XVIII. БОЛЕЗНЬ И ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ

XVIII. БОЛЕЗНЬ И ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ

172. Причины болезней

Явление болезней можно понять, как уколы вещества всечеловеческого. Ярко бросается в глаза, что люди развитого сознания часто болеют. Головная боль, заболевания глаз, зубов и конечностей относятся к психическим областям. Вы это слышали давно. Рак, чахотка, болезни печени и селезенки, также расширение сердца, — все это зависит от неуравновешенности психических центров. Только применение психической энергии может защитить лучших людей. Иначе они, как губки, впитывают эксцессы человечества.Не напрасно настаиваем на осознании психической энергии – пришло время! (ОБЩИНА, § 257).

“Небрежение психической энергией является источником многих болезней. Можно сказать, что не только телесные и психические заболевания, но одержания всецело зависят от состояния психической энергии. Человек, утерявший иммунитет, будет утратившим и запас психической энергии. Человек, нарушивший равновесие нравственности, уже докажет распущенность своей психической энергии. Каждому известно, что легче не допустить распущенность, нежели после укрощать ее безумие. Каждый понимает, что расстройство психической энергии есть порождение многих бедствий, как для себя, так и для других. Человек редко воздерживается для себя, но пусть для себя он научится признать значение психической энергии…”. (АУМ, § 599).

“Неисчислимы причины болезней, и наука должна разобраться в этих причинах. При этом нужно иметь в виду строение всей планетной жизни. Рассматривая болезни, следует изучать духовные и физические течения. Также и среда имеет свое влияние, ибо групповая аура оказывает сильное воздействие на чуткий организм. Мы часто слышали, что лучшие уходят как бы первыми в Тонкий Мир, и, во время эпидемий, болезни часто уносят многих чутких духов. Нужно расследовать это явление, ибо не всегда недостаточность психической энергии есть причина заболевания. Микробы духовных зараз, насыщающие пространство, отяжеляют, именно, чуткий организм, который располагает большим запасом психической энергии. Можно проследить, как часто заболевание разрешает в критические моменты накопившуюся драму жизни, и часто третий дух принимает на себя тягость, созданную вокруг, которую он добровольно и напряженно несет.

Врачи должны очень внимательно расследовать обстоятельства, окружающие и предшествовавшие болезни, ибо они могут найти ключ ко многим заболеваниям” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 397).

“В разных производствах работники вдыхают и прикасаются к многим химическим веществам. На первый взгляд может казаться, что такие прикасания проходят без вреда, но это будет лишь поверхностным суждением. Можно убедиться, что разные отрасли труда вызывают со временем одинаковые заболевания. Первый прием опасного вещества не заметен по своему влиянию, но постоянная повторность овладевает всем организмом и бывает уже неизлечима. Говорю это для другого воздействия, о котором люди, все-таки, мало думают. Уже замечали воздействие Луны. Уже врачи обращали внимание на влияние Луны на многие состояния людей. Но ведь такие влияния происходят повторно. Можно не замечать человеческим глазом уявление последствий, но лучи светила овладевают не только физическою стороною, но и всеми чувствами. При этом замечается, что люди с сильной психической энергией менее подвергаются влиянию лучей на их психику. Таким образом, естественное развитие психической энергии будет хорошей профилактикой. То же будет и в отношении многих иных токов, потому небрежение к психической энергии есть невежество”. (БРАТСТВО, § 288).

“Анемия обычно считается малокровием, но это качество не есть основное. Оно будет лишь следствием отлива психической энергии. Невдумчивые врачи полагают, что можно восполнять силы питьем крови, но они забывают, что прилив сил будет кажущимся. Все равно, что освещать большой дом одной спичкой. Много вреда приносят приемы крови. Такая субстанция требует изучения и приспособления. Потому Мы, вообще, не советуем такое кровосмешение. По существу оно и не нужно. Повышение психической энергии достигается простыми средствами, о которых мы уже говорили. Но при этом не забудем, чтобы поблизости не находился кто-то, поглощающий энергию. Ведь ее можно поглощать сознательно и бессознательно. Каждое раздражение, каждое уныние уже будет поглощать ценную энергию. Когда преподаются Основы Братства, то, прежде всего, изгоняются все причины, нарушающие психическую энергию” (БРАТСТВО, § 473).

“Телодвижения человека должны быть осмыслены. Нужно воспитывать детей не только гимнастике, не только ритму, но смыслу экономии движений. Когда люди поймут Мир Огненный и излучения, они не будут бессмысленно махать руками и ногами, трясти головой и качаться без нужды. Если бы они представили свое аурическое яйцо, они не стали бы беспорядочно нарушать его ненужными колебаниями. Когда люди представят себе как бы огненный круг наяву около себя, они не будут бессмысленно прожигать руку свою. Особенно непростительны так называемые нервные движения. Именно они показывают всю недисциплинированность воли. Каждый врач должен следить за такими привычками пациентов. Много заболеваний можно определить одними движениями человека. Можно излечить его от самых отвратительных привычек, наблюдая эти движения и показывая их вредность для тонкого тела. Так врач может проявить самую полезную деятельность и без физических лекарств”. (МИР ОГНЕННЫЙ II, § 196).

173. Смысл болезней

“…Правильно, что часто болезни есть благо, ибо они сближают дух с Тонким Миром…” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 88).

Страдание является лучшим учителем человека. Подробные разъяснения по этому вопросу были даны ранее в статье “О смысле страдания” (Примечание: Лекция № 8 “Письма о Живой Этике. Введение в Агни-Йогу”, изд-во “Спирале”, Линц). Без страданий и болей, вызываемых болезнями, люди совсем забыли бы о своем высшем предназначении и окончательно сошли бы с пути совершенствования. Болезни ведут к глубокому внутреннему самоанализу и способствуют самым ценным хотя и мучительным, выводам. Такое же воздействие оказывают на людей душевные страдания, которые нередко являются причиной заболеваний.

Хотя это звучит абсурдно, тем не менее, крепкое здоровье не является преимуществом для неразвитой души, так как при этом она, чаще всего, окончательно скатывается в материализм, а также нередко совершает преступления и предается половым извращениям. В этом случае именно болезнь может стать энергичной преградой; ибо она появляется на основе Закона Причин и Следствий в силу того, что нарушены нравственные устои мира. Следовательно, болезнь может быть одновременно наказанием и даром, ведущим человека к спасению. Высокоразвитые духи могут также через болезни погасить свои старые кармические долги или взять на себя долги других людей, однако причины болезней у них, главным образом, внешнего происхождения, ибо они берут на себя все бремя и яд мира, и множество людей часто цепляются за них и поглощают их психическую энергию.

Болезнь обуздывает высокомерие, охраняет от переоценки собственных сил и значения, она помогает нам приобрести терпение, сочувствие и смирение. Таким образом, она оказывает нам ценную услугу в преодолении низших качеств и трансмутации их в высшие. Именно в этом и заключается основной смысл жизни и реальный прогресс на пути самосовершенствования. Болезнь способствует пониманию страданий других людей, она также развивает сердце и позволяет расцвести прекрасному цветку Высшей Любви — любви идеальной и любви к ближнему. Немецкая поговорка гласит: “Здоровому не хватает многого, больному только кое-чего”. Больной человек может снова стать здоровым, может начать воспринимать жизнь по-новому и скорее, чем здоровый, будет относиться к ней как к драгоценному дару. Мы нуждаемся в физическом теле, чтобы дух наш смог выполнить свои задачи на Земле. Целый ряд болезней может способствовать приобретению многих в высшей степени ценных познаний. Вся человеческая мудрость покоится на опыте и информации. Причем, опыт, приобретенный в процессе болезней, незаменим для духовного восхождения. Пусть никогда не отчаивается тот, кто часто и подолгу болеет. При этом очень важно никогда не терять мужества, надежды и уверенности в себе, иначе сила психической энергии однажды может иссякнуть.

Далее нельзя забывать, что предупреждение в виде болей крайне необходимо, так как, не испытывая боли, люди преднамеренно и бессмысленно повреждали бы или даже уничтожали свое тело. Предупреждение в виде боли необходимо также, поскольку при отсутствии ее нельзя было бы распознать и вылечить болезнь.

“Боль есть признак пораженности органа, иначе говоря, — вестник болезни. Но может быть боль и другая, она может происходить от совершенства одного органа над другим. Особенно это заметно при сердечных болях. Сердце может быть здоровым, но настолько утонченным, что ему как бы тесно между прочими органами.
Обычно считают здоровым организм, который не чувствует болей, но такое определение примитивно. Самое здоровое сердце может болеть, ибо слишком многое на нем отражается.
Нужно, чтобы врачи ясно различали причины болей. Явление познания психической энергии им поможет” (АУМ, § 530).

174. Болезнь и нервные воздействия

“На самых простых примерах можно видеть указания на забытые основы. Непонятные прихоти беременных женщин напомнят о перевоплощении, особенно если проследить характер дитяти. Так же точно, как медицина последнего времени дает представление о всеначальной энергии и указывает на нервное происхождение многих болезней. Иммунитет ставится в связь с состоянием всей нервной системы; тем самым выдвигается значение всеначальной энергии. Как же не признать ее, если наука обращает на нее особое внимание. Неужели отрицать основу иммунитета? Люди необычно заботятся о своем здоровье и, в то же время, упускают из виду самое драгоценное обстоятельство. Как же создадутся мысли о Братстве, если основа жизни оставлена в небрежении?”. (БРАТСТВО, § 177).

“Называется невритом болезнь, которая имеет отношение к огню. Также многое относимое к ревматизму и нервному расстройству, должно быть отнесено к огню. Можно легко устранить эти боли установлением материи психической энергии. Когда эти отложения преграждают нервные каналы, тогда можно ждать всякие болезненные процессы. Как камни внутренних органов, такие кристаллы психической энергии могут вредить, если энергия не использована.

Особенно опасна битва кристаллов психической энергии с отложением империла. Часто болеют нервноразвитые организмы, потому так необходимо опытное исследование психической энергии. Можно принять легко то, что поддается физическим измерениям”. (АГНИ ЙОГА, § 329).

“Если психиатр соберет случаи необычных заболеваний, он, несомненно, усмотрит касание Огненного Мира. Если специалист по неврологии соберет факты необъяснимых явлений, он может помочь изучению психической энергии…” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 448).

“Напрасно врачи объясняют многие заболевания число физическими явлениями. Простуда, туберкулез, насморк, явление горла и многие другие болезни, прежде всего, нервного происхождения. Человек может почуять нервное восхищение и получить иммунитет, или человек через нервное потрясение остается беззащитным. Такая простая истина не принимается во внимание. Между тем, недалеко будущее, когда явления самых разнообразных заболеваний будут излечиваться нервными воздействиями. Лечиться нужно тем же путем, который дает сознание. Найдут, что самые неизлечимые болезни могут быть приостановлены нервными воздействиями и, наоборот, без забот о нервных силах можно довести самое малое заболевание до опасного размера”. (БРАТСТВО, § 191).

175. Болезнь и душевное состояние

“Состояние болезни усиливает работу духа. Врач может успешно подсказать многое, что даст благотворное ведение явления болезни и укрепит сознание духа. Очень важно закрепить известное состояние духа. Для этого при служении и при заклинании употреблялись известные выкрики, как бы акценты при моментах снисхождения Силы”, (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 370).

“Существуют мнимые больные, которые внушают себе все признаки болезни. Но имеются еще более опасные виды, когда человек несет в себе зачатки болезни и, вместо противоборства, поддается ей и сам лишает себя возможности выздороветь. При первом случае можно легко действовать внушением, ибо самой болезни нет, но во втором – гораздо труднее. Человек сам ускоряет процесс болезни. Он становится слугою своего заболевания; он старается всеми силами усугубить симптомы болезни. Он постоянно следит за собою, но не в желании выздороветь. Он впадает в самое губительное саможаление и тем отгоняет всякую возможность внушения.

Человек даже обижается и сердится, когда ему говорят о возможности исцеления. Так можно дойти до опасной степени подавленности, которая уже не может быть претворена в подъем сил и действует как бы обратная энергия, и человек лишается своего основного блага – стремления к самоусовершенствованию” (АУМ, § 357).

176. Болезнь и тонкое тело

“Взаимодействие между телами нужно исследовать, ибо так же как состояние физического тела действует на состояние астрального тела, конечно, так же воздействует астральное тело на физическое. Болезненное состояние организма отражается на астрале, и духовное недомогание астрального тела отражается на физическом. Все духовные переживания имеют свое влияние на астральное тело, также и на физическое. Но в этих явлениях нужно очень тонко разбираться. Но каждое переживание на духовном плане не сразу накладывает свой отпечаток на грубо здоровое тело. Конечно, когда тонкое тело собирает вокруг себя все отравленные флюиды, которые заражают астральное тело, то происходит заражение и грубо здорового тела. В зараженном астральном теле происходит утверждение взаимодействия. Астральное тело воспринимает легко все флюиды физического тела, потому каждое нарушение равновесия сразу отражается на тонком теле. Потому так важно врачу знать духовное состояние больного. При болезнях и борьбе с ними нужно иметь в виду согласованность тел и неразрывную связь между ними. Такое чуткое отношение нужно выработать на пути к Миру Огненному” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 292).

“Причины болезней лежат в корне связи между физическим и астральным миром. Тело отражает все следствия от происходящих утверждений во всех слоях и недрах Космоса. Казалось бы, понятно, какое неразрывное соотношение существует между Макрокосмом и микрокосмом, но, кроме просвещенных сознаний, это понятие не принимается в соображение и не продвигает дальше научные исследования. Если бы знать, как давление атмосферы влияет на организм, то как же не устремиться к познанию этой связи, мощь которой насыщает каждую клеточку жизни своим Огнем. Связь между телами и взаимодействие токов должны быть исследованы, ибо невозможно точно определить состояние организма и его болезней, не установив огненного соответствия. Тонкое исследование духовного и физического состояния даст возможность найти флюиды разложения”. (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 294).

“При заболевании физическом, конечно, эфирное тело очень ослабляется, и только при огненных центрах оно остается мощным. Это объясняет, почему люди, являющие жизнь лишь низших центров, так страшатся смерти. Дух огненный являет радость, отражая огнем темные явления. Духи низшие чуют свое разобщение с астралом из-за повреждения эфирного тела”. (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 221).

177. Огненные болезни

“Вдумчивый врач может спросить об огненных болезнях – “явление огненных болезней называется ли совершенно особыми заболеваниями или может быть распространено на большинство болезней?” Второе ближе к истине. Огонь может вносить усиление всех болезней, потому следует так обращать внимание на условия огненного устремления. При этом необходимо помнить, что каждое огненное явление не может быть уменьшено лишь водою или холодом, но, прежде всего, психической энергией, которая всюду может противостать Огню. Эта энергия как бы конденсация Огня, и может испытывать излишек огненный. Так, нужно опять обратить внимание на психическую энергию, когда говорим о сердце, о Мире Огненном и об утверждении Нашем о бытии Тонкого Мира. Когда вы читаете о сгорании на внутреннем Огне, явите память о воздействии психической энергии. Она может быть явлена трояко: или самовнушением, или бездействием физическим, или высшим воздействием на расстоянии. Но часто врачи забывают, что не микстура, но какое-то внешнее условие помогает. Мы помним замечательный случай, когда врач обладал сильной психической энергией, но следствия ее упорно относил к своему лекарству. Можно легко представить, насколько увеличилась бы эта польза, если бы врач понял, в чем его сила. Только не смешивайте сердечную энергию с внешним магнетизмом и так называемым гипнозом. Оба явления искусственны и потому временны. Сердечная энергия не применяется насильственно, но передается контактом тока. Если бы и врач, и больной, прежде всех физических воздействий, вспомнили одновременно об энергии сердца, то во многих случаях воздействие сразу могло быть полезно и целительно”. (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 53).

“Во время особого огненного напряжения нужно избегать повреждения кожной ткани. Огненное соединение неестественным порядком причиняет особое жжение. Уявление это может заинтересовать врачей. Но нужно даже к царапинам отнестись с духовной стороны. Психическая энергия работает, но нужно принять во внимание особое огненное напряжение. Каждое извержение вулкана также происходит от особых причин нагнетения. Явление огненных напряжений происходит во многих сторонах жизни. Снова в Тихом Океане поднялись новые острова, как огненные нарывы” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 155).

“Чрезмерная худоба, так же как и толщина, одинаково вредны для восхождения. Они одинаково уничтожают психическую энергию. Путь средний предусматривает лучшие условия. Также, вместо устремления естественного, люди предпочитают несоответственные крайности. Творчество Космоса не терпит неравновесия. Оно знает, что хаос уступает натиску сил равновесия, но тот же закон должен быть проведен во всей жизни. Мы микрокосмы и должны подлежать всем условиям Макрокосма. Но мало кто будет даже говорить о таком условии Бытия. Потому такое несоответствие потрясает Землю.

Мы часто предупреждали о возможности огненной эпидемии, она уже начинается. Конечно, врачи не замечают ее, ибо она проявляется в разных видах. Перемена многих симптомов болезни не останавливает внимания. Человеческое суждение слишком привязано к призрачным формам, которые случайно кем-то были усмотрены. Изменить кругозор самое трудное, но, все-таки, нужно напомнить, ибо нужно выполнить долг. Часто Мы посылаем мысли дружелюбия туда, где о них и не предполагают. Но и такое нежданное доброе лекарство со временем помогает”. (МИР ОГНЕННЫЙ II, § 274).

“Похвально, что врач признал напряжение в ушах, как огненное явление. Также он оценил бы напряжение в глазах и пульсацию в конечностях. Можно заметить многие новые ритмы, явленные, как предшествующие огненным энергиям. Но необходимо, чтобы врачи начали замечать некоторые качества заболеваний”. (МИР ОГНЕННЫЙ II, § 291).

“Легочная чума, при особых формах, является очень показательным огненным поветрием. Не однажды она посещала Землю, подготовляя сознание к возможности бедствия. Виды странного кашля, о котором вы слышали, тоже близки этому заболеванию. Повсеместно он является как на детях, так и на взрослых, и даже на животных. Но люди не желают признать эту подготовительную форму ужасного бедствия. Они поверхностно будут относить ее к самым различным заболеваниям, лишь бы не подумать о чем-то необычном. Но следует изолировать всех подобных больных, и умерших сжигать немедленно. Люди, потерявшие психическую энергию, могут легко подвергаться этой заразе. Она может быть усилена разными добавочными формами, как внутренними, так и внешними. Потемнение или воспаление кожи напомнит оспу или скарлатину. Но большинство огненных явлений отражается на коже. Учите обращать внимание на эти необычные явления. Мускус и горячее молоко с содою будут хорошим предохранителем. Насколько холодное молоко не соединяется с тканями, настолько же горячее с содою проникает в центры. Часто люди полагают лечить жар холодом, но реакция горчичника или горячего компресса оказывает неожиданное улучшение. Мы решительно против банок и пиявок, ибо они действуют на сердце и могут быть губительными…” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 58).

“Эпидемия столбняка принадлежит к огненным заболеваниям. Утверждать можно, что такая эпидемия может принять размеры рака. Как облегчающее условие будет горный воздух, но главное условие будет принятие огненной энергии. Каждый толчок может вызвать и рак и столбняк; это значит, что организм не уравновешен в основе своей, и даже самое малое потрясение вызывает заболевание, открывая все выходы. Сказавший о сокровище сознания был великим врачом. Нужно очень спешно вводить огненную профилактику. Сегодня слышали о раке, завтра о столбняке, послезавтра о судорогах гортани, затем о чуме легочной, затем о новой мозговой болезни; так целый хор ужасов загремит, пока люди будут думать о причине. Конечно, скорее припишут газолину, нежели воздействию Огня, непонятого и непринятого.” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 372).

178. Рак и Психическая энергия

“Рак является бичом человечества и неминуемо должен возрастать. Главные меры против рака будут меры профилактики. Кто не употребляет мясо, вино, табак и наркотики, кто держит в чистоте психическую энергию; кто иногда подвергается молочной диете; кто очищает желудок и принимает воду Л., — тот может не думать о раке.

При начале болезни применяема операция, но она будет бессмысленна, если человек после выздоровления вернется к прежней жизни. Конечно, ультразвук может разбивать опухоль, но какое значение это имеет, если причина отравления не устранена! Жизнь должна быть оздоровлена. Не мудро выдумывать лечение мертвецов! Но следует обратить внимание на качество жизни заболевающих.

Принято думать, что рак наследственен. Конечно, это должно быть понято, как отравленный организм порождает такой же. Нужно немедленно защищать детей, между ними уже немало особенных” (АГНИ ЙОГА, § 495).

“Конечно бациллы рака существуют; прежде всего, они могут быть усмотрены и убиты Огнем сердца. Если отсутствие психической энергии способствует развитию их, то Огонь сердца, как высшее выражение сознания, убивает их. Конечно, все, что легко испепеляется высшей энергией, то до известной степени может быть облегчено и физическим огнем. Корни многих растений содержат в себе значительные растительные огни и потому могут быть полезны там, где Огни сердца еще не действуют” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 18).

“Рак можно лечить психической энергией, потому что отсутствие психической энергии в крови порождает заболевание” (ИЕРАРХИЯ, § 285).

179. Психическая энергия и защита от болей

“Самая лучшая защита не только от болезней, но и от явлений вражеских всегда будет сознательное применение психической энергии. Развитие ее есть самая насущная задача человечества” (АГНИ ЙОГА, § 569).

“Многие заболевания предотвращаются психической энергией. Можно слышать о том, что некоторые организмы расположены или нерасположены к известным болезням. Но в чем заключается эта защита или слабость, никто не может сказать положительно. Между тем наблюдения над психической энергией дали бы лучшие ответы” (АГНИ ЙОГА, § 609).

“Вопрос о людях очищающих и о людях вредящих нужен в медицине. Без разрешения этого вопроса не найти спасения от многих новейших заболеваний. Не нужно забывать, что болезни эволюционируют вместе с расами и эпохами. Но наша письменная наука настолько молода, что нельзя ей говорить о сравнительном методе. Она знает лишь немногие века, но где же десятки тысячелетий? Мы очень загордились и забыли обо всем, не знаемом нами. Но сердце знает сроки, и даже невежественное сердце трепещет от приближения Огненного Мира” (СЕРДЦЕ, § 438).

“…Все силы растительного царства должны быть направлены к одному, для чего они и существуют – к усилению жизнеспособности. Лечить все недуги можно противопоставлением жизнеспособности.

Как бы резервуар праны существуют некоторые растения. Хвоя собирает, как иглы электричества. И как связь между небом и недрами земли, наполнена земля живыми щупальцами, собирающими и хранящими истинное обновление духовной ткани. Невежество может прятать болезнь, но лучше сжечь ее на огне жизни. Не искусственным возбуждением изнуряющим, но мощью жизни восстановляя равновесие.

Не надо искать среди минералов, ибо они давно лишены воздействия праны. Их назначение иное. Но явление солнца дает жизнь. Правда, минеральная почва дает подобие подножия жизни, но это только педаль, которая без струн бесполезна.
Итак, Моя аптека будет направлена в общечеловеческую сущность, она будет утверждать жизнеспособность без убийства, ибо растения легко переходят в следующее состояние.
Прививки хороши, если им соответствует жизнеспособность, иначе они являются разрушительным пластырем. Жизнеспособное существо не нуждается в прививках, ибо оно имеет так называемый солнечный иммунитет.
Мало жизнеспособности в деревнях, ибо прана помогает, воспринятая сознательно. Питание духа может идти лишь сознательно…” (ЛИСТЫ САДА МОРИИ II, § 145; или ОЗАРЕНИЕ, 1924 — IV — 18).

180. Болезнь и духовное развитие

“Особенно озабочивает людей вопрос: почему начинатели древних Учений не избегали различных физических болезней? Обычно задают вопрос именно те, кто сами более всего способствуют этим болезням своими подозрениями, осуждениями и всякими противодействиями духовным трудам. Но посадите подобного вопрошателя в отравленную комнату, и он немедленно заболеет сотнею болезней. Конечно, нужно представить себе напряженность организма при духовном труде. Как магнит впитывает он окружающее, желая помочь. Не сказка перенесение чужой боли на себя. При этом можно заметить, что боль переносится несходно, но поражает или наиболее напряженные или слабейшие центры. Не нужно думать, что боли в жизнеописаниях подвижников преувеличены. Наоборот, они так же напряжены и развиты, как различно само человечество. Но что же облегчает эти страдания? Кроме серебряной нити самой Иерархии; часто само сердце подает знак к началу целительного луча. У Нас часто изумляются, отчего врачи не обращают внимание на людей, приходящих к больным? Может быть, половина лечения состояла бы не в лекарствах, но в удалении вредных элементов, вносимых так приходящими и приносящими духовную заразу ” (СЕРДЦЕ, § 437).

Значительная часть всех болезней сегодняшнего дня связана с необычно тяжелыми и сложными космическими токами современности. Сенситивные и духовно ориентированные люди в определенные дни ощущают одни и те же болезненные симптомы, но только один человек ощущает их сильнее, а другой – слабее. Часто в один и тот же день у всех наблюдается ослабление зрения или раздражение слизистых оболочек, в другой день заметно общее перенасыщение организма, и люди, не принимая пищи, испытывают чувство тяжести и вздутия в желудке. Иногда ощущаются особенные боли в сердце или необычная тяжесть в конечностях, в затылке или на темени. Нередко ощущаются сильные приливы крови в голове и особенно сухой жар во всем теле. Также можно наблюдать резкие боли и вращательное движение в солнечном сплетении, а по ночам – тянущее чувство и жжение в руках и ногах. Подобные ощущения обычно появляются непосредственно перед землетрясением, перед сильными ураганами, внезапными, резкими ухудшениями погоды или другими природными катастрофами. Невозможно перечислить все огромное разнообразие внезапных болей и ощущений, появляющихся у человека. Однако в большинстве случаев они проходят так же неожиданно, как и пришли.

На вопрос, могут ли высокие духи болеть и даже подвергаться заразе, г-жа Рерих отвечает следующим образом: “Конечно, да, если по условиям своего задания они должны находиться в постоянном общении с людьми. Ведь высокий дух постоянно отдает часть своих сил окружающим и приходящим к нему, и, как бы ни был велик запас его психической энергии, все же при чрезмерной щедрости запас этот может временно истощиться. И вот такие минуты истощения полны опасности, ибо заградительная сеть ауры, не получая излучений, идущих из запаса, питающего наши центры, нарушается, и микробы заразы могут проникнуть в наиболее слабое место. Вот почему в книгах Живой Этики (Агни-Йоги) так настойчиво указывается на охранение заградительной сети. Ученик, достигший известной ступени духовного развития, не может долго оставаться в отравленной атмосфере городов и должен удалиться в природу для накопления праны и вести более или менее уединенную жизнь. ХРИСТОС, БУДДА и другие великие Подвижники часто удалялись в пустыню и не оставались долго в одном месте. В Евангелии от Марка гл. 5, 25 – 35 указано, как ХРИСТОС, очищая и исцеляя больных, ощущал затрату силы. Когда страдающая женщина прикоснулась к одежде Его, — “Иисус почувствовал сам в Себе, что вышла из Него сила…”

Так и современный подвижник Индии Бхагаван Рамакришна, оставаясь во все время своего учительства в постоянном окружении людей и принимая прикосновения от всех приходивших к нему, часто зараженных злокачественными болезнями, выдавал силы свои вне всякой соизмеримости, следствием чего была горловая болезнь, нечто вроде рака, которая и унесла его. Интересно отметить, что именно эта болезнь породила соблазн в некоторых слабых умах, и они усомнились в его духовной высоте. Ведь невежество полагает, что высокий дух при всех условиях защищен от заболеваний и опасностей. Но мы знаем, что камень, сброшенный с утеса Девадаттою на проходившего Будду, если и не убил его, то, все же, повредил Ему палец ноги. Есть указания и на то, что Владыка Будда испытывал часто сильные боли в спине. Также и в “Письмах Махатм” можно найти упоминание, как Учитель К. Х., при основании Теософского Общества в Индии, после прикасания к аурам людей должен был удалиться на несколько недель в полное уединение. Так, каждый план существования подчинен своим законам, и нарушение их приносит соответственные следствия”.

Следует также упомянуть, что именно недисциплинированность учеников очень сильно отягощала Рамакришну. ХРИСТОС ИИСУС также часто сетовал на несообразительность Своих Апостолов, поскольку им было очень трудно понять ЕГО высокое Учение, бывшее для того времени в высшей степени революционным. Так, тяготы могут исходить даже от друзей и сотрудников, – не говоря уже о том, что среди них также всегда находятся предатели.

Для учеников на духовном пути очень трудным является именно современное положение в мире, отмеченное Армагеддоном Культуры. Все поборники нового знания и новых идей должны оставаться в гуще жизни, ни в коем случае не уходить от нее, и, занимаясь духовной деятельностью, вместе с тем, зарабатывать себе на жизнь. К тому же, часто они не имеют никакой возможности избежать отравленной атмосферы городов. В подобных тяжких обстоятельствах такие люди не раз подвергаются опасным заболеваниям и неоднократно встречаются со смертельными опасностями, с которыми можно справиться лишь с помощью крайней и напряженной активизации психической энергии, что подтверждается собственным горьким опытом многих первопроходцев духа. Тем не менее, именно многочисленные тяжкие страдания являются, чаще всего, главным импульсом на пути к психической энергии, и через эти страдания они приходят к осознанию, что психическая энергия остается, воистину, единственной панацеей, когда все медикаменты и врачебные рекомендации оказываются бессильны. Конечно, психическая энергия не в силах остановить смерть, если жизненный импульс иссяк, или же если чрезмерные, как правило, неизбежные усилия и вынужденное перенапряжение истощили запас психической энергии. В остальных же случаях все чудеса в жизни совершаются только с помощью психической энергии, т.е. через духовное исцеление.

181. Болезни и Иерархия

“Болезни подразделяются на священные, кармические и допущенные. Два первых вида понятны, но, именно, в книге “Иерархия” следует упомянуть о допущенных. Кто или что допускает их? Конечно, невежество и ужас неосознания. Мало не думать о них, дети тоже не думают, но заражаются. Нужно в сознании защититься и создать непроницаемую броню нервных излучений. Даже великие эпидемии не могут развиваться, если народ владеет сознанием. Опыт с веществом психической энергии показал бы, какую мощную антисептику люди носят при себе. При этом нужны два условия. Первое – осознание психической энергии; второе – осознание Иерархии, как единственного пути нагнетения психической энергии. Не следует смотреть на Иерархию, как на нечто отвлеченное. Нужно усвоить прочно, что она есть сильнейший жизнедатель. У Нас называют ее первым целебным средством. Но даже любую пилюлю нужно проглотить и любую мазь приложить. Не будет действия от лекарства в сундуке, также и благодать Иерархии должна быть устремлением взята. Только бесповоротное устремление даст целебное следствие”. (ИЕРАРХИЯ, § 418).

“…Часто психическая энергия оказывается выкачанной вследствие духовной отдачи, как было с Рамакришною и некоторыми другими подвижниками. Конечно, они ее имеют в огромном количестве, но, посылая ее на дальние расстояния, они могут оказаться незащищенными временно. Именно нужно приближение к Иерархии, и даже подвижники иногда в самоотверженности, несли силы свои поверх законного расходования. Потому для эволюции Твердим об Иерархии, чтобы утвердить целесообразное применение сил к Цепи Высших. Потому Говорю – берегите здоровье, чтобы даже этим условием прилежать к Иерархии”. (ИЕРАРХИЯ, § 285).