Лекция 7. Повторное рождение — да или нет?

ЛЕОБРАНД — Письма о Живой Этике / Введение в Агни-Йогу
Программа обучения: Основы этики Лекция с1 по 18

Изображение на обложке:
Картина С.Н.Рериха «Надежда»

Повторное рождение — да или нет?

1. Продолжение жизни после смерти

По проблеме продолжения жизни после смерти существует в целом три представления или же теории:
а.) Со смертью всё кончается, после человека не остаётся ничего. Душа — это только функция мозга, конец которой наступает вместе со смертью. Только нервнобольные фантасты верят в дальнейшую жизнь души после смерти и иногда они видят привидения. Человек живёт лишь один раз, а потому надо в полную силу наслаждаться жизнью.
б.) Человек обладает бессмертной душой и после смерти она продолжает своё существование в вечно одинаковом, т.е. статичном состоянии, в котором нет места дальнейшему развитию — возможно из-за желания вечного покоя. Человек, согласно этому представлению, живёт только один раз. Бог создаёт при рождении или зачатии его душу, и она развивается либо в направлении Добра, либо Зла, после чего она либо вознаграждается вечным пребыванием на небесах, либо в наказание обречена на вечное пребывание в Аду.
в.) На определённой стадии эволюции в человеческую душу, которая развивалась из животного царства и проходила период индивидуализации, снизошла Божественная Монада и сотворила, таким образом, вначале примитивного человека. Задача его состоит в том, чтобы шаг за шагом в течение эонов совершенствоваться, пока своим трудом в материи он не победит её и не достигнет определённой степени совершенства, которая затем освободит его от необходимости соединения с плотной материей. Так как эту задачу невозможно выполнить за одну человеческую жизнь, и, более того, так как задача эта растягивается на миллионы лет, то жизнь не может быть однократной, ибо она является лишь звеном в длинной цепи повторных рождений на Земле, смысл которых кроется в эволюционном совершенствовании человека. Конец этих перевоплощений означает одновременно преодоление материи, когда душа поднимается на октаву выше и достигает Нирваны, состояния высшей творческой деятельности.
Эта третья теория, которой придерживается Теософия и Живая Этика, даёт ясное и отчётливое понимание необходимости перевоплощения или реинкарнации (повторного обретения плоти). Смысл этого повторного рождения заключается в постоянном совершенствовании и облагораживании, вследствие чего исключается инкарнация человеческой души в животном, ибо это было бы огромным шагом назад в эволюционном развитии. Души всех современных людей уже много раз до их теперешнего рождения жили на земле в образе мужчины или женщины, но не в виде животного или растения, что могло бы иметь место только до их непосредственного превращения в человека, прежде чем душа стала постоянной, самосознающей и индивидуальной сущностью.
Пункт первый неприемлем для мыслящего человека по вполне основательным причинам. Всякая однократная жизнь полностью лишена смысла. В силу абсолютной неодинаковости всех людей это противоречит всякому чувству справедливости, вследствие чего даже великий пессимист Шопенгауэр допускал странствие души. В природе нет смерти в смысле полного перехода в „ничто». Жизнь не может быть разрушена полностью, но временно удаляется в тонкоматериальную среду и сохраняет полученный опыт для образования новых форм. Опыт при этом не утрачивается. Иначе откуда бы являлись гении и высокоодарённые души, рождающиеся у бездарных родителей?! Это доказательство того, что души некоторых детей намного старше душ их родителей.
Вторая теория, которой придерживается сегодня в целом всё христианство, также неприемлема для мыслящего и справедливого человека. Жизнь была бы схожа с ужасной ловушкой, в которую попадают все, не пользующиеся церковными милостями. Что есть отдельная жизнь на земле в сравнении с вечностью, понимаемой как бесконечность во времени, неподдающейся исчислению. Это была бы даже не секунда в сравнении с теми эонами, которые предстояло бы нам провести в регионах Неба или Ада. Неужели суждено человеку в это краткое мгновение, в котором он должным образом даже осознать себя не успевает, решить судьбу свою на веки вечные без возможности дальнейшего развития или искупления? Такая теория абсолютно неприемлема и противоречит понятию абсолютной Божественной Доброты, Милосердия, Любви и Справедливости.
Остаётся, следовательно, только третья теория. Она абсолютно справедлива как с религиозной, так и с философско-этической точки зрения, давая возможности безграничного развития на основе собственных усилий, т.е. она справедлива в отношении всех людей и потому приемлема для каждого. Возвращение в человеческое общество не возбраняется даже падшему и отверженному, что поощряется также гражданскими законами в случае доказательства исправления человека. Конечно, в Космосе ничего никому не дарится. Любая осуществленная цель есть результат собственных усилий. Ни один долг не остаётся без расплаты. И в этом мы видим также господство абсолютно справедливого Закона Причин и Следствий.
Итак, жизнь продолжается и после смерти. И мы вновь увидим всех наших любимых, будь то супруги, родители, дети, братья и сестры или друзья, а также наших врагов. Сказано, что, по меньшей мере, 50 процентов всех встреч в жизни берут своё начало в прошлых инкарнациях. Отсюда симпатии и антипатии с первого взгляда. Кармические нити охватывают прошлое тысячелетней давности.

2. Повторные рождения — закон природы

Достойно сожаления, что Закон Перевоплощения почти совершенно неизвестен на Западе, ибо он, как и Закон Кармы, относится к важнейшим законам природы. Лишь с помощью реинкарнации совершается эволюция, т.е. развитие сознания, а также замена несовершенных или менее совершенных форм на более совершенные.
Не было бы никакой возможности для совершенствования, если бы одна и та же форма существовала вечно. Развитие форм безупречно доказывается антропологией и биологией. Даже поверхностное знакомство с наукой убеждает нас в том, что жизнь развивается и формы растений, животных и людей подлежат совершенствованию. Сравнение скелетов древнейших наших предков из археологических находок с конституцией и формами современных людей показывает, что развитие форм совершается намного быстрее, чем развитие сознания и характера; так у современных дикарей развитие форм в настоящее время закончено, но различие в сознании по отношению к истинно культурному человеку ещё достаточно велико.
Если бы не было эволюции и совершенствования жизни, совершающихся посредством Закона Перевоплощения, то примитивный человек физически и интеллектуально существовал бы, как и миллионы лет назад, в том же примитивном состоянии. Что же превратило примитивного пещерного человека в современного культурного человека? Это метаморфоза — преобразование форм, являющееся опять-таки результатом влияния метампсихоза или совершенствования души посредством перевоплощений.
Воздействие этого мудрого закона побуждает ядро человеческого духа, бессмертного по своей природе, неоднократно облекаться смертной оболочкой. Шаг за шагом эта физическая оболочка, равно как и сама человеческая душа, становится всё совершеннее, так как она является лишь подобием её. Вместе с тем, благодаря совершенствованию форм и воздействию духовных эманаций физическая оболочка одухотворяется, становится утончённее и нежнее, а сознание духа обогащается от соприкосновения с материей и через накопление опыта. Но люди — умудрённые в искажении истины — видят в физическом теле главный инструмент, тогда как душу, то есть бессмертную сущность, они рассматривают как нечто второстепенное или же вообще как воображаемую функцию человеческого интеллекта.
Закон Перевоплощения не является догмой. Никого не принуждают верить в него под угрозой вечного наказания в аду. Но он остаётся, тем не менее, законом природы, верит в него кто-либо или нет. Каждый автоматически вознаграждается или наказывается вне зависимости от того, знает ли он что-либо о Карме или нет. Законы природы существуют для регулирования жизни. Можно руководствоваться ими и стать, таким образом, властелином своей судьбы.

З. Цель повторного рождения или инкарнации

Для человеческой эволюции повторные рождения необходимы. И если бы нашелся хоть один человек, на которого не распространялось бы влияние этого закона, то это было бы диссонансом во всеобщей гармонии Космической Жизни, в которой всё устроено мудро и целесообразно и в которой с неотвратимой закономерностью повторяется смена явлений жизни. Единство Космической Жизни и единство законов Эволюции в своих правилах не знают исключений. Жизнь растений, животных и людей и даже Ангелов, Архангелов и Высочайших Учителей подчинена тем же неизменным законам эволюции. В развитии застоя нет, и всякая жизнь стремится к своему беспредельному проявлению.
Только невежество западного человека и его тотальное незнание основополагающих Космических Законов могли привести его к такому нелогичному выводу, что человек живёт на Земле один единственный раз, что смерть есть конец жизни и прекращение, тем самым, всякого дальнейшего развития. Жизнь и её эволюция становятся понятны лишь в том случае, если мы принимаем во внимание Закон Перевоплощения.
Повторное рождение имеет двоякую цель. Во-первых, совершенствование форм, т.е. превращение или замену несовершенных или мало совершенных форм на соответственно более совершенные формы. Во-вторых, развитие сознания, которое присуще душе и которое нуждается в ней для своего проявления на Земном Плане.
Человек обладает индивидуальным сознанием и особым центром для него. Он должен развивать свою индивидуальность, своё «Я» или то, что обычно называют душой. Низшие царства природы, начиная с животных и ниже, не имеют самостоятельного сознания, но обладают групповой или же резонансной душой вида (у Е.И.Р. — «духовное созвучие» — прим. пер.). Для того чтобы достигнуть высшего, сверхчеловеческого уровня развития и закончить земную эволюцию человеку надлежит очень часто возвращаться на землю или, точнее говоря, воплощаться на земном плане. Для достижения этой цели человеческая душа проходит в своих странствиях поочерёдно через все коренные расы, культурные эпохи и общественные формы, чтобы путём собственных устремлений и собственной творческой деятельности развить в себе все высшие качества, вплоть до Божественности, заложенной в нашей душе, как конечной цели всех странствий.
Раскрытие всех этих возможностей происходит из взаимодействия основополагающих условий эволюции: с одной стороны, через удары и воздействия всех сил природы извне, с другой стороны, через ответ на них изнутри посредством вибраций человеческого организма. Сущность закона Перевоплощения состоит в том, чтобы человек овладевал в цепи следующих друг за другом жизней на Физическом Плане Бытия всё более совершенными способами жизни и опытом. Чтобы он в периоды между воплощениями, т.е. в процессе своего нефизического состояния на более высоком Ментальном Плане, в Дева-Чане по индийской терминологии, а по христианской — в Раю, всё более совершенствовал и развивал свои способности и характер.
Каждая жизнь подобна школьному заданию, определённой работе или поручению, которое следует выполнить. И если человек был успешен в решении взятых на себя или поставленных перед собою задач, то он быстрее продвигается в своей эволюции. Если же он был при этом менее успешен, то он вновь и вновь будет возвращаться в то же самое окружение и в те же самые условия, в которых он не достиг успеха. Это относится в первую очередь к воспитанию характера и погашению кармических долгов.
Человек приходит в новую жизнь с тем характером и с теми способностями, которые он приобрёл в предшествующих жизнях, причём каждая новая жизнь продолжает предыдущую и начинает с той ступени развития, на которой человек остановился в своей предыдущей жизни.
“Человек определяет свое назначение в Космосе. Сказать, что назначение проявляется только течением эволюции – значит сделать из человека мяч судьбы. Судьба, или Космос, или Беспредельность, можно определить как хотите, но утверждать, что человека несет течение эволюции без участия его воли – значит разобщить его с Космосом. Я скажу: «Дух в ядре своем несет намеченный путь Беспредельности в Космосе. Наклонность разобщаться с утвержденным путем является тем путем, который уносит дух в пространство. В ядре духа найдем тот путь, который ведет к Беспредельности». Ищите в ядре духа!» (Беспредельность I, § 86.)
„Можно воспринимать ряд перевоплощений как ряд отделённых друг от друга жизней, но лучше рассматривать многие перевоплощения как одну жизнь. Воистину, есть лишь одна жизнь и с момента господства человеческого сознания жизнь со всеми её следствиями никогда не прекращается и окружающие космические потоки пробуждают единые чувства в различные периоды жизни. Это является одним из самых привязывающих к жизни обстоятельств, доказывающее природное единство начала. В зависимости от точки зрения период между инкарнациями можно называть сном или днём. С точки зрения прошлого это может быть сном, в будущем, возможно, это будет день. Это зависит от успеха эволюции. …» (Агни-Иога, § 450.)
Трудно представить себе множество жизней, прожитых нами для достижения теперешнего уровня развития — также как и то, как часто каждому из нас ещё предстоит возвращаться на Землю.

4. Повторные рождения в зеркале мировых религий

Ни одна из мировых религий никогда не учила тому, что человек живёт только один раз, — ни христианство, ни буддизм, ни также индуизм, ислам, синтоизм, ламаизм и др. Даже первобытные народы знакомы с понятием перевоплощения. Более половины человечества верит в повторные рождения или же в повторное воскресение души в теле. Это познание считается еретическим лишь на христианском Западе, но и здесь оно находит всё большее распространение.
На Востоке, где эта вера никогда не была чуждой людям, по большей части бытуют лишь смутные и искажённые представления о повторных рождениях, в которых странствия души часто связаны с постоянным возвращением в царство животных, хотя уже Будда давал точные наставления по этому поводу.
Закон Перевоплощения служил основой всех вероисповеданий у всех народов Востока, а также Запада. Он никогда не был чужд человечеству, не был он в древности также чужд египтянам, грекам, римлянам и германцам. Даже по отношению к евреям Иисусу не было нужды в особом упоминании или выделении этого закона.
Священные Писания были записаны чаще всего символическим или, более того, тайным языком, ибо сознание человечества должно было сначала постепенно достигнуть зрелости, чтобы приблизиться к пониманию истины. Поэтому Писания нельзя понимать буквально, необходимо знать значение тайных символов и, кроме того, уметь многое прочесть между строк.
Этим искусством всегда владели лишь немногие Знающие или Посвященные ученики великих Мировых Учителей, которые во все времена преследовались и всеми средствами уничтожались, так что в некоторых столетиях не было вообще никого, кто мог бы объяснить тайные афоризмы и символы Священного Писания. В связи с этим многие первоначальные знания были утрачены, истина нередко удалялась из Библий и заменялась чуждыми понятиями.
Так уже в шестом веке догмат о Перевоплощении был удален из христианства невежественными учителями церкви на Церковном Соборе в Константинополе, ибо он противоречил личным и материальным интересам этих догматиков.

а.) Указания в христианской Библии

Все христианские Евангелия появились только спустя многие десятилетия после распятия Мирового Учителя. Поэтому приходится только удивляться, что по прошествии столь долгого времени они были записаны еще относительно верно и не подверглись полному искажению. Тем не менее, при переписывании и переводах из-за невежества, непонимания или под влиянием тьмы были допущены грубые ошибки и фальсификации. К тому же, тексты Евангелий были сокращены и важные сведения из них вычеркнуты, как, например, знание о действии Закона Причин и Следствий и Закона Перевоплощений. И всё-таки мы ещё находим в них некоторые ясные указания на перевоплощение, на которые не сразу обратишь внимание, вследствие чего они и сегодня ещё официально игнорируются теологами. В своё время, из-за всеобщего распространения Библии, эти указания не могли быть полностью удалены из неё и сегодня бросаются в глаза лишь тем, кто знает тайные религиозные учения и, таким образом, также истинное учение Христа. Это дает возможность установить, что в действительности говорил Христос, а что позднее приписывалось Ему в Евангелиях или было изъято из них.
В Евангелии от Матфея 17/9-13 мы находим следующее указание на перевоплощение: “И спросили Его ученики Его: ‘Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? ‘Иисус сказал им в ответ: ‘Правда, Илия должен придти прежде и устроить все, но говорю вам, Илия уже пришёл, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них’. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе». 3десь видно ясное указание на то, что Иоанн Креститель был инкарнацией пророка Илии.
Далее в Евангелии от Иоанна 3/3-8 в беседе между Иисусом и Никодимом мы находим следующее указание на перевоплощение: «Истинно, истинно говорю я тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия. Никодим говорит Ему: ‘Как может человек родиться, будучи стар?’ Иисус отвечал: ‘Ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие. Рожденное от плоти, есть плоть, а рожденное от Духа, есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше».
У Иоанна мы находим также другое место, до сих пор оставленное без внимания, в главе 9/1-4 : «И проходя увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: ‘ Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?’ Иисус отвечал: ‘Не согрешил ни он, ни родители его. Это для того, чтобы на нём явились дела Божии’». Под этим подразумевается действие Закона Кармы. Предложение ‘Не согрешил ни он, ни родители его’ было явно добавлено несведущими переписчиками Библии.
Вопросы Апостолов свидетельствуют о том, что они, будучи учениками Иисуса, знали о возможности того, что кто-либо, отягчивший совесть свою виной в прошлых инкарнациях, воздаяние за неё получит лишь в следующих жизнях. Кстати, взгляд этот выражен уже в Ветхом Завете у Моисея 2/20/5: «…Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода». Но почему же невинные дети должны искупать вину предков? Да потому что дети эти и есть бывшие предки. То же мнение мы находим в учении о Карме, которое гласит, что накопленная Карма может охватывать до четырёх инкарнаций.
Много тайн и религиозных истин сообщал Иисус своим ученикам для их дальнейшей тайной устной передачи достойным ученикам и последователям. Однако большую часть знаний и мудрости он умолчал, иначе не говорил бы он тогда ученикам своим: «И ещё многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить».
И как почти все Апостолы умирали мученической смертью за свою веру, также и их посвященные ученики подвергались полному физическому уничтожению в первые столетия преследования христиан. Это позволило инкарнированным мракобесам, которые когда-то, будучи фарисеями и книжниками, требовали распятия Божественного Учителя и уничтожения его Учеников, внедриться в церковь в качестве церковных учителей и догматиков. Как следствие этого из Учения Христа были изъяты знания о сущности религий и о космических законах мироздания, что привело к утрате понимания существовавшего уже тогда знания о Законе Перевоплощения.
Вместо динамичного развития и беспредельного совершенствования теологи ввели понятие статического состояния для Неба и Ада, где нет места дальнейшему развитию. И потому ими, естественно, не понято то место в Евангелии от Матфея, в котором говорится (5/48): “Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный“.
0днако, Небесный Отец земного человечества ещё далеко не венец Божественного Совершенства. Кроме того, он не единственный создатель Миров; ибо кроме Земли существует ещё неисчислимое множество вышестоящих по развитию миров, которые также обитаемы и которыми управляют Божественные Создатели. Наш Небесный Отец идёт тоже путём беспредельного эволюционного развития. И как можно было бы достичь совершенствования, если бы не эволюционный процесс бесчисленных перевоплощений, длящийся миллионы лет, а в Высших Мирах — миллиарды и более лет? Не может человек за одну единственную жизнь достичь состояния блаженства или Божественного состояния ОТЦА НЕБЕСНОГО или МАТЕРИ МИРА. Этот путь в беспредельное совершенство возможен только через бесчисленные воплощения и усилия, причём не закрыт он и для того, кто однажды или многократно оступался в прошлых воплощениях, так как в новой жизни он может соответствующими усилиями исправить свои ошибки.

5. Повторные рождения и мировая литература

Хотя вера в перевоплощения считается на христианском Западе еретической, знаменитые западные личности из чисто логических соображений более или менее отчетливо высказывались в пользу идеи о перевоплощении.
Открыто высказывались по этому поводу такие западные поэты, мыслители и пионеры в области культуры, как, например, Джордано Бруно, Вольтер, Эммануил Кант, Готхольд Эфраим Лессинг, Иоанн Готфрид Гердер, Иоанн Вольфганг Гёте, Фридрих Шиллер, Гриллпарцер, Рюкерт, Гайбель, Новалис, Кристиан Фридрих Геббель, Розеггер, Жан Поль, Виктор Гюго, Лев Толстой, Фридрих Ницше, Рихард Вагнер, Генри Ибсен. Из дохристианской культурной эпохи до нас дошли свидетельства Платона, Пифагора, Сенеки и Овидия.

Гердер:
„Что рождено, почить должно,
Что умирает, родится вновь.
О, человек, тебе не ведомо, кем был ты,
Познай же, кто ты есть теперь и жди,
Кем станешь“.

Лессинг:
„Ах, почему бы не быть каждому человеку более, чем один раз в этом мире? Неужели гипотеза эта забавна лишь потому, что она самая древняя? И почему бы не рождаться мне всякий раз, когда я способен постигать новые знания и развивать новые способности? Неужели могу я сразу, за одну жизнь, унести с собой столь много, что не стоит еще потрудиться, чтобы родиться вновь? („Воспитание человеческого рода“).

Гете:
„Душа человека воде подобна,
С небес нисходит, туда же восходит.
И вновь на Землю спешит,
Меняясь вечно“.
(„Песнь духов над водами“)
„Скажи, что нам даровано судьбой,
Зачем связала нас она?
Была ты мне сестрой или женой
В века минувшие когда-то“.
(„Шарлотте фон Штейн“)

Толстой:
„…Подобно тому, как мы видим тысячи снов в этой жизни, так и эта наша жизнь есть одна из тысяч жизней, в которую мы вступаем из действительной, реальной, истинной жизни, из которой мы выходим при вступлении в эту жизнь и в которую мы, умирая, возвращаемся. Жизнь наша есть один из снов действительной жизни и так далее в бесконечность, до последней истинной жизни – жизни в Боге“.

Виктор Гюго:
„…Когда придет час моей смерти, я смогу сказать другим людям: “Я закончил свой дневной труд, но я не могу сказать: я закончил свою жизнь. Мой дневной труд опять начнется уже на следующее утро, но я люблю мир этот как свою родину. Труд мой только начинается. Жажда бесконечного доказывает Бесконечность”.

Новалис:
„И нет ли там, на небесах, смерти, результатом которой является земное рождение?“

Жан Поль:
„Дайте право на существование мнению (вера в повторные рождения), которым не пренебрегали ни Платон, ни Пифагор, ни целые народы и эпохи“.

Шиллер:
„Сплетались ли когда-то сути наши?
Не потому ли, что сердца стучали?
В лучах угасающих солнц,
В дни минувшего упоения
В единосущном слиянии были ль мы?
Да, были“.
„Была в эонах музой ты моей,
Во связи со мной сокровенной.
Я видел это в смутных письменах прошлого.
И себя в неразрывном единстве с жизнью твоей“.
(„Тайна воспоминаний“)

Гриллпарцер:
„Со мной мое время спорит,
Пусть спорит, не возражаю.
Я странник из дальних времен
И путь мой лежит в будущее“.

(Прим. пер.: перевод поэтических текстов не претендует на точное соответствие оригиналу.)

6. Повторные рождения — основа эволюции

Жизнь всегда развивается из низших царств природы. Это вечное становление и исчезновение, которое лишь в малой степени доступно наблюдению человека. Она эволюционирует из сферы минерального царства, через растительное, животное и человеческое царства, в сферу Сверхчеловеческого и Божественного.
Переход отдельных кругов сознания на соответственно более высокие круги происходит в течение Космических Кругов. Переданное „Старшими Братьями» „тайное и эзотерическое Знание» учит, что человечество, как четвёртое царство природы, развилось в четвёртом Космическом Круге. Середина четвёртого круга является, одновременно, серединой семи кругов, являющих собой Космическую Цепь. В этом срединном моменте дух и материя ищут соединения друг с другом и встречаются в человеке.
Смысл и цель всего эволюционного развития есть расширение сознания и трансмутация материи в дух. Человек, как трансмутатор, должен, поэтому, осознавать свою высшую цель. Но так как, по большей части, такого осознания еще нет, то это, соответственно, приводит к мучительным переживаниям, которые зачастую кармически порождаются самим человеком, если он не действует в согласии с Космическими Законами. Именно этим он сам вызывает страдание, которое становится затем его воспитателем!
Наша низшая природа тянет нас всё время назад. Но, как известно, падать вниз легче, чем восходить.
Даже у животных происходит развитие характера через накопленный в процессе жизни общий групповой опыт. Являясь младшими братьями человечества, отдельные высокоразвитые виды животных уже ожидают перехода в человеческое царство; в отдельных случаях в отношении характера они уже достигли уровня своих старших братьев. Им предстоит ещё только развитие интеллекта.
Опыт собирается от перевоплощения к перевоплощению, как в животном, так и в человеческом царстве. В то время как душа животного после физической смерти переходит в групповую душу или, точнее говоря, в резонансную душу этого вида и там отдаёт сокровища накопленного опыта, человек и после смерти остаётся бессмертной индивидуальностью. Он вновь воплощается со своим старым опытом, чтобы опять накапливать и расширять его через труд в материи и совместную жизнь с другими людьми. Это длительный процесс эволюции, и кто сознательно не формирует своё развитие, тот очень медленно продвигается вперёд. Большинство же людей продолжает цепляться за абсолютно бесполезные и никчемные мелочи жизни.

а.) Число Семь и его значение для эволюции

Так как число Семь имеет особое значение для эволюции и закономерности воплощения, уместно будет посвятить ему здесь краткую главу. В лекции 5-ой указывалось, например, на семеричную структуру человека. Многие читатели знают уже мистическое и священное значение этого числа.
Семь есть, прежде всего, число совершенства и обозначает победу над материей. Следует заметить, что числовое каббалистическое исчисление имён тех великих Сынов Бога и Учителей Мудрости, которые имеют величайшее значение для развития Пятой и будущей Шестой Коренной Расы, а именно ИИСУСА, МОРИИ и КУТХУМИ, во всех случаях, несмотря на различие в буквах, даёт число Семь, как символ победы.
Число Семь, применительно к эволюции, показывает нам, что Космическая Схема, управляемая Планетарным Логосом, подразделяется на семь Цепей. Одна Цепь образует семь Кругов; каждый Круг, или Манвантара, подразделяется еще на семь Мировых Периодов. В каждом Мировом Периоде развиваются семь Коренных Рас и каждая Коренная Раса состоит еще из семи Подрас.
Кроме того, Тайная Доктрина знает о семи Сферах или Планах Бытия. Далее мы имеем семь основных тонов, семь цветов радуги и семь дней недели. Доказано также, что человеческий организм имеет семеричный ритм, рост происходит тоже по периодам в семь лет. В народе говорят о семи небесах (см. Планы Бытия), о семи чудесах света, о книге за семью печатями. Моисей повествует, что Бог создал Мир за семь дней (Периодов). И в сказках число семь играет большую роль. В них рассказывается о семи гномах, семи горах, о семи козлятах, семи ласточках, о семи воронах и т.д.

7. Четыре абсолютных доказательства в пользу повторных рождений

I.) Закон Эволюции сознания и форм

а.) Инволюция и эволюция

Самое основное значение эволюции состоит в том, что Божественный Дух погружается в материю и стремится одухотворить её в целях трансмутации её из низшего состояния в высшее. Материя по природе своей хаотична и угрожает вновь поглотить и истребить достижения Духа. Отсюда величайшие трудности в этой непрерывной борьбе, не имеющей конца и после смерти. Человек является трансмутатором, на которого эта задача была возложена, и он должен решить её, не взирая на обстоятельства.
Задачу одухотворения материи возложило на себя бессмертное “Я” или “Эго”, снизошедшее в виде искры “Божественной Монады” в развившееся из животного царства физическое тело человека. Для достижения этой цели необходимо прохождение полного Круга.
Подобный Круг равен полному обороту спирали на 360° . В конце Круга Монада поднимает одухотворенное тело на октаву выше и одновременно разворачивается внутрь. Если бы движение происходило только по кругу, то человек не смог бы эволюционировать. Следовательно, ему необходимо движение по спирали вверх и внутрь. В оккультизме первую половину этого Круга называют погружением в материю или инволюцией. Человек выходит из относительно духовного состояния, приобретает более плотное тело и постепенно более высокое сознание. Инволюция заканчивается, достигнув низшей точки погружения в материю, и на правой стороне витка начинается эволюция, переход из состояния плотной материи к более высокой ступени одухотворения. На этом пути эволюции или возвращения в “Отчий Дом” происходит решающее развитие сознания.
Следовательно, верхняя половина Круга выявляет преобладание духовного начала в человеке, нижняя же, напротив, преобладание материи. Человечество находится в настоящее время в конце инволюции и совершает переход к эволюции. В данный момент оно достигло состояния наибольшего сцепления с материей, в силу чего освобождение от нее и возвращение к Духу будет происходить с величайшими трудностями до тех пор, пока колесо развития не преодолеет мертвую точку. Именно с этим связана та ужасная ситуация, в которой находится современное человечество, называемая также Кали -Югой или Темной Эпохой.
Человечество приближается к самому драматичному кульминационному моменту, связанному с величайшими страданиями и глобальными катастрофами, так как большая его часть не может преодолеть абсолютную привязанность к материи и оказывает огромное сопротивление процессу одухотворения. Лишь немногие люди закончили свою инволюцию и вступили на духовный путь.


б.) Развитие рас

На каждой планете, включая нашу Землю, человек должен пройти семь Основных Рас и в каждой Основной Расе семь раз по семь Подрас или ответвлений. Каждая Основная или Коренная Раса состоит из семи Подрас. По семь жизней в 49 Подрассах или 7х7х7=343 жизни составляют минимум среднего проживания на Земле каждого человека. Да к тому же ещё многочисленные неудавшиеся или менее удавшиеся инкарнации, так что это число существенно возрастает. Максимальное количество инкарнаций за один Планетарный Круг, согласно Космическим Законам составляет около 777. Итак, можно заметить, что и здесь число семь имеет совершенно особое значение.
Человечество нашей планеты проходит в настоящее время Четвертый Круг и принадлежит в зависимости от цвета кожи к Третьей, Четвертой и Пятой Коренной Расе. К остаткам Третьей Коренной Расы — так называемых лемурийцев — относят различные негритянские племена. От Четвертой Коренной Расы — атлантов — сохранились следующие Подрассы: третья — индейцы, четвертая — китайцы, пятая – древние семиты, шестая — аккадийцы, седьмая — монголы, японцы, малайцы.
Пятую Коренную Расу составляют арийцы со следующими Подрассами: первая — индусы и египтяне, вторая — арабы, третья — иранцы и персы, четвертая — кельты, греки и римляне, пятая — германцы и славяне, шестая — англоамериканцы, седьмая — американцы Южной и Центральной Америки. Из Пятой Коренной Расы будет образована, согласно Тайной Доктрине, будущая Шестая Коренная Раса. Развитие каждой новой расы есть ступень к новому совершенствованию человечества и расширению сознания. Люди Пятой Коренной Расы воплощались в минувших эпохах в более ранних Коренных Расах. Каждая последующая Раса развивает более высокую культуру и знания. Человек никогда не бывает совершенным существом и подлежит, следовательно, всем мутациям, предусмотренным законом Эволюции. Связанные с этим законом изменения неизбежны. От самого человека зависит, будут ли они для него благодетельны и полезны, либо губительны и вредны. Кто раскрывает различные грани своего сознания в направлении Беспредельности, тот сможет развить в себе скрытые силы красоты и гармонии.

II.) Закон Причин и Следствий

Карма формирует человеческую эволюцию во взаимодействии с Законом Перевоплощения. Здесь кроется та движущая сила, которая ведет нас к самосовершенствованию. Каждый человек обладает накопленной Кармой и абсолютно невозможно отдать свои долги за одну единственную жизнь. Невозможно также за одну жизнь достичь такого уровня совершенства, который бы давал вечное блаженство. Поэтому Закон Перевоплощения тесно связан с Законом Кармы.
Люди, не знакомые с Законами Кармы и Перевоплощения, ужаснутся, быть может, перед лицом необходимости провести на Земле множество жизней, так как они уже от одной единственной достаточно устали и не испытывают никакого желания перевоплощаться. На Западе верующих у гроба сопровождают не самые лучшие пожелания христианских священников: “О Господи, дай ему вечный покой”, вместо того, чтобы молить: “О Господи, даруй ему (ей) счастливое Воскресение”. В промежутках между воплощениями есть, конечно, возможности для отдыха, но, как известно, длительная бездеятельность и лень никогда не ведут к блаженству, они, скорее, вызывают недовольство собой. Счастье только в творческой деятельности. Далее, необходимо также помнить о том, что человеческое сознание может развиваться только в инкарнированном состоянии, а изученные в Тонком Мире и промежуточных Мирах теории и учения закрепляются только тогда, когда их можно применить на практике. Теоретические знания без применения в жизни вскоре утрачиваются. Поэтому мы вынуждены вновь и вновь воплощаться для расширения своего опыта и способностей, не говоря уже о том, что Закон Природы так долго будет принуждать нас к этому, пока мы не прекратим создавать негативную Карму.
Совершенство есть всегда результат настойчивых усилий, жертв, страданий, лишений, разочарований и, прежде всего, добрых дел. Нет другого пути, чтобы преодолеть иллюзии материи. Ни желания, ни теоретические представления, ни кровь Спасителя не могут достичь этой цели, но лишь собственные настойчивые стремления к совершенству. Только те люди освобождаются от необходимости повторных рождений, кто преодолел материю, т.е. достиг ступени “Архата” (Четвертое Посвящение).

а.) Начало и конец Кармы

Карма начинается с того момента, когда человек впервые выходит из состояния равновесия между духом и материей. На верхней половине Круга Кармы нет; следовательно, её нет в первой четверти, так как человек не обладал ещё пятым принципом — интеллектуальным разумом, — то есть был ещё младенцем в духовном отношении и не мог привлекаться к полной ответственности за свои поступки. Кроме того, вследствие чрезвычайно тяжелых условий той эпохи кармические долги погашались в той же жизни.
К началу последней четверти Карма закончится, так как вновь восстановится равновесие между духом и материей. В это время, в середине будущей Шестой Расы духовное развитие настолько продвинется, что люди благодаря своим высоким знаниям не будут больше создавать негативную Карму. Люди будут воздерживаться от таких поступков, которые могут повлечь за собой неприятные последствия. Следствия Закона Кармы особенно тяжелы, в связи с происходящим в данный момент переходом от инволюции к эволюции на низшей точке погружения в материю. Так как человечество достигло сегодня как раз этой низшей точки, то и его тяжкий жребий находит свое космическое обоснование.

б.) Разделение полов

Первоначальный человек не был разделенным существом, т.е. мужское и женское первоначала были объединены ещё в одном лице. Поэтому он находился ещё в состоянии духовного равновесия. С оккультной точки зрения этот совершенный человек является “андрогином”.
Однако, этого андрогина, который в современных Коренных Расах больше не существует, нельзя путать с так называемым гермафродитом. В этом случае речь идет о неудавшихся попытках объединения полов. Последнее будет достигнуто только в середине Шестой Коренной Расы при одновременном завершении негативной Кармы. В середине Шестой Расы человек перейдет в состояние уплотненного астрала.
Нынешнее плотное тело человека будет становиться все более ненужным.
С момента разделения полов, состоявшегося в середине Третьей Коренной Расы или при переходе от верхней духовной четверти Круга к его нижней материальной половине, началась негативная Карма. Следовательно, разделение полов идентично с первым грехопадением или изгнанием человека из Рая, согласно легенде.
Глубокая космическая истина кроется в том факте, что люди должны сначала расстаться друг с другом и познать горе разлуки, чтобы вновь в высшем блаженстве иметь возможность сблизиться и соединиться друг с другом. Чтобы найти друг друга, нужно сначала потерять друг друга. Чтобы объединиться, нужно сначала расстаться; чтобы прийти к совершенству, нужно погрузиться в несовершенство.
Момент воссоединения разделенных первоначал означает, вместе с тем, конец негативной Кармы, распадение всех старых связей и погашение всех долгов по отношению к тем партнерам, вместе с которыми человек провел часть своей жизни. Все страдания и всякая вражда должны раствориться в счастье, гармонии и радости.


в.) Смена пола

Необходимо ещё упомянуть, что при разделении полов не произошло полного разделения мужского и женского первоначала, но в каждой части сохранился остаток противоположного пола, вследствие чего преобладает одно первоначало — либо мужское, либо женское. На пути совершенствования человек должен собрать и накопить в себе весь опыт, в том числе и опыт обоих полов, и поэтому законы эволюции позволяют менять пол. Ведь если бы женщина должна была бы быть всегда только женщиной, а мужчина — мужчиной, то гармония жизни была бы нарушена.
Не существует, очевидно, абсолютно фиксированных пределов для количества инкарнаций в мужских и женских телах. Трансформация приобретённого жизненного опыта в постоянные способности и прочные знания, зависит, в первую очередь, от самой души. Однако Старшие Братья человечества или Учителя Мудрости учат, что редко бывает более семи или менее трех инкарнаций подряд в одном и том же поле. Часто можно встретить женщин с выраженным мужским характером и мужчин с женскими наклонностями. Это означает, что такие души сменили пол только в этой инкарнации и что ещё не найдено равновесие между полом и характером.

III.) Закон Разнообразия

Третьим доказательством абсолютной необходимости повторных рождений является существующее в мире неравенство всех людей. В действительности, на Земле нет двух одинаковых людей. Но для чего существует это неравенство? Почему один богат, другой беден, один талантлив, другой бесталанный, один господин, другой слуга? Почему один красивый, другой безобразный, один здоровый, другой больной и т.п. Можно было бы продолжить до бесконечности перечисление этих противоположностей, которые кажутся абсолютно несправедливыми и которые должны были бы возмутить справедливо мыслящего человека, если бы не существовало воздаяния за содеянное.
Воздающая справедливость в Космосе может осуществляться только в процессе многочисленных инкарнаций человека, устраняя мнимо несправедливые различия тем, что каждый на себе должен испытать все эти контрасты в целях накопления нужного ему опыта. Чаще всего эти противоположности, представляющие ущерб для отдельного человека, являются результатом космической необходимости. Бедность, однако, не является космическим ущербом. И причиняющие боль болезни не ведут к изживанию кармических долгов, но создают основополагающие предпосылки к полному преодолению материи. Только тогда, когда она становится нам отвратительной, и когда человек, свободный от желаний и страстей, может в несчастье и в величайшем горе чувствовать себя счастливым, он достигает одухотворенности.
Объяснения по поводу различий между людьми, даваемые сегодня представителями христианских церквей, а также наукой и философией, не выдерживают даже поверхностной критики. Единственно разумное объяснение неравенства заключается в делах, желаниях, устремлениях и усилиях отдельных людей в процессе многочисленных инкарнаций. Устремленный приходит, естественно, быстрее к цели, чем тот, кто прожигает свою жизнь в азартных играх, спорте и развлечениях.
С другой стороны, разнообразие должно быть, ведь если бы интересы всех людей были бы одинаковы, жизнь была бы невозможна, и это привело бы к большим расстройствам в человеческом обществе.
В конце концов, устремленность тоже разная у всех сограждан Земли. Одни ленивы, другие прилежны. Один приобрел в ходе своих многочисленных жизней многогранный опыт, познания и способности; другому, напротив, нужно ещё много учиться, чтобы хотя бы приближенно достичь способностей объекта своего подражания. Гениям человечества также ничего не даётся даром, они сами развивают свои способности, проходя множество инкарнаций на Земле.
Распространенное заблуждение состоит в том, что дети будто бы являются духовным продуктом своих родителей. Они являются только их физическим продуктом. Каждый ребенок принес из своих прежних воплощений свой собственный характер и способности. Поэтому нередко дети в одной и той же семье отличаются от остальных братьев и сестер и также от родителей не только талантами, но и свойствами характера. Если характер и способности ребенка совпадают с наклонностями родителей, это доказательство того, что Владыки Кармы, контролирующие воплощения в Тонком Мире, смогли подобрать перед зачатием подходящую пару родителей, которая предоставила благоприятные возможности, физически и биологически, для развития нового гражданина Земли.
Во многих случаях дети и родители и в духовном отношении являются родственниками из прошлых воплощений. Конечно, воспитание и окружение также оказывают сильное влияние на качества характера. Тем не менее, ещё никогда не удавалось воспитать из двух по природе различных характеров, даже если они физически являются братьями или сестрами, совершенно одинаковых людей, ибо это лежит за пределами возможностей, как родителей, так и воспитателей.

IV.) Закон Воздающей Справедливости

Кто отвергает повторные рождения, отрицает тем самым Воздающую Справедливость. Только повторное Воскресение в теле способно воистину справедливым образом компенсировать различия и неравенство людей вкупе со всеми связанными с ними несправедливостями жизни. В следующих жизнях роли будут меняться, пока каждый человек не сможет стать довольным и счастливым.
Абсолютная Воздающая Справедливость должна существовать. Если бы её не было, жизнь была бы совершенно лишена смысла; не было бы никакого порядка, никакой гармонии, не было бы также надежды на счастье и радость. Но так как в глубинах человеческого сознания заложена вера в Космическую Справедливость, то именно Закон Перевоплощения является единственной надеждой на возмещение различий и неравенства между людьми. Только таким путем каждый может прийти к равным возможностям, способностям и к равному величию и красоте, которые, со своей стороны, безграничны. Каждый человек может достичь ступени развития, которой достигли Христос и Учителя Мудрости, многократно воплощаясь на других обитаемых мирах и на Земле. Но ни один земной человек никогда не догонит этих СЫНОВ БОГА, так как ОНИ также не стоят в своём развитии, но вечно устремляются вперед.
Христианский мир лишил себя самой радостной надежды, исключив из своего вероисповедания Учение о Перевоплощении. Тем самым он не только лишил жизнь смысла, но отказал также Богу и Вселенной в Абсолютной Справедливости. Неравенство людей, царствующее в мире, без веры в реинкарнацию должно обязательно привести к недовольству и к ропоту по отношению к Высшему Руководству Мироздания. Неудивительно поэтому, что многие люди стали атеистами, что они, не зная Космических Законов, обвиняют Бога и одновременно возмущаются несправедливостями судьбы. Только Учение о Перевоплощении способно пробудить радостную надежду на то, что когда-нибудь мы родимся в лучшем мире — в мире, который даст нам возможность ценой собственных усилий двигаться навстречу сияющему и беспредельному совершенству.
Созерцая мириады звезд, сердце наше наполняется надеждой и твердой верой, что когда-то и мы станем Со- Творцами в гигантской и беспредельной Вселенной.

8. Цитаты из AГHИ ЙОГИ

«Одни полагают, что человек постоянно умирает, другие знают, что человек беспрестанно рождается. Одни исходят от ужаса, другие – от радости. Одни внушают себе смерть, другие познают жизнь. Так человек в большей степени предопределяет свое будущее. Можно быть уверенным, что определяющий себе смерть не знает о Мире Высшем. Может быть, он уявляет внешние обряды, но сердце его далеко от истины.
Утверждение жизни есть утверждение Света. Дух человеческий бессмертен, но такая простая истина не близка людям, ибо они больше заботятся о теле, нежели о духе.» (АУМ, § 118.)
«Не только Закон Кармы трудно усваивается, но еще труднее воспринимается простейший Закон Воплощения. Часто и Писания с древнейших времен говорили о такой смене жизни. Нередко обитатели Тонкого Мира передавали людям свои вести. Нередко люди помнят о своих прежних жизнях. Целыми веками воплощения признавались, но затем они опять забывались, и запрещалось даже мыслить о них. Трудно понять, к чему шла такая борьба против очевидности. Иногда можно было думать, что мудрые хотят обратить внимание лишь на будущее, но такая мудрость была бы однобока.
Так не будем закрывать глаза перед действительностью. Закон Воплощения справедлив. Зерно духа нерушимо и вечно. Беспредельность утверждает вечность, но каждый может видеть Беспредельность, значит, каждый может осознать вечность.
Нельзя отвергать, когда дети утверждают о своей прошлой жизни. Вещественно они знают, что происходило кругом них. Теперь особенно часто будут скорые воплощения. Многие обитатели Тонкого Мира спешат вернуться, и в этом сказываются развитие и спешность эволюции. И в таком ускорении можно видеть сближение миров.» (АУМ, § 97.)
«Можно понять, почему сравнительно мало сказано о перевоплощениях в древних Учениях. С одной стороны, о них было достаточно известно, с другой – было бы неполезным обращать внимание на бывшее. Только люди с особо расширенным сознанием могут погружаться в прошлое без вреда для продвижения. Для малого сознания взгляд назад может быть губителен. Люди должны быть в постоянном приготовлении к будущему. Только в таком сознании смогут они гармонизировать земную жизнь.» (АУМ, § 535.)
«Мы не покидаем Наших собратьев, Мы взвешиваем удачные возможности и противополагаем их очевидности. Сеятель может менять пашню, не теряя своей полезности. Также наши собратья могут менять поле работы, когда знают, как их близкие неусыпно следят за их творческой работой и стремлением духа. При истинном сотрудничестве каждый собрат должен знать, что ему выбирают лучшие возможности. Это знание должно быть ему опорой во всех трудностях — это обязательство Общины.
Может ли воплощенный знать одиноко, когда он начал или кончил что-то? Знать о себе невозможно в телесной оболочке. Многие существования ткут одну полосу сознания, и нужно предоставить верным Собратьям установить час, когда лотос раскрылся. Они могут решить приложимую целесообразность, и в этой воле, и в глубине доверия лежит одна из побед кармы.» (АГНИ ЙОГА, § 141.)
«Содрогается дух при мысли о кончине. Но когда сознание проникает в сущность бытия, тогда утверждается понятие единства. Когда дух поймет, как беспрерывно текут проявления жизни, тогда можно указать на непрерывность всех цепей. Цепь мысли, цепь действия, цепь следствий, цепь стремлений, цепь жизней – одна цепь предопределяет другую! Творчество магнита жизни состоит из этих цепей. И дух должен содрогаться не при мысли о кончине и замене, но при мысли о нарушении цепи. Если проследить, как несутся в пространстве рекорды порванных цепей, то содрогнется, истинно, дух. Когда утверждено великое перемещение, то только достигнет тот, кто примкнул к единству эволюции.» (БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ, § 451.)

***

 

Источники:
Оригинальные произведения Майтрейи Мории:

Зов — Листы Сада Мории 1924 г.
Озарение — Листы Сада Мории 1925 г.
Община 1927 г.
Серия Живая Этика, состоящая из семи тем:
Агни Йога 1929 г.
Беспредельность часть I и II 1930 г.
Иерархия 1931 г.
Сердце 1932 г.
Мир Огненный, том I 1933 г.
Мир Огненный, том II 1934 г.
Мир Огненный, том III 1935 г.
Аум 1936 г.
Братство часть I 1937 г.
Братство часть II Надземное 1938 г.

Учитель МОРИЯ

Учитель МОРИЯ
– индийский раджпутский принц, дух которого вобрал в себя дух МАЙТРЕЙИ, озарив и соответственно затмив его Собой. Данное изображение было сделано Германа Шмихена примерно в 1884 году. Этот портрет часто копировался, однако копии не имели практически никакого сходства с оригиналом, т.е. с «Обликом Владыки», необходимым для медитации, содержащейся в книгах!

 


 

 

 

© 1955 Автор – составитель: Леопольд Брандштеттер «Леобранд»
© 2016 «Мировая Спираль» Австрия, Линц,www.Welt-Spirale.com
Перевод с немецкого И. А. Захарикова, Корректура: М. Шульц, Л.Захарова.
Распространение и распечатка данного интернетиздания без взыскания денежного платежа позволен.