XII. ДУХ — ДУША — ЧЕЛОВЕК — МАТЕРИЯ

XII. ДУХ — ДУША — ЧЕЛОВЕК — МАТЕРИЯ

123. Дух и Материя

С эзотерической точки зрения Дух и Материя едины. Материя есть дифференциация Духа и подлежит вечной трансформации. Поскольку она является низшей формой проявления духа и подлежит быстрому изменению, ее следует рассматривать как Майю, или Иллюзию. Являясь основой для развития, испытаний и восхождения, Материя лишь временно служит индивидуализированному духу, который в качестве духовного зерна присутствует в человеке и оживляет, ведет, а также формирует его. Таким образом, дух нуждается в Материи. Без нее, с земной точки зрения, он не мог бы проявиться. Мышление и действие не могут быть отделены от Материи.

Дух и Материя, несмотря на свое универсальное единство, образуют два противоположных полюса, и объединение этих полюсов является очень тяжким трудом. Гармония между духом и материей в человеке, в котором они объединены, относится к наиболее редким космическим явлениям и предполагает очень длительное развитие, достижимое лишь приложением неимоверных усилий на протяжении многочисленных инкарнаций.

Материя есть кристаллизованный Дух. Проявленный Космос в своей видимой и невидимой форме выявляет аспекты лучистой материи, от высших до самых низших. Там, где нет Материи, нет и Жизни. Дух есть Энергия и мы знаем, что Энергия не может проявиться без Материи. Даже видимый свет есть находящаяся в движении форма тончайшей Материи.

Дух, Субъективный Элемент или Энергия, находится в потенциальном состоянии всюду в недрах Космической Природы. В процессе дифференциации, в результате которой возникли бесчисленные стадии или степени проявления духо-материи, установились понятия относительности и противоположения. Именно эта относительность и биполярность являются основами нашей способности к познаванию.

Во всем Космосе нет ни одного атома, который не обладал бы сознанием и, следовательно, жизнью. Сознание есть уже духовность в различных ее градациях. Людям трудно допустить наличие сознания и в низших проявленных формах, однако, в Космосе нет ничего абсолютно безжизненного. Космос существует лишь взаимопроникновением и взаимодействием Пространственных Энергий, исходящих из бесчисленных Фокусов, или Центров, заполняющих его и непрерывно образующихся в нем.

Нельзя полагать, что Первичная Материя вообще лишена Духа. Первичная Материя есть первичная стадия проявления Духа. Материей, лишенной Духа, называется то состояние Материи на низших планах, когда Высшие Энергии уже покинули ее, и она сохраняет лишь животную жизнь. В этом случае речь идет о космических отбросах, или о неудавшемся творении, подлежащем космической переработке, ибо животное еще непригодно для трансмутации Материи в Дух. Человек также может впасть в это животное состояние, если он упорно сопротивляется эволюционному пути одухотворения. Тем самым он подвергает себя величайшим мукам, так как духовному зерну, или Монаде, придется покинуть его. Это следствие греха, совершенного против Духа Святого.

Также неправильно называть состояние Пралайи (Прим.: Космической Ночи) смертью, ибо такого чисто человеческого понятия, как «смерть», которое образовали люди, не зная о духовной жизни, в Космосе вообще нет. Существует лишь бесконечная смена форм. То, что люди называют смертью, есть лишь сбрасывание данного на время земного одеяния или земной оболочки, ошибочно принимаемой за всего человека.

Люди различаются по качеству своего духа, которое обуславливается степенью имеющейся у человека психической энергии, которая, в свою очередь, есть ничто иное, как потенциал Духа. Для достижения гармонии в Космосе необходимо разнообразие, которое, в свою очередь, зависит от первоначальных условий возникновения Зерна Духа.

Дух первичен, он есть Начало всех вещей, Источник всякой творческой идеи и одновременно Энергия для ее осуществления в Материи. Поэтому пришло время позаботиться о гигиене Духа, которая важнее, чем гигиена тела. Никакие витамины, инъекции и сыворотки из желез не спасут от духовного разложения того человека, у которого иссякла или окаменела психическая энергия.

“…Утвержден дух как огонь, и нет остановки в пламени космическом. Следуя закону Огня, мы можем установить путь к совершенствованию. Огонь солнца и огонь духа – наши творческие силы. Теплота солнца и теплота сердца – наши жизнедатели…” (БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ I, § 79)

“Энергии различаются по своему потенциалу. Чем мощнее потенциал, тем устремленнее энергия. Чем мощнее потенциал, тем мощнее притяжение. Соответственно с возникновением Пространственного Огня напрягается энергия. То же соответствие существует между зерном духа и насыщением Светилом. Так потенциал духа зависит от насыщения Светилом. Зарождение энергий, таким образом, происходит как насыщение светилом. Вихревые кольца, вовлекающие зерно в свою спираль, передают свои энергии, и жизненный импульс несет его дальше в сферу, где притяжение даст ему направление. Так устремленное зерно получает свой жизненный путь, и явление нескончаемого жизненного импульса утверждает Сущее…” (БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ I, § 333)

“Части светил не случайно залетают на соседние сферы — своего рода пути сообщения. Знаки эти упущены современной наукою. Не в том дело, что аэролит может заключать караты бриллиантов, а в значении психомагнита. По этому пути могут народы преувеличить сферу сообщения. При координации материи в будущем это качество психомагнита важно. Ведь материя, наконец, должна слиться с духом, как стекло может стать ковким.

К началу новой эволюции можно применить новые способы лечения, располагая людей по лучам Светил. Выйти за пределы планеты — ближайшее нахождение. Не зритель миров, но сознательный соучастник — человек, и дорога ему не через лужи, но через сияние сфер. Лишь чуять, — зачем искать свет? Дух знает, ему доступно, ему суждено. Иначе зачем лестница Нашего Братства? Она уперлась в землю и затерялась в небесах” (ЛИСТЫ САДА МОРИИ: ОЗАРЕНИЕ, 1924 — III — 8, § 115).

“Если начнем разлагать материю, мы увидим, как атомы, освобожденные, начнут располагаться по их основному тону и, уходя в эфир, образуют радугу, которая звучит музыкою сфер.

Если целая планета разлагается, то, конечно, следствие будет — радуга. Можно это наблюдать на каждом разложении видимой материи…” (ЛИСТЫ САДА МОРИИ: ОЗАРЕНИЕ, 1925 — IV — 2, § 304).

124. Дух и душа

Человек есть продукт эволюции, в своем развитии он прошел через минеральное, растительное и животное царства, и его тело, которое развилось из животного царства, происходит не от обезьяны. Напротив, согласно Тайной Доктрине, именно обезьяна произошла от человека, и является результатом скрещивания животного и человека во времена Атлантиды, целью которого было создание рабской рабочей силы. Однако в дальнейшем, в связи с тем, что это нарушало процесс человеческой эволюции, эксперимент был естественным образом пресечен.

На человеческие тела, развившиеся из животного царства, — а именно, из всех высших видов животных, — на определенной стадии развития снизошла Искра Духа, или Зерно Духа, возложившая на себя задачу превращения животного человека в Богочеловека. Таким образом, сегодня в каждом человеке имеются реликты прежней животной души, которые постепенно должны исчезнуть. Это должно произойти в будущей Шестой Коренной Расе, поскольку она уже не будет обладать плотным физическим телом, а только уплотненным астральным.

Процесс трансформации животного человека в Богочеловека простирается на многие миллионы лет, на протяжении которых человек должен пройти в своем развитии Семь Коренных Рас. Белая Раса относится к пятой Коренной Расе. Этот процесс развития, как и всякие роды, требует огромных усилий, напряжения и страданий, ибо, если человек постепенно начинает сознательно устремляться к Духу и, в конце концов, достигает одухотворения, он должен отказаться от удобств материи, чтобы получить взамен радости высшего порядка. При этом именно материя, в частности обладание материальными благами, оказывается в действительности иллюзией, а земная жизнь становится ареной борьбы сиюминутных страстей.

Восхождение духа происходит, главным образом, в дни потрясений. Трудное время для сильного духа есть ускоренный путь восхождения. Дух лишь тогда может стать совершенным, если он признает Высшие Миры. Чем выше его развитие, тем больше он видит и понимает. Развитие духа требует утончения, ибо, в противном случае, невозможно созидать новое и продвигаться в эволюции. Для достижения этого роста дух должен укрепиться, встречая сильные препятствия и трудности со стороны внешних обстоятельств. Его очищение является, поэтому, величайшим страданием для низшей природы в человеке, однако оно неизбежно. Тот, кто пренебрегает своим духовным развитием, предстанет однажды перед закрытыми вратами, и страшным будет его пробуждение. И напротив, духовно бодрствующий окажется в Мире Высшем, соответствующем более высокому уровню развития, материя которого имеет тонкоматериальную, или же огненную, природу. Духу надлежит исполнить на Земле великую задачу: он должен пожертвовать собой, чтобы облагородить свою низшую природу и преобразить низшую материю в свет. В основании этого факта лежит извечная человеческая тоска по возвращению к Богу, поэтому и в человеческой жизни основное внимание должно уделяться жизни духа, а не удовлетворению повседневных потребностей.

Чтобы лучше понять поставленные перед человеком задачи, необходимо знать его тонкоматериальную и огненную конституцию, поскольку без этого знания очень трудно сознательно развивать психическую энергию и воспламенять центры высшего сознания.

Прежнее троичное деление на тело, душу и дух для этой цели уже недостаточно, хотя более глубокое рассмотрение никоим образом не отменяет его.

Семеричная конституция человека подразделяется на преходящую низшую четверицу и непреходящую высшую троицу. Обе ярко демонстрируют биполярность в человеке, которая находит свое выражение в его высшей и низшей природе, или же в Духе и Материи.

    Низшая или преходящая четверица:

  1. Физическое тело.
  2. Эфирное тело, или эфирный двойник, иногда его путают с астральным телом. Многие феномены на спиритических сеансах производятся эфирным двойником медиума.
  3. ПРАНА — жизненный принцип.
  4. КАМА — животная душа, или астральное тело, через него желание проявляет себя в двух аспектах: как КАМА-МАНАС, или низший Манас (инстинктивный ум), и КАМА-РУПА (астральная оболочка).
  5. Высшая или непреходящая Троица:

  6. МАНАС — самосознание, мыслитель, или высший Манас со своим интеллектом.
  7. УДДХИ — духовная душа с Высшим Разумом или чувствознанием.
  8. АТМА — чистый дух или огненный принцип в человеке.

Дух и душа, или высший и низший Манас, в действительности есть лишь различные свойства одной и той же основной энергии огня и сознания, высшим качеством которых является психическая энергия. Чтобы достичь высшей духовности, мы должны трансмутировать и сублимировать огни наших центров до их седьмого состояния. Так Мир Высшей Духовности или Мир Огненный — это Мир сублимированных чувств, или же утонченного состояния, которое соответствует высшим притяжениям, или вибрациям. Весь Космос построен на семеричном основании и, поэтому, всякая энергия также имеет семеричную шкалу напряжения и утончения.

Проблема духа и души является сложной из-за неполных объяснений в оккультной литературе. Действительно, довольно трудно отделить дух от души, ибо все эти подразделения есть лишь различные качества единой основной энергии, которая на различных ступенях развития проявляется через разные нервные центры или проводники. Троичное деление человека на тело, душу и дух признавалось уже тысячелетия назад, однако, семеричное деление дает лучшие возможности познать работающие в человеке принципы.

Истинным центром человека является Буддхи, или шестой принцип, часто называемый духовной душой, в отличие от животной души человека, или Кама-Рупы, четвертого принципа. Четыре низших принципа у человека общие с животными и также инстинктивный ум, хотя он в большей степени неосознанно для бодрствующего сознания направляет и руководит жизненными функциями, вследствие чего интеллект часто вмешивается и совершает действия, которые животное “инстинктивно” избегало бы. Зато человек отличается наличием интеллектуального ума, высшего Манаса, который, в отличие от животного, делает его сознательным творцом и дает ему возможность развить посредством языка более высокое средство коммуникации, а также создать цивилизацию. Высший Разум, или третий вид ума, чувствознание, является признаком шестого принципа, или Буддхи, и именно он развивает истинно культурного человека. Пока духовность не развита, шестой и седьмой принцип находятся в человеке в спящем состоянии.

Высшая Триада есть уже сознательное, бессмертное Эго человека, которое пребывает в Девачане (царстве Ангелов) после распадения принципов, которые составляют низшую четверицу, или низшее Эго. Высшая Триада часто обозначается как Зерно Духа, не имеющее самостоятельного, непосредственного проявления на Земле. Для своего проявления Триада должна соединиться с низшей четверицей. Иначе говоря, все качества основной энергии, трансмутированные ее огнем, должны быть приведены в соответствие и вылиться в высшее человеческое качество, в психическую энергию.

Лишь сознательно развитая первоначальная энергия, или психическая энергия, делает человека психотворящим и дает бессмертие. Зерно Духа, или Высшее Эго в человеке беспредельно растет и изменяется, но при условии, что оно получает духовное питание от всех центров и чакр. Это происходит тогда, когда психическая энергия побуждает к действию высшие или тонкоматериальные нервные центры. Если человеку, как носителю Духовного Зерна, удается здесь, на Земле, одухотворить свою сущность посредством открытия высших центров, то по окончании этого цикла, или Четвертого Круга нашей планеты, он будет пребывать в полном сознании в соответствующей ему сфере, сохранив все накопленные энергии или способности. И если в следующих Планетарных Кругах он разовьет такое же непреклонное стремление к совершенству, он сохранит свое бессмертие и на следующий межпланетарный период, и так до бесконечности. Но следует помнить, что изменения в Зерне Духа могут происходить как в сторону восхождения, так и падения. Однако неслыханно тяжким будет восхождение после длительного падения, вызванного сопротивлением Космическим Законам Эволюции.

125. Дух и сознание

Сознание, как дар наблюдения и восприятия нашего бытия, нашего окружения и всего происходящего, есть способность духа. Можно также сказать, что так называемые принципы, за исключением физического тела и эфирного двойника, являются лишь аспектами или состояниями нашего сознания.

“Сознание может напрягать те рычаги, которые необходимы для укрепления психической энергии. Но для этого нужно очень тонкое распознавание, ибо тонкое сознание употребит силы на творческое напряжение, но грубое сознание и дух разрушителя напряжет рычаги на темные ухищрения. Психическая энергия в руках человеческих есть самое страшное оружие” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 409).

“…Говорю не для того, чтобы повторять об утонченном чувствознании, об этом условии повторено достаточно. Обратите внимание на материальность духовности с другой стороны. Все-таки остается два мира — очевидный и действительный. Даже по значению этих понятий предпочтение будет оказано действительности, в этом все согласятся. Какое же совершенствование может быть приобретено, осознав действительность! Вот эту действительность нужно выдвинуть и закрепить, как совершенно реальное понятие, и тогда изменится окружающее неузнаваемо.

Люди говорят о многих правдах, — не нужно ли проникнуть оболочки и стремиться к Единой Истине? Действительность под самым сильным наблюдением расширит сознание. Сознание есть тот самый волшебный ларец, куда соберутся потерянные сокровища” (АГНИ ЙОГА, § 590).

“Рад, если понимаете весь вред ложной духовности. Часто не расширенное сознание, но болезненное извращение психической энергии становится заместителем. Где боязнь, где саможаление, где самомнение, где бездействие, где избегание самоотверженности, где несоизмеримость, где безответственность, разве там служение эволюции?

Надо твердо дать понять тем, кто избегает жатву труда, что их воздыхания меньше, нежели движения стебля травы. Так же те, кто погружается в Астральный мир без сознания восхождения, должны знать, как ответственны они за загромождение пространства. Только сознание может вести и позволит распознать правильное направление. Также и те, кто считает служение эволюции жертвой, подлежащей вознаграждению, могут быть награждены металлом, но не расширением сознания.

Утверждайте, что утончение сознания есть тот магнит, который привлекает любые полезные энергии. Как сокровище неисчерпаемое, сознание поведет на те высоты, где победа. Неужели достойно человека дать сознанию зарасти, подобно бурьяну?! Нужно помыслить, куда хотели бы направиться. Огонь сознания осветит путь!” (АГНИ ЙОГА, § 591).

“Умершее сознание, как шелуха утраченного зерна. Понятие полной растворимости, иначе смерти, принадлежит продуктам психической энергии. Можно представить атрофию сознания, которое не питается устремлением и неуловимо разлагается в потоке тончайших энергий, неуловимо и невозвратно…” (ОБЩИНА, § 227).

126. Делимость духа

Важным качеством психической энергии является делимость духа. Она основывается на способности психической энергии к самоотделению. Те существа, которые достигли высокого духовного развития, способны одновременно появляться в разных местах. При необходимости они могут отделять часть своего высшего сознания, то есть часть своего духа, и посредством психической энергии придавать ему такой вид или образ, который соответствует их нынешней, реальной внешности. Подобные дубликаты, после выполнения данного им поручения, возвращаются к своему источнику, из которого они были посланы, и воссоединяются с ним.

О достижении высшей степени этого качества можно говорить тогда, когда высокая сущность уже в совершенстве овладела свойством делимости духа и способна одновременно сознательно действовать как на Земле, так и в межпланетном пространстве, посещая даже ближайшие планеты.

“…Делимость духа есть посылка энергии…” (АГНИ ЙОГА, § 254).

При высокой степени духовности делимость духа столь велика, что отделившиеся частицы психической энергии непрестанно работают в полной согласованности с такими же частицами энергии, посланными родственными душами. Именно очищенная энергия будет принимать участие в самых неотложных задачах на благо всего человечества. Итак, следует чаще думать и ощущать желание участвовать в такой светлой работе. Целебные излучения йога или даже чистого человека действуют на большое расстояние. Сам такой светоносец чувствует утомление после спасительного применения своих излучений, и нередко люди неосознанно отнимают у него так много сил, что он заболевает из-за слишком большого оттока психической энергии.

Однако там, где нет правильного обмена психической энергии, нет также и делимости духа. Когда огонь бездействует или начал уходить из негодного вместилища, то делимость духа, конечно же, недоступна. Также нельзя забывать, что психическая энергия — сила обоюдоострая, ибо многие темные силы обладают большим запасом этой энергии, но только в ее низших проявлениях. Воздействие такой энергии ограничено исключительно земным планом и низшими сферами по сравнению с энергией высшего качества.

“Также начнете замечать, что видите свои изображения как бы перед собою; не нужно изумляться, ибо это есть расширение делимости духа. Явление выделения и посылки части духа показывают развитому третьему глазу посланное изображение. Можно знать, что в это время кто-то видит его и получает помощь” (ИЕРАРХИЯ, § 92).

“Конечно, разделение духа присуще, когда центры пламенно творят. Так гармония творчества насыщается этим пламенем духа. Каждый творческий импульс, когда он насыщает пространство своим огнем, зажигает факелы духовные. Потому светильники духа могут зажигать ауры. Так пламенные центры зажигают на расстоянии духовные искания. Истинно, творчество велико! “(ИЕРАРХИЯ, § 184).

“Также помните, что огненная энергия растет и работает непрестанно, если сердце зажжено. Тем самым легче понять и уже упомянутую делимость духа. Пламя делимо без ущерба и не требует никаких расстояний и времени. Так, когда видят вас в разных странах, не нужно удивляться, это лишь одно из качеств огненного напряжения.

Конечно, это огненное напряжение приносит нагнетение солнечного сплетения. Нужно представить себе насколько соединение Огня сердца с Огнем Пространства должно напрягать центры” (МИР ОГНЕННЫЙ I, 44).

“Указанные факты одновременного появления тонкого тела должны разрушить предубеждение невежд, что Высшие Существа не могут появляться в разных частях света. Но если даже плотное состояние может знать делимость духа, то огненное состояние, прежде всего, не будет ограничено одномерностью и временем и пространством. Когда удается логически и разумно представить себе первичные качества Огненного Мира, то немедленно можно начать усваивать его реальность. Какое счастье, когда Беспредельность перестает быть пустотою!” (МИР ОГНЕННЫЙ I, 598).

127. Аура и психическая энергия

Не существует таких предметов и существ, которые не испускали бы лучей и не проявляли бы, таким образом, определенные характерные признаки. Так, человек заключен в яйцевидную ауру, или поле излучения, которое отстоит от него, обычно, на ширину ладони. Ауру можно назвать также универсальным считывающим устройством, так как по ее окраске, интенсивности, ширине, а также по ее колебаниям можно сделать многочисленные выводы об основных качествах человека, а также об общем состоянии. Сама аура окружена заградительной сетью, которую необходимо содержать в целостности, ибо она представляет собой защитный панцирь, предохраняющий от нападений из Тонкого Мира, перед которыми мы, в случае ее повреждения, абсолютно беззащитны. Тонкоматериальные сущности способны проникать через предметы любой плотности, точно так же, как разные лучи, даже будучи ослабленными, воздействуют через плотные предметы. Без заградительной сети ауры тонкоматериальные сущности могут легко проникнуть в психически более слабого человека и завладеть им, что нередко и происходит и приводит к одержимости. Ауру и заградительную сеть можно укрепить и содержать в порядке только с помощью психической энергии.

Аурическое яйцо или так называемое магнитное поле человека формируется шестым и седьмым принципом, таким образом, аура человека существенно отличается от ауры животного, так как животное обладает только магнитным излучением, которое, конечно, также обладает немалой энергией. Как только шестой и седьмой принцип в человеке достигают полного развития, человеческая аура становится существенно более высокого качества и поражает неповторимым великолепием цветовых оттенков. В конечном итоге аурическое яйцо стягивается в солнцеподобную ауру, как она абсолютно верно изображается в виде округлого священного нимба у великих святых и мучеников за веру, уже окончательно преодолевших в себе низшую материю.

По ширине ауры и ее цвету можно сделать безошибочный вывод о характере человека и о качестве его духовности. В будущем, когда люди научатся изготовлять фотографии аур, это будет иметь большое значение для познавания человека, так как только тогда появится возможность приглашать на все ответственные посты в государстве, в церкви и во всем человеческом обществе безупречных по своему характеру людей. Фотография ауры и научный гороскоп будут решающими при назначении всех руководителей.

“При будущем снятии аур нужно помнить о разных светофильтрах. Синяя и фиолетовая окраска показывают, насколько трудны для обычной фильмы тона, имеющие сходство с окраской Тонкого Мира, к которому принадлежит аура. Так, она может быть снята, если пространство было наполнено метеорною пылью или если при процессе участвовала сильная психическая энергия. Так после всех физических пособий опять вернемся к психической энергии. Но как нужно для накопления этой энергии, прежде всего, избегать разлагающего кощунства” (СЕРДЦЕ, § 221).

“Запечатление на фильме ауры зависит вовсе не от самой фильмы, но от снимающего и снимаемого. Хорошая обычная фильма на стекле достаточна, но качество участников и свидетелей особенно важно. Нельзя также, даже при хороших качествах одного участника, ожидать немедленных результатов. Нужно настроить вину прежде созвучий. Но люди больше всего не терпят предварительной работы. Кроме того, нужно еще одно условие. Нужно уметь провести хотя бы один день без малейшего раздражения. Империл выедает самые значительные рефлексы энергии…” (СЕРДЦЕ, § 465).

“Попробуйте увидеть куски своей ауры по желанию. Это невозможно, ибо закон психической энергии кроме желания нуждается в подходящих условиях. Такие условия не возникают мгновенно, но их нужно накопить на почве высших воздействий. Но и к высшим воздействиям путь не легок, ибо они получают доступ в открытые врата. Всякое уклонение от общения с очагами тончайших энергий закрывает врата. К тому же нужно понять, в чем состоит плодотворное общение. Оно зависит не столько от напора устремления, но и от заботливого отношения к окружающим условиям.

Иногда переходное время молчания является лучшим накопителем. Сознание в степени чувствознания дает понять, какое действие отвечает необходимости.

Из составных частей развитых аур особенно трудно видеть насыщенный зеленый и благородный рубиновый. Два противоположения — изумруд и рубин. Первый есть синтез и второй есть самоотверженность подвига. В туманных проявлениях оба могут встречаться, но чистыми можно видеть их редко, как редко бывают синтез и подвиг. Изумруд ближе к Чаше, рубин — к Глазу Брамы” (АГНИ ЙОГА, § 535).

“При зоркости можно наблюдать многие научно значительные явления. Можно заметить, как удары по ауре не только отражаются на глазах, но и на чувствительности кожи, особенно около плечевых лучей. Также можно заметить излучения света из самых неожиданных материалов – из дерева, холста, стекла, резины и многих предметов, не отвечающих обычным законам…” (СЕРДЦЕ, § 291).

128. Астральное тело и психическая энергия

“…Психическая энергия оформляет и тонкое тело. Когда психическая энергия нагнетает энергию, то каждая энергия соответственно нагнетает тонкое тело. Яснослышание при огненности зависит от состояния психической энергии. Конечно, нужно иметь ввиду каждую растрачиваемость психической энергии, ибо нужно помнить, что один и тот же источник психической энергии творит на расстояниях и на всех прочих планах. Так нужно утверждать этот огненный источник, ибо в нем содержится динамика Огня” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 401).

“Когда люди говорят о смерти, часто высказывают верные соображения. Люди знают, что неожиданная смерть часто доставляет осложнения. Люди знают, что постепенный выход астрала может облегчить многое, но главного соображения не говорят. Избегают подумать, что поверх всех условий будет качество психической энергии. Сознанием человек одолеет все препятствия. Когда выросло сознание, тогда всякое переходное состояние не имеет значения. Когда крепка связь с Высшим Миром, тогда все начинания делаются легкими. Но странно, что люди предпочитают толковать о подробностях, упуская главное” (АГНИ ЙОГА, § 559).

“Поранение тонкого тела должно стать предметом научного изыскания. Такое поранение случается гораздо чаще, нежели можно думать. И при битве, и при неудобствах возвращения в физическое тело можно наблюдать повреждение, которое всегда отражается болью физическою, притом болевые ощущения сосредоточиваются на наиболее напряженном месте организма. Конечно, чаще всего страдает сердце. Можно понять, что сердце является жизнедателем, но зато пламенное сердце больше всего стремится в бой. Самым ценным среди физических ощущений будут пульсации сердца, когда они связываются с развитою работою тонкого тела. Также поучительно явление изменения веса, когда тонкое тело покидает физическое” (СЕРДЦЕ, § 109).

129. Тонкий Мир и психическая энергия

При переходе в Тонкий Мир или при переходе из одного состояния в другое, которое может происходить во время сна, совершенно необходима психическая энергия. Только психическая энергия может перенести нас в сферы, соответствующие нашим накоплениям. Чем сильнее перед смертью была устремленность духа к совершенству, тем выше способен подняться дух. В случае, если основной запас и качество психической энергии не позволяют духу остаться в Высших Сферах, куда его вознес последний, мощный импульс, то все же он навсегда сохранит в своей памяти испытанное там восхищение, пребывая затем в тех сферах, которые соответствуют его духовным достижениям. Поэтому в прежние времена люди проявляли большую заботу о том, чтобы наполнить радостью последние часы пребывания на Земле и, вместе с тем, устремиться в Всевышнему.

Поэтому понятно, что самоубийцы, которые в своем отчаянии полностью пресекают ток психической энергии, могут попадать лишь в низшие сферы Тонкого Мира. Из-за отчаяния, толкнувшего этих несчастных на такой безумный поступок, произошел столь сильный отток психической энергии, что они и после смерти не смогли освободиться от земного притяжения. Душевные депрессии, смятение, подавленность и отчаяние вообще разрушают психическую энергию и парализуют жизненную силу. Душевные муки и страдания самоубийц продолжаются до срока их кармически предусмотренной, естественной смерти. Это тот предопределенный судьбой момент, когда иссякает жизненный импульс, который приносит с собой на Землю каждый человек, и который, обычно, определяет продолжительность жизни. В исключительных случаях, когда сознание лишь временно омрачено очень тяжкими обстоятельствами и ударами судьбы, бедняги могут освободиться быстрее, чем обычно, обратившись за помощью к Силам Высшим, и устремившись к искуплению своего поступка; ибо убийство остается убийством, независимо от того, убивает ли человек самого себя или других.

Земная жизнь является определяющей для жизни в Тонком Мире. Поэтому, бесполезно лишь после смерти, в запоздалом просветлении, желать приобретения тех хороших качеств, которые человек не ценил и презирал на протяжении земной жизни. Основой всякого устремления является психическая энергия. Она накапливается поступками и трудом в земной жизни и возносит нас после смерти в надземные сферы. Наилучшему пробуждению, развитию и воспитанию психической энергии всегда будет способствовать радостное устремление в будущее, наполненное светлым трудом на Земле и в Тонком Мире. Если бы люди поняли, что переход в Тонкий Мир для чистого и устремленного духа есть высшая радость и высший восторг, поскольку он освобождает его от бремени земных иллюзий и ведет к истинной родине бессмертного духа, то они не боялись бы смерти и рассматривали бы ее как радостное событие.

“…Побуждение везде имеет решающее значение. Так при переходе в Тонкий Мир побуждение будет проводником. Не уявленное, но прочувствованное побуждение будет прекраснее самих прославленных деяний. Только сам человек знает, как зародилось в нем то или иное чувство. Он может внутренне проследить процесс нарастания. Так лучший судья в самом себе. Но пусть человек помнит, что даже в земном бытии дан беспристрастный свидетель — всеначальная энергия” (БРАТСТВО, § 64).

“Опять приступят с вопросом – отчего так мало сказано во всех Заветах о Тонком Мире? Поверьте, сказано везде много, но люди не желают замечать этого. На древних иконах можно видеть сферы зеленые, иначе земные, и сферы красные – огненные, иначе Мира Тонкого. На одном изображении можно видеть целые сцены в зеленых тонах и рядом красный мир Ангелов. Что же может быть нагляднее? Все пророчества наполнены вестями о Тонком Мире. Даже в Коране Мир Тонкий не забыт. Невозможно назвать ни одно Учение, где бы не было отведено места жизни Тонкого Мира. По ужасу перед всем невидимым люди затыкают уши и закрывают глаза, предпочитая оставаться в невежестве. Но можно ли мыслить о сердце, о психической энергии, не памятуя о Мире Тонком, громадном и столь неразрывном с миром плотным?!” (СЕРДЦЕ, § 148).

“Если кто начнет жаловаться на неощутимость Тонкого Мира, укажите, насколько это заявление неправильно. Крылья Тонкого Мира касаются людей гораздо чаще, нежели принято думать. Но сами люди отгоняют невидимых мух и незримую паутину. Также часто люди борются с навязчивой мыслью и оборачиваются с вопросом: “Кто звал меня?” Множество тонких, но вполне реальных ощущений наполняет жизнь. Многие из них, в силу физической реальности, могут быть изучены даже сравнительно грубыми приборами. Ощущение невидимых паутин на лице, как знаете, бывает длительно и резко ощущается. Казалось бы, для врачей, занятых изысканиями в области психических явлений, должно быть очень значительным это ощущение. Почему же они не испытывают таких людей посредством разных аппаратов и на пульсацию, и на качество секреций, и на сердце, и на кожную восприимчивость? Тонкий элемент может показывать и какие-то колебания около наблюдаемого. Так ощупью можно начинать полезное наблюдение, но главная трудность в том, что обычно опыт делается спорадически, без железного, неуклонного терпения. Тонкий Мир нуждается в устремлении, но не в судорогах” (СЕРДЦЕ, § 480).

“Между радиоволнами можно иногда различать какие-то вторгающиеся голоса. Конечно, это будут голоса некоторых людей, невольно воспринятые аппаратом. Так и среди голосов Тонкого Мира все чаще слышатся и голоса живых. Этим обстоятельством хотят воспользоваться враждебные невежды, чтобы отрицать сообщения из Тонкого Мира. Но они забывают, что психическая энергия повсюду одна. Она не может быть мертва или жива, ибо она всеначальна. Мысль нерушима и она вибрирует в пространстве.

Невежды отрицают Мир Тонкий и тем отвергают мысль. Все Сущее служит не отрицанию, наоборот, все подтверждает одну Истину” (АУМ, § 520).

“Можно представить себе радость духа, осознавшего созидание Нового Мира. Если устремление велико, то каждая форма принесет углубление в усовершенствование. Объединение Миров может продвигать сознательное устремление. Возьмем формы Тонкого Мира и применим их к земному плану. Правильно употребили сравнение между психической энергией и механическими восприятиями. Ведь творчество может проявляться, именно, высшими энергиями, но для такого тонкого восприятия необходимо явить трансмутацию центров. Только когда дух чует общение с Невидимым Миром, можно утвердить пространственный ток. Даже простые опыты требуют полного доверия. Насколько же мощнее должен дух утвердиться в полном общении с Миром Невидимым…” (МИР ОГНЕННЫЙ III, §128).

“Даже самые знающие люди с трудом могут переложить действие Тонкого Мира на физическое время! Почти немыслимо представить, что для отлучек в Тонкий Мир почти не требуется физического времени. Можно совершить самые дальние полеты в Мир Тонкий, но часы земные отметят это лишь секундами, настолько измерение Тонкого Мира разнится от физического. При этом нужно заметить, что когда происходит насильственное выделение тонкого тела, то слова спящего не отвечают стремительности тонких действий и уже подвергаются закону физического мира. Так ум физический также действует законом физического мира, лишь нервная психическая энергия подвергается закону Света.

Сотрудники Тонкого Мира нередко мчатся для сотрудничества, сами не замечая отсутствия своего; лишь головокружение иногда дает знать о феномене, ибо считается необычным сотрудничество с Тонким Миром, но скоро такое положение изменится” (СЕРДЦЕ, § 141).

“Оказавшись за пределом трех измерений, даже самый хладнокровный ужаснется, если сердце его не приготовлено к следующему познанию. Нельзя перескочить из одного состояния в другое без закаления огненного. Так невозможно принять красоту и торжественность Тонкого Мира без своевременного утончения сердца. Можно в темноте стоять бессмысленно перед прекраснейшими произведениями искусства, но ведь темнота в нас самих! И зажечь Пространственный Огонь можно лишь Огнем сердца. Много раз говорилось, что великий Огонь выявляется нашим сердцем…” (МИР ОГНЕННЫЙ I, §30).

130. Мир Огненный и психическая энергия

Люди, которые в своих поступках руководствуются исключительно интеллектом, не способны понять Огненный Мир Чистого Духа, находящийся выше Тонкого Мира, ибо интеллект в них достиг своего сверхразвития в ущерб духовности, а высшее чувствознание еще не открылось. Поэтому временно они сами исключили себя из всякого дальнейшего духовного прогресса, в своей духовной слепоте считая свой интеллект даже достижением. Интеллект не является залогом истинного знания или творческих накоплений в “Чаше”.

“Интеллект не есть мудрость. Чувствознание есть мудрость, интеллект есть рассудок. Мудрость решает, потому что давно уже это решение оплодотворилось. Интеллект есть преддверие мудрости, и когда он заострен, сливается в сферу синтеза. Рассудок и ум специальный — суть углы будущего дома. Человек, имеющий специальный ум, готовить может себе блестящее будущее. Но он будет воплощаться, пока ум не потеряет специальность. Когда интеллект теряет специальность, он уже мудр. Каждая специальность предназначена для условий земли. Синтез духа открывает все сферы…” (АГНИ ЙОГА, § 508).

“Наверно кто-то спросит: где же слова об Огненном Мире, поучения Этики не обозначают для нас стихию Огня. Такие люди никогда не поймут, что начало приближения к Огненному Миру будет в усвоении основ жизни. Только невежда будет требовать химический состав Огненного Существа. Но утонченное сознание знает, что психическая энергия приводит к пониманию Огненного Мира. Только сердце подскажет, как можно по гладкому камню подниматься к высотам” (МИР ОГНЕННЫЙ II, §318).

“Можно отличать среди наших свойств черты Тонкого Мира, они не всегда будут касаться психической энергии. Но многие воспоминания, многие природные отвращения и склонности могут быть продуктами Тонкого Мира. Также и воспоминания о каких-то невиданных лицах или местностях могут быть не из плотного мира” (МИР ОГНЕННЫЙ I, §159).

“…Каждый, при внимательном наблюдении за рефлексом его бытия, может усмотреть множество характеристик огненного обихода. Это нужно замечать, ибо таким образом мы перестаем понимать Огненный Мир как нечто отвлеченное. Такое понимание Огненного Мира особенно пагубно, но и все отвлеченные толкования не помогут эволюции” (МИР ОГНЕННЫЙ I, §158).

“Самая трудная, но необходимая дисциплина заключается в действии на пользу Мира. Нелегко проследить за собою, чтобы избавиться от мыслей и дел самости. Но зато, когда вся личность отдана Миру, тогда дисциплина становится не только легкой, но даже неощутимою. Найти отправную точку для самоотверженности, значит построить прямой путь к Огненному Миру. Утверждение личности со всем астральным химизмом не есть самость, которая душит устремление к самому восхождению. Самость есть земное царство. Она не существует в Огненном Мире — остаток ее в Тонком Мире и тяжким цепям подобен. Нетрудно усмотреть, как значение самости кончается в земном состоянии; она не применима к тонкому восхождению. Земные люди, попадая в Тонкий Мир, особенно поражаются отсутствием самости в высоких сферах Тонкого Мира. Ничто иное не помогает так покончить земные счета, как освобождение от самости. Явление сознания Огненного Мира проще всего показывает, насколько ничтожно терзание, порожденное самостью. Свет Мира Огненного действует как великая дезинфекция. Настолько в этом сиянии сконцентрированы кристаллы Фохата, что каждое приближение к этой мощи очищает нашу психическую энергию. Считаю, что самодисциплина к Общему Благу есть самое близкое средство для великих достижений” (МИР ОГНЕННЫЙ I, §443).

“Мир Огненный имеет свое выражение под названием психической энергии. Так люди скорее поймут. Каждому понятно, что в нем нечто существует, чему нет в языках названия. Сила или энергия скорее будет принята нежели искра огненная. Человечество очень противопоставляет себя Огню. Огонь пожирает, но не творит, думают люди. Потому сперва назовите им психическую энергию и только развитому сознанию скажите об Огне. Легче сказать, что мускус, фосфор или янтарь близки психической энергии, нежели Огню. Так первое условие — во всем не затруднять” (МИР ОГНЕННЫЙ III, §440).

“Огненное представление приведет к опрощению самой сущности земной жизни. Также было, когда Огонь начинал сгущать явленные образы. Также умейте понять намек об обратном положении. Огненное в плотном и плотное в огненном” (МИР ОГНЕННЫЙ III, §454).