XXII. ЙОГА И ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ

XXII. ЙОГА И ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ

Слово “Йога” происходит из индоевропейской языковой семьи и соответствует немецкому слову “Joch” и латинскому “jugum”, что по смыслу является одним и тем же. Йога — это самодисциплина, то есть упорная работа над самим собой. Различные системы Йоги основываются на жизненном опыте и жизненной мудрости, накопленной Старшими Братьями, и указывают путь – как через определенные духовные дисциплины достигнуть высокого духовного совершенства при одновременном преодолении материи, то есть через ее одухотворение. Таким образом мы получили завершенные системы для духовной эволюции человечества, которые, не требуя от человека ухода от жизни, согласуются с потребностями человеческого сознания на определенном этапе развития.

Овладение материей началось, прежде всего, с физического тела, вот почему первоначальная, или древнейшая система, именно Хатха-Йога, данная человечеству уже много тысяч лет тому назад, имела в виду, главным образом, господство над телом. Во времена инволюции это было предусмотрено и обосновано. Теперь же, в эпоху эволюции, или одухотворения, эта система так же устарела, как и церковные догмы, являющиеся тормозом для духовного прогресса. К сожалению, эта система овладения телом выродилась в пресловутое искусство факиров, которое в большей степени вредно, чем полезно духовному развитию, и привела к тому, что люди, не имеющие знаний о Йоге, вообще отождествляют их друг с другом.

Методы самосовершенствования стали спустя тысячелетия существенно утонченнее, и овладение собой должно было соответственно переместиться почти исключительно с тела на духовно-душевную область, вот почему физические упражнения Хатха-Йоги сегодня больше не нужны и, более того, очень вредны. Именно посредством этих упражнений можно механическим способом пробудить чакры. Однако центры высшего сознания ни в коем случае нельзя воспламенять посредством дыхательных упражнений или асан, — они должны развиваться исключительно естественным путем самосовершенствования.

Потому истинная Йога будущего не имеет ничего общего с гимнастикой тела или выворачиванием конечностей, а также с факирством, аскетизмом и умерщвлением плоти, она подразумевает исключительно духовную самодисциплину и самосовершенствование, которое достигается служением человечеству и Благу Мира. Кроме того, гораздо труднее в течение всей жизни избавиться хотя бы от нескольких своих самых худших качеств из множества дурных привычек и скверных наклонностей и трансмутировать их в положительном направлении, чем каждый день по полчаса стоять на голове и заниматься весьма трудным выворачиванием суставов. Поэтому целью Йоги должно стать, в первую очередь, избавление от своих отрицательных качеств. Именно самосовершенствование является главным смыслом жизни. Эта деятельность огненного свойства, ибо без развития внутреннего огня, то есть без психической энергии, невозможно избавиться хотя бы от одной-единственной дурной привычки.

Эзотерические корни всех Мировых религий уходят в Йогу. Так, скрытая первопричина Буддизма коренится в Жнана-Йоге, Йоге Мудрости, основа Христианства, а также Ислама — в Бхакти-Йоге, Йоге Любви, которая, конечно, в своем негативном аспекте может выродиться в фанатизм и нетерпимость, как это уже неоднократно случалось. Эзотерическая Основа Живой Этики, Мирового Учения, которое будет определяющим в Эпоху Водолея, содержится в Агни-Йоге, в Йоге Света, или же Огня, или же, что тоже самое, в Йоге Психической Энергии. Эта система, которая включает в себя самые ценные элементы всех предыдущих йогических систем, учит овладению внутренним и Космическим Огнем. Названные здесь системы, включая Раджа-Йогу, дополняют друг друга, причем Агни-Йога, самая всеобъемлющая и новейшая из всех йогических систем, содержит в себе все прежние Учения, за исключением Хатха-Йоги.

Разумеется, в Агни-Йоге уделяется внимание и телу, как необходимому и незаменимому инструменту для овладения материей и ее трансмутации С этой целью были даны многочисленные наставления по сохранению здоровья тела. Ученик Агни-Йоги, занимаясь утончением своего организма с целью сохранения здоровья, а также в силу различных обстоятельств, рано или поздно, осознает необходимость отказаться от алкоголя, никотина и мяса. Это не радикальное требование, и перестройка должна происходить постепенно. Весь прежний опыт доказывает необходимость этих требований, которые нельзя обойти в процессе грядущего духовного развития человечества. Конечно же, это не говорит о том, что человек, вынужденный в связи с жизненными обстоятельствами есть мясо, менее порядочен, чем вегетарианец. Однако человек, утверждающий, что на духовном пути можно вообще отказаться от этих требований, еще не вступил на духовный путь с подлинной серьезностью и рвением, а занимается преимущественно абстрактными теориями, которые он не может или не хочет проводить в жизнь, или же надеется отодвинуть их воплощение на следующую инкарнацию. Еще важнее этих правил, данных для повседневной жизни и питания, является все-таки раскрытие внутреннего человека, т.е. расширение сознания и, прежде всего, познание и активизация психической энергии. Это, бесспорно, очень трудный путь, который воистину является тернистым, ибо преодоление материи и отказ от ее радостей и удобств в обмен на высшие ценности абсолютно невозможны без страданий и боли на современной стадии развития.

Каждый истинный Йог ведет жизнь, полную трудностей, особенно если он выполняет свою жизненную задачу, живя среди людей, как того требует Агни-Йога, и подчиняется всем условиям быта и своего окружения. Ему нельзя уйти от жизни, он вынужден жить в гуще людей, которые еще вообще не интересуются его воззрениями, не говоря уже о том, чтобы понимать их, поэтому многие считают его человеком со странностями. Кроме того, его неизбежно критикуют, над ним насмехаются, издеваются, на него клевещут и, наконец, с ним борются. Это, образно говоря, явления, сопутствующие человеку на его пути к “Голгофе”, чтобы он смог достичь “небесного Иерусалима”. Наконец, путник на духовном пути проходит стадию полного одиночества, и в час величайшей печали его покидают даже друзья и ученики, которые больше не сопровождают его на духовном пути, или для которых путь этот стал слишком тяжким. Вспомним о величайшем примере ХРИСТА ИИСУСА, который также был предан и даже продан одним из его учеников; другие же ученики отреклись от НЕГО незадолго до ЕГО мученической смерти на кресте, ибо они не смогли выдержать душевного напряжения в дни величайшего унижения их ГОСПОДА. Эта или подобная участь уготована каждому йогу на определенной ступени развития, и потому мы должны быть бесконечно благодарны ХРИСТУ за то, что ОН явил нам этот прекрасный пример, который учит нас и в час величайшего одиночества и унижения не отчаиваться, если хочешь пройти через великолепные Врата в огромный Мир Вечного Света. Только здесь начинается истинная победа, ибо достигнут кульминационный момент распятия, именно, преображение материи и земной радости в высшую, то есть в духовную, и пришло время воскрешения, или духовного триумфа. Но для этого необходимо предварительно развить и активизировать свою психическую энергию. Без этой тяжкой, упорной работы над самим собой невозможно достичь воскрешения духа.

205. Йога и здоровье

Через Хатха-Йогу распространяется ложное мнение, что йог непременно обладает несокрушимым здоровьем, или же может приобрести его путем соответствующих упражнений. Этот взгляд не соответствует фактам и внес уже много смущения в ряды ищущих; ибо существовали также Учителя и их ученики, которые умирали от болезней под бременем земной жизни, испив чашу земного яда. Есть также известные Хатха-Йоги, которые сами не могут уберечься и освободиться от тяжелых и хронических заболеваний и потому вынуждены прибегать к помощи медицины, несмотря на свои противоположные заверения и на рекомендуемые ими упражнения. Поэтому следует отказаться от подобных заведомо ложных утверждений.

Высшие йогические системы ведут к такому утончению физического тела, что нервные центры вибрируют и реагируют на тончайшие мысленные и космические вибрации и потрясения. Различие между продвинутым йогом и заурядным человеком столь же велико, как между чувствительным струнным инструментом и куском дерева. Об этом говорится также в книге “Агни-Йога”, § 201: “…Те, кто ищут в Йоге упитанного здоровья, пусть лучше примут рюмку вина и побеседуют о высоких идеях без приложения их в жизни…”

“Восприятие тонких энергий сопровождается всегда утончением организма. При этом нужно отметить, что сознание помогает, прежде всего, ибо тонкие энергии могут восприниматься лишь при утончении организма. Этот принцип нужно очень помнить, ибо обычно происходит смешение понятий. И это непонимание и смешение ведут к очень опасным заблуждениям. При очищении сознания нужно очень распознавать эти явления, ибо люди всегда склонны к утверждению психизма, вместо высших огненных понятий. Дух, впадающий в эту крайность, может оказаться настолько окруженным психическими флюидами, что даже при желании окутаться другими высшими энергиями, это ему не удается. И в этом укажем на сознание, как на спасительное действо. Так на пути к Миру Огненному можно утверждать, что огненное сознание даст ключ к распознаванию” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 391).

“Часто через болезни достижения обостряются.

Св. Франциск и Св. Тереза были часто больны. Пифагор имел болезнь сердца. И лучшие зурны теряли струны” (ЛИСТЫ САДА МОРИИ II, § 16; или ОЗАРЕНИЕ, 1923 — VI — 7).

“Даже ваши врачи утверждают, что при нервном подъеме сила удесятеряется, тем самым они признают психическую энергию. Но они добавляют, что нервные подъемы кратковременны и влекут за собою упадок сил. Именно в этом Йога необходима, чтоб, увеличивая подъемы, избавить от падений. Падения обусловлены неосознанием и неприложением психической энергии. Как хромой, подпрыгивает невежда, но знающий преодолевает самые недоступные высоты” (АГНИ ЙОГА, § 650).

Здоровый человек едва ли может понять, что в действительности означает психическая энергия. Он вообще не способен оперировать ею и экспериментировать так, как может именно больной человек. Лишь тот, кто экспериментирует над психической энергией при неблагоприятных предпосылках и условиях, может об этом говорить и писать. Так же было с теми известными врачами, которые заложили основы реформирования жизни и современной науки о питании на вегетарианской основе. Вначале они, как правило, были очень тяжело больны и признавались другими врачами неизлечимыми. Находясь в величайшей беде, они все же нашли путь к выздоровлению, и стали, таким образом, по велению судьбы, основателями реформы современной жизни. Они сами тщательно наблюдали и исследовали свой организм, чтобы найти более глубокие связи между болезнями и неправильным способом питания и, наконец, путь к исцелению. Убедительно защищать можно только то, что люди пережили и испытали на себе сами.

Точно также обстоит и с силами психической энергии. Их можно исследовать и сознательно активизировать, только если они испытываются среди величайших опасностей и напряжений. И не столь важно, чтобы физическое тело излучало крепкое здоровье, у чувствительного человека его все равно никогда не бывает, но зато здоров его дух. Когда дух бурно устремляется вперед и быстро познает иллюзорность материи, то тело не поспевает за ним. Развитый дух нуждается, однако, в тонком физическом инструменте. Разумеется, он не может быть и не будет столь выносливым как грубое тело со слаборазвитым духом. Ведь о скрипке нужно заботиться более тщательно, чем о куске дерева.

Безусловно, психическая энергия есть и у здорового человека, но, определенно, он обладает ею в меньшей степени, чем больной, который уже многократно избегал смерти наивысшим напряжением своей психической энергии. Это можно наблюдать на тех известных случаях, когда серьезно заболевают люди, полные сил и пышущие здоровьем. Именно они очень скоро сдаются, и в своем отчаянии значительно меньше сопротивляются болезни, чем те, кто часто и очень тяжело болел. Они гораздо больше жалуются, и из-за отсутствия самообладания обычно оставляют без внимания самые лучшие медицинские рекомендации. Они с трудом выдерживают предписания диеты, не говоря уже о том, чтобы какое-то время воздерживаться от мяса и других любимых удовольствий. Эти симптомы являются, в первую очередь, доказательством отсутствия достаточного количества психической энергии, а также второстепенным признаком отсутствия самообладания, которое, в свою очередь, невозможно без психической энергии.

Здоровье человека вовсе не свидетельствует о том, что он располагает запасом психической энергии, но является, безусловно, большим преимуществом, важным и желанным для каждого Йога. Не без причины в Агни-Йоге дается очень много наставлений для сохранения здоровья. И не все инкарнации Йога отмечены одинаковой степенью трудностей, это зависит именно от рода исполняемой жизненной задачи и от состояния планеты. В период, когда вся планета уже больна и более или менее заражена ядами и радиоактивностью, здоровье многих людей также подорвано.

Однако лишь тот действительно имеет все основания говорить о психической энергии, кто в самых тяжких условиях, во всех отношениях испытал и доказал ее существование. Тяжелые болезни, преодолеваемые, прежде всего, мощью психической энергии, дают человеку ценные и важные познания и опыт, делают его еще более стойким и мужественным. Разумеется, напряжение может стать однажды столь огромным, что человеческое тело уже не способно выдержать его и разрушается.

Поэтому далеко не так важно, чтобы Йог обладал цветущим здоровьем и большой мускульной силой, намного важнее, чтобы дух его был замечательно здоровым и более нормальным, чем у массы людей вокруг. Именно в массах немало невежд, нигилистов, фантазеров, мечтателей и утопистов; ибо невежество есть признак непросвещенной толпы. Истинные реалисты, понимающие реальность жизни, обладают уже развитым духом и тем самым возвышаются над толпой. Именно поэтому они становятся одинокими путниками, которые, живя в известности или же оставаясь безвестными, способствуют прогрессу человечества и подготавливают его.

206. Пранаяма и Психическая энергия

Наука о дыхании, которую кроме хатха-йогов практикуют также раджа-йоги, имеет мало общего с пранаямой. Хатха-йоги занимаются контролем жизненного дыхания легких, тогда как древние раджа йоги понимают науку о дыхании как ментальное дыхание, поскольку благодаря овладению ментальным дыханием они достигают ясновидения, или восстановления функций третьего глаза, а также и различных других оккультных достижений.

Правильное, глубокое и ритмичное дыхание является важным средством исцеления для восстановления наших сил, как духовных, так и физических. Однако пранаяма в том виде, как она рекомендуется в трактатах по Хатха-Йоге, состоит, к сожалению, не только из инструкций по правильному и естественному дыханию, но также из указаний по задержке дыхания и его концентрации на определенных центрах в целях их воспламенения, и из различных других гимнастических упражнений. Добросовестный врач назначит своему пациенту ту дозу медикаментов, которая соответствует организму и виду болезни. Мышьяк также может быть полезен в малых количествах, но усиленный прием его может вызвать рак и отравление. Реклама Хатха-Йоги и ее инструкций, рекомендующих в целях сохранения моложавости, здоровья и приобретения особых психических способностей практиковать задержку дыхания и его концентрацию на центрах, хуже, чем продажа ядов, ибо яды разрушают только физическое тело, насилие же над тонкими центрами посредством механических упражнений, в конечном итоге, всегда приводит к духовной смерти.

Потому с пранаямой необходимо обращаться крайне осторожно и делать это упражнение ежедневно не более пяти минут, вдыхая через нос и сознательно направляя полученную таким образом силу праны на больные органы или на все тело, а затем снова выдыхая через рот. Представление о том, что при вдохе человек вбирает в себя чистейший Космический Огонь, или Прану, а при выдохе – отработанные, сгоревшие вещества покидают тело, имеет очень важное значение. Это все, что можно порекомендовать из дыхательных упражнений Йоги. Имеются, конечно, еще и другие полезные дыхательные упражнения, не имеющие непосредственного отношения к Йоге, однако, следует иметь в виду, что подобные дыхательные упражнения должны выполняться только на свежем воздухе, но не в отравленной, зараженной атмосфере больших городов. Намного более важным, чем все дыхательные упражнения, является пробуждение внутреннего огня, или психической энергии, ибо таким образом можно не только достигнуть значительно большего, но и преодолеть величайшие опасности.

“Куда же направляется внимание? Нужно понять, что в основании эволюции лежит усовершенствование, оно призывает к упрощению и к непосредственному общению с высшими мирами. Можно видеть, как пранаяма и прочие искусственные приемы разных йог могут быть заменены простым огненным сердцем…” (ИЕРАРХИЯ, § 297).

“Теперь вы можете тем более понять, почему Хатха-Йога не указана Нами. Она менее других устремляет человека к всеначальной энергии. Правда, она через совершенство мускульное и приказа воли медленно подвигает человека, но оставляет в небрежении самое основное, с чего нужно начать.

Зачем идти только снизу, когда лучшие дары Сверху. Разве не будет скорейшим продвижением познание самой основной энергии?

Не Хатха-Йог сказал: “Мир есть мысль”. (АУМ, § 540