое одинаково мало признаются людьми. При самоотравлении особенно легко одержание, но при одержании окончательно происходит отравление; такое отравление неотменно. Некоторые утверждают, что при одержании здоровье не только не ухудшается, но даже улучшается. Большое заблуждение, — только напряжение нервное дает кажущееся здоровье. Но вторжение чужой психической энергии непременно откроет вход разным заразам. Одержание не есть психизм, но есть поражение всего организма. Скажем определенно – одержание есть не только заболевание психическое, но и явление заразы всего организма. Многие эпидемии имеют в основании одержание. Конечно, темный одержатель не будет заботиться о здоровье последователя. Каждая болезнь есть уже разложение, которое приятно тьме. Две психические энергии не могут долго жить вместе. Может быть периодически ослабление одержания — такой метод применяется одержателями, если они дорожат жертвой” (АУМ, § 305).

“Когда Советую осторожность, то Имею в виду различные условия. Состояние здоровья связано с многими космическими причинами, так не нужно искать причин лишь в простуде или несварении желудка. Химизм Светил равен не малым дозам лекарств и микстур, которые могут чувствительно задевать организм. Также и нервные боли могут не только относиться к одержанию, но и к воздействию токов пространства. Почему удивляться огромному числу нервных заболеваний? Уже не раз Указывал на ужас таких эпидемий. Они заразны и под многими формами имеют одно основание, именно поражение тонкого тела. Теперь можно еще раз понять, почему так неотложно нужно изучать огненную энергию” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 486).

199. Урумия — огненное состояние, противоположное одержанию

“Урумия называется огненное понимание одержания. Не только люди могут обладать этим чувствознанием, но и некоторые животные, близкие людям, чуют это ужасное состояние. Лошади и собаки особенно понимают и негодуют на приближение одержимых. В древнем Китае была особая порода собак, высоко ценимая, которая особенно чутко узнавала так называемых одержимых. Также в древности было принято показывать гостям коней и собак. При этом замечали отношение животных. Многие послы прошли через такое испытание. Нужно заметить, что кошки тоже чуют одержимого, но обычно совершенно обратно. Одержимость приводит их в радость. Так, например, когда кошка чует одержимого или сильное явление его, она не прячется, но ходит, радуясь и мяукая. Тогда как собака ощетинится и пытается или прятаться, или броситься на такого человека. Нужно развивать в себе Урумию не только для охраны, но и на предмет изгнания одержателя.

Часто одна беседа о значении Агни уже действует на одержателя. Он страшится Огня и потому упоминание об огненной энергии уже заставляет его злобствовать и затем отступать” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 373).

“Урумия” тоже относится к науке об Огне. Умение направлять Огонь есть не механика, но познание высшей энергии, вынесенное из опыта Тонкого Мира. Новая стрела не полетит по словесному приказу; нужен Огонь, для которого пространство не существует. Конечно, даже сильные стрелы могут быть отбиты черным огнем, когда случится совпадение действий. Тогда лучше обождать или защититься” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 374).

200. Паралич, Сумасшествие, Слабоумие, Истерия

“Разрушительно чувство удовлетворения — оно ведет к пресыщению, к параличу энергии. В Тонком Мире можно наблюдать самую жалкую судьбу таких паралитиков. Даже то малое, что они успели накопить при земной жизни, пресекается параличом энергии. Бродящие тени, они не могут преуспевать, ибо без энергии невозможно продвигаться. Вас могут спросить – чья доля мрачнее, таких паралитиков или злобных ненавистников? Ответ труден. Ненавистники могут страдать и тем очищаться, но паралитики, по бездействию энергии, теряют возможность продвижения. Не лучше ли сильно страдать, но при возможности движения? Мучения очищающие лучше, нежели беспросветное разложение. Ненависть может преобразиться в любовь, но паралич есть ужас ночи. Такие беспомощные разложения не могут вести к Братству. Паралич отдельных членов можно одолеть волею, но если сама основа энергии бездействует, то как проявить приказ? Много ходит таких живых мертвецов!” (БРАТСТВО, § 78).

“Правильно – чудовищно количество безумцев. Не только надо лечить их, но следует найти причину их размножения. И слабоумие также нуждается в надзоре. Безумие заразительно. Детское слабоумие указывает на ненормальность всей жизни. Люди согласны с тем, что условия жизни нездоровы и, все-таки, каждый совет об оздоровлении будет принят враждебно. В этом заключается ужас потрясения основ. Ужасно, когда самые ценные предметы подвергаются опасности! Бережность должна выражаться во всей жизни…” (БРАТСТВО, § 178).

“…Необходимо расчленить область так называемой истерии на множество отделов. Теперь она занимает место от одержимости до утонченной духовности. Конечно, нельзя оставлять такие противоречивые смешения, именно, не научно сваливать все в одну кучу, лишь бы не побеспокоить мозг размышлением. Иначе Святая Тереза может оказаться в пределах одержимости, а самый мерзкий демон будет приближен к престолу. Недопустимо согласиться со смешением различных состояний” (СЕРДЦЕ, § 325).

“Люди, имеющие видения, Считаю, должны быть внимательно исследованы врачами. При этом будут найдены особые симптомы сердца и нервных центров. Так же как каденция Старой Индии гораздо изысканее лада западного, так же сердце, сознающее Тонкий Мир, будет давать несравненно более сложные модуляции тона. Конечно, врачи избегают изучать здоровых людей и, таким образом, они упускают из виду ценную страницу, ведущую в будущее. Обычно все чудеса и видения причисляются к разряду истерии, но никто не пояснит, что такое истерия? Скажут, что это повышенная реакция симпатической нервной системы или укажут на раздражение периферических нервных окончаний; найдут множество причин и станут применять самые воловьи средства, но не дадут себе труда подумать: нет ли в этих явлениях причин высших?” (СЕРДЦЕ, § 318).

201. Лечение одержимости

“…Много появлений сил темных пытаются увлечь или напугать. Особенно тяжки также нападения там, где поблизости есть одержимые или психически больные: они, как врата открытые, они не только привлекают сущности к себе, но создают как бы канал для всех окружающих. Границы психических болезней очень неощутимы, потому Советую такую осторожность. Считаю, не годится тратить силу на опыты с одержанием, когда нездоровье потрясает равновесие, шептуны могут прикрепиться к больному уху. Но только непоколебимое сознание сбросит эти ехидны немедленно. Уже достаточно знаете, что болезнь нельзя запустить. Следует немедленно привить бодрость и не забыть об Агни.” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 643).

“Много одержимых во время перехода человечества к духотворчеству, точно кто-то подделал ключи к слабым замкам. Нужно особенно осмотрительно осматривать людей. При этом нужно помнить, что у одержимых своеобразное мышление, полное противоречий. Желая помочь им, можно или силою внушения изгнать засевшего, или совершенно оставить в покое, даже, если можно, совсем изолировать. Ведь засевшему нужен не столько сам субъект, сколько воздействие через него на окружающих. Хуже всего частично надоедать одержимому, призывая его к здравомыслию, которого у него нет. Худо начать вслух жалеть одержимого или порицать его противоречие. Явление приказа, сильное и поражающее, или изолированность могут облегчить судьбу слабого сердца. Ведь через слабость сердца влезает одержание. Огонь сердца опаляет всех мохнатых гостей…” (СЕРДЦЕ, § 77).

“Уже сказано, что в случае обнаруживания одержимости, нужно или изгнать одержателя, или оставить одержимого в покое, в одиночестве, ибо тогда одержатель не найдет поля действий и, наскучив, уйдет. Конечно, лучше не давать одержимым оружия и спирта, но так, чтобы они меньше всего чуяли свою изолированность” (СЕРДЦЕ, § 235).

“Запишем и скажем врачу об одержании. Действительно, могут встретиться случаи, когда одержатель так освоился с телом одержимого, что даже почти вытеснил его. Также можно встретить случаи, когда одержатель настолько силен жизненной силой одержимого, что при изгнании причинит смерть. Он настолько овладел психической энергией одержимого, что, при освобождении последний теряет жизнеспособность. Потому изгнания всегда производят очень осмотрительно. Предварительно наблюдают за питанием больного и за психической энергией. Если заметят упадок, то не нужно нагнетать ослабевшее сердце. Обычно легче происходит изгнание, когда наступает припадок бешенства. Поднявшаяся энергия помогает избавить от могущего наступить упадка сердечной деятельности, которая может кончиться полной прострацией” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 437).

“…При наблюдениях над глазами одержимых нужно не упустить из виду, что признак усмотренный может быть подвижным. От приближения огненной энергии признак может как бы растворяться. Одержатель или может начать неистовствовать, или может отступить, унося с собой и признак. Таким образом, наблюдение нужно производить, не предпосылая огненной энергии, иначе действие превратится в изгнание одержателя. Такое действие само по себе прекрасно, но за пределами окулиста. Такое же воздействие иногда замечается при накожных болезнях, которые под влиянием огненной энергии видоизменяются и даже исчезают. Не забудем, что одержание иногда проявляется накожно или судорогами в лице. Но латвийский врач заслуживает похвалы, ибо усмотреть кристаллы коричневого газа нелегко” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 137).

“Еще предупредите врача об осторожности с одержимыми. Нужно помнить, что даже в мыслях не следует держать явных указаний об одержании, когда приближаетесь к одержимому. Нельзя забывать, что одержатель очень чуток к мыслям, когда подозревает, что его присутствие открыто. Он может выражать свою злобу очень разнородно. Уничтожением явления одержания можно нажить много врагов, потому нужно производить эти наблюдения без всякого личного оглашения” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 280).

“Как во всем огненная самодезинфекция лучшая профилактика. Именно Огонь защищает от одержания. Именно Агни есть панацея от рака, туберкулеза и многих заболеваний. Но, пока люди усвоят значение Агни, приходится прибегать к растительным и минеральным воздействиям. Самое простое, самое естественное, самое принадлежащее каждому, оказывается самым пренебрегаемым. Вы знаете, насколько люди, вспомнившие о психической энергии, избегали многих болезней. Вы видели это и убедились. Нужно, чтобы при наблюдениях огненных энергий люди не стыдились признать в себе огненное начало. Это будет ращением Агни” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 438).

“Множество преступников обратятся к труду под внушением. Совершенно, как пьянство и другие пороки, так же и болезни преступности могут быть излечены волевым приказом. Также не нужно забыть, что многие преступления совершаются под внушением одержания. Значит, таких людей нужно лечить, но не карать. Конечно, при таком лечении имеет решающее значение усиленный систематический труд; для одержателей каждый труд ненавистен. Они пытаются погрузить в хаос, но сущность труда уже есть проявление” (МИР ОГНЕННЫЙ II, § 86).

“Конечно, трудно побороть одержание, особенно потому, что после одержимости долго открыты врата для посетителей. Требуется очень напряженная наблюдательность, чтобы охранить допустившего от раздражения.

Сердце лучшая охрана против одержания, но нужно, чтобы сердце не уснуло” (СЕРДЦЕ, § 169).

“Устремление к Высшему Миру есть лучшее средство против одержания. Помыслы о Высшем Мире являются лучшим противоядием. Возвышенные мысли не только влияют на нервное вещество, но и очищают кровь. Опыты над составом крови в зависимости от мышления, очень показательны” (АУМ, § 306).

Одержимость лечится, главным образом, силой психической энергии, однако, она должна быть в контакте с Высшими Энергиями. При этом хорошими вспомогательными средствами является прекрасная музыка, благовония, чистый воздух и подходящие тона помещений. Все должно быть гармонично и подобрано в соответствии с особенностями душевной болезни. Хорошо также ночью рядом с кроватью пациента ставить сосуд с горячей водой, в которую добавляется несколько капель эвкалиптового масла. Это средство, полезно, конечно, и днем. Однако при сильном одержании вспомогательные средства бессильны, и излечить его можно только воздействием сильной и чистой психической энергии.

Невозможно воздействовать на одержимого мыслью на расстоянии или через письма. Так как окружение пациента чаще всего также способствовало возникновению заболевания, то душевнобольных необходимо помещать в новую среду, чтобы они могли забыть прежнее окружение. К сожалению, слишком мало еще известно о влиянии окружающей среды на развитие болезней в целом; не говоря уже о том, что медицинская наука также не уделяет внимания таким неизвестным факторам, как, например, земные излучения, которые могут вызывать рак и другие болезни.

Прежние медицинские опыты по лечению душевных болезней с помощью лейкотомии, то есть операций на мозге, оказались не только мучительными, но и на длительный срок совершенно неэффективными. При таких операциях на мозге, производимых с помощью специального резца, лейкотома, череп просверливается с обеих сторон, при этом рассекается нервные пути, идущие от лобных долей больших полушарий головного мозга к зрительным буграм. Считается, что именно лобные доли являются местом локализации процессов мышления, а зрительные бугры — генератором эмоций. Только у трети прооперированных таким способом душевнобольных наступает незначительное временное улучшение, но никогда — излечение. И это понятно, если знать истинные причины одержания. Просто сделали душевнобольного неинтересным в качестве инструмента для завладевшей им тонкой сущности, и к тому же навсегда превратили бедного пациента в идиота.

Вследствие таких вмешательств определенная группа зрительных бугров мозга, вторичный мотор эмоций, в любом случае дегенерирует, и, причем, навсегда. К тому же, повреждается тот участок лобных долей, где, предположительно, располагаются способности к воображению, предвидению и прогнозированию. У оперируемых обнаруживаются такие нежелательные реакции, как нервные подергивания, непристойные выражения, а также безудержный половой инстинкт и очень мерзкие привычки — все признаки одержания. Если одержатель не проявляет больше интереса к своей жертве, то наступает состояние полной безучастности.

Небольшие успехи в лечении достигаются с помощью медикамента серпасил, который добывают из индийского кустарника RauwolfiaSerpentina. Это успокоительное средство, уменьшающее раздражительность в целом, но, вместе с тем, понижающее кровяное давление.

Dementiapraecox, или тотальное слабоумие, лишь временно поддается влиянию химических веществ. Серпасил при передозировке грозит полной летаргией и меланхолией и потому точно так же бессилен в лечении пациентов, которые уже находятся в состоянии депрессии и хандры, как и похожий медикамент торацин. Поэтому против депрессии, вызванной серпасилом, необходимо, в свою очередь, применять другое средство, именно риталин, пробуждающий активность.

Лишь очень немногим душевнобольным помогает практикуемое до сих пор лечение шоком с помощью метразола, а еще раньше и электрошоковое лечение, которое считается самым успешным, ибо это физическое, огненное воздействие, а одержимые боятся всякого огненного воздействия и, прежде всего, духовного Огня, или Агни. Наименее всего помогают нейтральные обертывания, когда пациентов, укутанных, подобно мумиям, погружают в холодную воду. В последнее время против галлюцинаций с некоторым незначительным успехом применяется медикамент френкель, производное спорыньи,

Некоторые психиатры верят, что могут достичь успеха в исцелении, абсолютно парализуя волю душевнобольных, например, с помощью прелудина. Тем не менее, применение такого рода медикамента уместно лишь в случае припадков буйного помешательства, и никогда при безобидном одержании, которым могут быть поражены не только слабоумные, но, прежде всего, слабовольные, однако, интеллектуально нормальные пациенты. И вместо того, чтобы помочь и без того слабовольным пациентам справиться со своими волевыми одержателями, делают их с помощью прелудина совсем беззащитными. Это свидетельствует о том, как далека психиатрия от познания истинных причин душевных болезней.

Большинство душевнобольных, выписанных из лечебниц как излечившихся, приходится повторно помещать в психиатрическую лечебницу с рецидивом болезни из-за отсутствия лечения со стороны прежнего лечащего врача. Только в легких случаях, когда пациенты преодолевают свою болезнь, есть надежда на длительное излечение. Как правило, процесс выздоровления длится три года, и самым лучшим средством против всех без исключения душевных болезней остается, как и прежде, психическая энергия лечащего врача, а также активизация собственной силы воли.

Недавно американский врач, психиатр д-р Викланд в своей книге “Тридцать лет среди мертвых” предложил для исцеления одержания изгонять одержателей посредством медиума и под контролем врача. Безусловно, д-р Викланд является как раз одним из тех немногих врачей, которые вообще поняли и доказали, что шизофрения действительно, в большинстве случаев, сводится к одержанию низшими астральными сущностями. Его диагноз правилен, однако, предложенную им терапию необходимо отвергнуть как опасную, ибо медиум сам подвергается опасности одержания.

Успехи, достигнутые д-ром Викландом с помощью предложенного им метода, объясняются не целесообразностью его подхода к лечению, но тем обстоятельством, что он сам располагает необычайно сильной психической энергией. Благодаря этому ему всякий раз удавалось уберечь от одержания свою жену, которая служила ему в качестве медиума. Метод Викланда основан на том, что сначала, применяя мучительное лечение шоком, он побуждает одержателя выйти из одержимого и переместиться в тело его жены. С помощью своего медиума д-р Викланд мог вести диалог с одержателем, обращая его внимание на порочность его поведения и побуждая его, таким образом, впредь оставить свою жертву в покое. Обычно же после проведения только электрошоковой терапии одержатель вновь возвращается в свою жертву, и все остается по-старому.

Книга д-ра Викланда изобилует разговорами с умершими убийцами, самоубийцами, плутами, аферистами, пьяницами, людьми примитивных страстей, морфинистами и т.д., которые проникли в ауру слабоумных и, прежде всего, слабовольных людей, и сделали их одержимыми, чтобы таким способом и далее участвовать в земной жизни. В известной мере его сообщения верны.

Д-р Викланд откровенно признавался в том, что он общался с этими бывшими отбросами человеческого рода, и подтверждал, что речь идет, по меньшей мере, о невежественных, заблудших душах. Однако в конечном итоге он все же уступил соблазну и стал заниматься феноменами спиритизма, а также превозносить «провозвестия» своих потусторонних авторитетов самого примитивного сорта как Евангелие. Из неразумных, невежественных людей, живущих страстями, они становятся для него вдруг заслуживающими доверия духовными авторитетами, высказывающими непогрешимые суждения о сложных оккультных проблемах, бросая, тем самым, тень на подлинную Божественную Мудрость.

Кроме того, в своей книге д-р Викланд утверждал, что г-жа Блаватская – Основательница Теософского Общества, – говоря через медиума, отреклась от некоторых положений Теософии и, прежде всего, от важного учения о перевоплощении. По его утверждению, другая представительница Теософии также назвала учение о перевоплощении ложным, поскольку ей не удалось, находясь в потустороннем мире, завладеть телом живого ребенка. Однако в этом нет никакой логики, ибо подобное желание означает попытку осуществить запрещенное одержание, а никак не перевоплощение. Но природный Закон Перевоплощения требует, как о том свидетельствует само понятие, чтобы перевоплощающийся дух сам рождался из материнского лона (см. лекции №7 и №11 “Письма о Живой Этике. Введение в Агни-Йогу”). Достойно большого сожаления, что д-р Викланд, как и все поклонники спиритизма, в конце концов, стал жертвой лживых духов из Тонкого Мира, которые, забавы ради, принимали его самого за шута. Вместе с тем, они внесли столько путаницы, что это дает основание видеть в подобных сообщениях методы темных.

К сожалению, труды и результаты исследований д-ра Викланда полностью утратили свое значение из-за этих ложных откровений религиозного характера, не говоря уже о том, что способ предложенного им медицинского экзорцизма с помощью медиума является во всех отношениях неприемлемым, и к тому же очень опасным.

Одержание не без основания считают основной причиной душевных заболеваний. Оно не влечет за собой ни болезненных изменениий мозга, ни каких-либо других, связанных с болезнью, физических дефектов. Во всяком случае, анатомия до сих пор не представила и, видимо, не представит в будущем ни малейшего доказательства этому. Поэтому психические болезни невозможно излечить посредством медикаментов и оперативного вмешательства, но только посредством Агни, т.е. духовного Огня. Врачи, приписывающие свои успехи в этой области применяемым ими препаратам и шоковой терапии, находятся на ложном пути. Исцеляющим средством была их собственная психическая энергия. Об этом свидетельствуют рецидивы у душевнобольных пациентов, как только они лишаются медицинского обслуживания.

“Можно наблюдать примеры жестокого одержания. Нужно, чтобы врачи настолько поняли такое скотское состояние, чтобы уметь пресекать заразу. Правильно изолировать одержимых, подобно прокаженным. Степени одержания могут быть неизлечимы. Мозг и сердце перерождаются от двойственного давления, но твердый, честный познающий дух не ведает одержания” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 467).