VII. НАПРЯЖЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

VII. НАПРЯЖЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

Необходимо напрягать психическую энергию, ибо лишь при крайнем напряжении появляются новые возможности. Законы энергии всюду одинаковы и означают, что новые энергии возникают только на грани крайнего напряжения. В процессе космического творчества энергии сочетаются также лишь при величайшем напряжении. Комбинации сочетающихся энергий растут вместе с силой напряжения, и синтез напряжения утверждается мощью Высших Огней. Во всем Космическом Творении лишь закон напряжения рождает все новые и новые комбинации, так как именно при росте напряжения появляются новые энергии. То же самое происходит и с человеческими действиями. Трансмутация наших энергий, или же их трансформация в Высшие Огни, является целью человеческого существования. Только достигнув этой трансмутации, наш организм становится согласованным приемником и достойным носителем тех Тонких Энергий, которые исходят от Иерархии Света.

Не нужно бояться больших напряжений, ибо лишь натянутая струна может звучать. Закон, согласно которому энергия может трансмутироваться только при высшем напряжении, сопровождаясь при этом утончением форм, содержит для ученика на Духовном Пути два основных правила. Во-первых, для достижения своего духовного совершенствования ученик должен напрячь до предела все свои силы, причем Учитель следит за тем, чтобы ученик не переступал последней черты, так как это могло бы привести к смерти. Во-вторых, каждая частица сознательной психической энергии является драгоценным сокровищем. Поэтому Учитель только тогда одобряет расходование энергии учеником, когда полностью исчерпаны все земные возможности и действия.

Эти два правила объясняют также, почему помощь приходит чаще всего на грани отчаяния. Слабым душам никогда не удается достичь этой грани, и, таким образом, они вновь и вновь приговаривают себя к падению и к повторному, неимоверно тяжкому восхождению. Существует огромное множество Сизифов, катящих перед собой камни своего малодушия, невежества и сомнения.

71. Огонь духа и напряжение психической энергии

“Устремленная психическая энергия напрягается особенно Огнем духа. Напряжение воли умножает запас и силы психической энергии Можно убедиться в жизни, как явление напряженной психической энергии противостоит и противодействует различным запрудам. Токи психической энергии будут настолько магнетизировать окружающую атмосферу, что установится, как бы огненный поток вокруг, который разбивает все надвигающиеся злобные энергии. Сознательное напряжение психической энергии бесстрашия есть великий панцирь. Сознательное применение этих насыщений вызывает огненную стену, охраняющую утвержденное положение. Творчество психической энергии беспредельно” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 408).

“Порывы духа или внезапные несчастья могут одинаково напрячь приток психической энергии. Это явление понятно при порывах духа, но при несчастии можно усмотреть много тонких определений. При растерянности, конечно, психическая энергия не может сконцентрироваться и начать действовать. Но при дерзании духа она может вспыхнуть, как мощное пламя, образуя как бы защиту против надвигающегося зла. Можно упражняться в этих концентрациях психической энергии, и воля напряженная может нагнести запас ее. Трусость, конечно, может лишь потушить запас психической энергии. Потому развивайте запас психической энергии и напрягайте дерзания, ибо в этом источнике заключается столько мощи!” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 413).

“Как синий огонь может претворяться в пурпуровый? Напряжение психической энергии пошлет рубиновые стрелы, и рост их пронзит синеву сознания” (АГНИ ЙОГА, § 515).

“Напряжение психической энергии увеличивает жизнеспособность. Можно удостовериться, что в периоды психического напряжения люди живут дольше. Это не может быть объяснено ни пищею, ни санитарными условиями, ибо в периоды смятения условия жизни очень трудны, и единственная причина должна заключаться в повышенной деятельности психической энергии.

Но следует вполне разбираться, в чем состоит напряжение психической энергии. Если слабосильный человек перегрузит себя физической работой, то такое напряжение не приведет к лучшему результату. Напряжение энергии, прежде всего, понимается с психической стороны. Нужно не забывать, в чем лежит импульс каждого действия. Так можно увидеть, что усилие энергии будет рождать физический рефлекс, но каждый рефлекс есть только отражение истинной причины” (АУМ, § 481).

“Зачем иногда нужно напряженное положение? Оно вызывает радиацию психической энергии” (АГНИ ЙОГА, § 588).

“Устремление психической энергии может создавать как бы судороги концов пальцев; очень понятно, что кипящая лава психической энергии подобна вулкану. Потому сугубо нужна осторожность. Если будут капать капли пота Моего, нагружайте Меня еще сильнее” (СЕРДЦЕ, § 361).

“Сердце особенно напрягает психическую энергию, и каждое сердечное переживание отражается на ее запасе. Можно говорить и о химической смерти человека, когда запас психической энергии истощается. Можно говорить о воскрешении, когда психическая энергия начинает восполняться. Тонким изучением приемов можно было бы найти способ напрягать психическую энергию, но для этого нужно знать духовное состояние. Но огненный состав психической энергии может нагнетаться только огненным стимулом. В борьбе с заболеваниями можно нагнетать психическую энергию как мощный фактор. При очищенном сознании можно напрячь силы духа, которые являются двигателями пространства, В сердце можно найти рычаги для огненного воскрешения психической энергии. (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 414).

“Дух, познавший при жизни мощь напряжения психической энергии, может рассчитывать на мощь психической энергии и при переходе в Тонкий Мир. Наше тонкое тело питается этими насыщениями, и флюиды психической энергии оформляют тонкое тело. При трансмутации центров, конечно, психическая энергия действует особенно усиленно, и центры собирают эти мощные флюиды для усиления тонкого тела. Когда психическая энергия накопляется возвышенными чувствами, то трансмутация тонкого тела соответственно насыщается огненными энергиями. Так важно напрячь силы в устремленном понимании мощи психической энергии. Действие огненной энергии напрягает все последующие явления жизни” (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 415).

“Отражение четко в спокойной поверхности. Каждое волнение исказит четкость. Также и всеначальная энергия требует спокойствия, чтобы отражать Истину. Не следует полагать, что спокойствие есть упадок и ослабление. Только беспорядочное волнение может исказить зеркало энергии.

Много говорят о спокойствии мудрецов, но оно есть великое напряжение, настолько великое, что поверхность энергии становится зеркальной. Так не нужно принимать спокойствие за бездействие” (БРАТСТВО, § 132).

72. Вздох человека и деятельность психической энергии

“Заметьте, что глубокий вздох сопровождает действие психической энергии. Разве это свойство не указывает на полную осязаемость этой энергии? Указывайте на всюду разбросанные признаки энергии. Можно их этих вех сложить путь” (АГНИ ЙОГА, § 603).

“Ничто не дается сразу. Давно Мы говорили, что во вздохе едином переносимся пространственно, но и вздохнуть нужно умеючи. Казалось бы, в одном вздохе выражается сущность психической энергии, но не сразу это сопоставление укладывается в сознание. Примитивное воображение чрезвычайно легко строит Майю всевозможных видений, но когда сознание расширено, выводы становятся более осторожными.

Много призраков распадаются перед познанием психической энергии” (АУМ, § 469).

“Можно обратить внимание на характерный спазматический вздох, сопровождающий известные духовные подъемы. Также достаточно характерны ощущения как бы бродящих по коже мурашей во время бесед с Нами. В процессе опытов нахождения психической энергии оба ощущения найдут свое значение…” (СЕРДЦЕ, § 124).

“Вздох считался ответом Богу. Средоточие огненной энергии производит эту спазму. Замечайте, что убийца и каждый темный злоумышленник не вздыхают. Эта напряженность имеет место при высших эмоциях. Можно написать книгу о вздохе, и она будет очень близка молитве. Так можно отбирать все благотворные рефлексы. Нет надобности считать их морально отвлеченными, лучше признать их основами здоровья” (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 521).

“Слезы и слюна изменяют состав в зависимости от состояния духа. Но и каждый вздох уже различен в химизме. Если дыхание нелегко исследовать ввиду обычной поверхностности его, то вздох, вызывающий трепет организма, уже будет показательным. Можно заметить, что глубокий вздох вызывает нечто вроде внутренней судороги. Такие нервные сокращения показывают усиленную выдачу психической энергии. Она, в зависимости от импульса, позовет к деятельности и некоторые органы, которые дадут особый химизм вздоху. При произношении АУМ уявляется вздох, химизм которого будет очень благодетельным” (АУМ, § 117).