КРИТИКА КАПИТАЛИЗМА

Начнём с капитализма. Одним из главных условий естественного права в социальном вопросе является принцип: «Главенство общественных интересов над личными». Это означает, что интересы двух, трёх, четырёх или больше человек, а также коллектива, стоят выше интересов отдельного лица.
Данный принцип был поставлен с ног на голову капитализмом еще в самую раннюю эпоху меркантилизма. Эгоизм экономически сильного меньшинства стал властвовать над большинством экономически слабых членов общества. В капитализме, т.е. в его чистой форме, которую на сегодняшний вряд ли где-нибудь встретишь, кроме как в некоторых феодальных странах Востока, где социализм и коммунизм не могли внедриться из-за безграмотности населения, господствует экономически сильный над экономически слабыми, что означает эксплуатацию трудящегося человека, равную открытому или скрытому рабству.
Но и в капиталистических странах Запада, несмотря на многочисленные социальные реформы, все еще господствует сильный эгоизм, стремление к власти и собственности.
Однако даже самый хороший предприниматель не сможет создать предприятие, без работающих на нем людей. Ни Форду, ни другим известным промышленникам было бы не под силу создать крупный концерн без квалифицированных сотрудников. Поэтому справедливое и социальное требование будущего заключается в том, что где экономически допустимо и возможно, рабочие и служащие должны, как сотрудники предприятия, получить право стать совладельцами этого предприятия. Это возможно достигнуть посредством введения новых ценных бумаг на долевое участие или народных акций. Абсолютно асоциально когда, например, на Западе, на каком-нибудь большом предприятии автомобильной отрасли за один год распределяется в виде заработной платы приблизительно 18% дивидендов, но не среди рабочих и служащих, а между главными акционерами, которые не внесли кроме капитала ни толики собственного труда. Следовательно, с одной стороны, рабочие и служащие этого предприятия получили слишком низкую заработную плату, были использованы и обмануты. С другой, продукция была продана на рынке по слишком дорогой цене, чем был нанесен ущерб покупателям. В результате, были недоплачены налоги, что нанесло урон всем гражданам этой страны. Подобное возможно лишь при асоциальных и непригодных законах.
Производительность труда рабочих и служащих влияет, в первую очередь, на инвестиции предприятия, новые вложения капитала, приобретение новой техники и т.д., т.е. предприниматель при соответствующих обстоятельствах может даже значительно обогатиться за счёт работоспособности своих сотрудников, без их участия в этом обогащении.
Коммунизм разрешил эту проблему радикальным способом, а именно обобществлением или национализацией всего народного хозяйства, что противоречит естественному праву по двум причинам.
Во-первых, естественное право гарантирует максимально возможное развитие каждого человека. Поэтому каждый должен иметь свободу и возможность для создания собственного предприятия или дела. Во-вторых, национализация по экономическим причинам ошибочна, с немногими исключениями, о которых речь пойдет ниже, поскольку стимулирует не продуктивность, а непроизводительность или бесхозяйственность.
Если бы бывшие социалистические государства Востока не были от природы настолько богаты природными ресурсами и т.п., что даже самая неэффективная и неправильная экономическая система не смогла до конца сломить их народную экономику, то там бы воцарились бы постоянный голод и нужда.
Национализация каждого портного, парикмахера, сапожника, булочника, крестьянина и т.д. является экономическим безумием. Однако эту абсурдную крайность вызвало асоциальное поведение капиталистических предпринимателей, вследствие чего капитализм, по причине своей социальной несостоятельности, причастен к возникновению государственного социализма (коммунизма). По сей день для «махрового» капиталиста рабочий — всё ещё не сотрудник, а платный раб, которого можно нанять или выгнать по собственному усмотрению. С другой стороны, при особенно благоприятной экономической конъюнктуре, возникает опасность, что моральное состояние рабочих ухудшится, их рвение значительно ослабеет, а преданность своему предприятию исчезнет.
Государственный социализм (коммунизм) эту проблему не улучшил, а скорее наоборот, окончательно ухудшил положение не только рабочего класса, но ещё больше интеллигенции, которая в некоторых советских странах по уровню заработной платы была поставлена в один ряд с подсобными рабочими.
Экономическая система капитализма нацелена на эксплуатацию в целом, что касается в первую очередь рабочих. Такую форму капитализма социалистические и коммунистические движения, а также профсоюзы отчасти смягчили внутренним и внешним давлением, несколько его ограничив.
Однако в государствах Запада с социально-направленной внутренней политикой существуют ещё достаточно большое количество асоциальных предпринимателей, главным образом среди небольших предприятий, так как сформировать социальные, справедливые отношения в обществе одними законами невозможно; это, прежде всего, зависит от характера каждого отдельного человека. Таких естественных на сегодня мер социальной защиты рабочих, как пенсии и социальное обеспечение по болезни, как сокращение рабочего времени, отпуск и запрещение необоснованного увольнения, как пособие на детей и защита материнства, большинство предпринимателей-капиталистов никогда бы не предприняло без давления организованных, социальных и профсоюзных движений. Ещё несколько лет назад всё это нужно было шаг за шагом отвоевывать у капиталистов.
Капитализм, по сути, направлен против общества, поэтому гражданин будущего общества не может быть капиталистом, что, однако, не означает, что человек будет лишен всякой собственности.
Мы можем и имеем право иметь всё, что нам доступно, однако необходимо изменить наше нынешнее отношение к собственности. Предприниматель должен работать не для того, чтобы жить и богатеть, но для того, чтобы в силу своих возможностей обеспечить справедливым образом существование других людей, т.е. дать им работу и хлеб.

«УЧИТЕСЬ ВЛАДЕТЬ БЕЗ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОСТИ!»

Человеку необходимо сформировать новое, этическое отношение к собственности, иначе невозможно преодолеть существующий материализм и эгоизм. Человек может иметь все в изобилии, однако он должен, в первую очередь, видеть в себе управляющего доверенным ему имуществом, а не собственника, и не быть столь сильно привязанным к земным вещам.
Главная ошибка капитализма заключается в его неправильном экономическом строе, основанном на создании дефицита. Это обстоятельство едва ли бросается в глаза общественности. Неоспоримым фактом является то, что капиталистическая экономическая система наилучшим образом работает при максимально возможном дефиците. Это положение основано на алчности и экономике свободного рынка, т.е. цены падают, с ростом предложения. Производство в такой экономической системе рентабельно только тогда, когда создан товарный дефицит. Чем больше дефицит, тем выше цены. Чем больше произведено товаров и выше производительность труда, тем ниже цены и зарплата. Если вследствие рационализации и автоматизации производства экономика поставляет всё больше товаров на рынок, то без соответственного урегулирования цены падают, и действительно достигается момент, когда возникает так называемое перепроизводство товаров, на которые нет спроса. Однако это недочет капиталистической экономической системы, которая просто не в состоянии справедливо и своевременно распределить продукцию.
На самом деле перепроизводства нет, а есть в крайнем случае избыток товаров, который необходимо своевременно и справедливо распределить, что возможно осуществить только благодаря лучшей финансовой системе и соответствующим социальным законам.
Чтобы изначально компенсировать любое перепроизводство, капитализм создаёт искусственный дефицит, уничтожая излишние фрукты при богатом урожае, сжигая кофе, высыпая в море зерно и выливая молоко в канаву. С потребительскими товарами поступают другим образом. Во-первых, постоянно создаётся новая мода, с расчетом, прежде всего, на женское тщеславие, а с недавнего времени и на мужское. Костюмы, платья и обувь самое позднее через год становятся не модными и остаются лежать в шкафу. Во-вторых, для достижения скорейшего износа качество товара ухудшается. Качественный товар становится редким или слишком дорогим. Хорошая репутация продукции «made in England», «made in Germany» или «made in USA» уже безвозвратно потеряна. В-третьих, наибольшую и наилучшую возможность порождать искусственный дефицит предоставляет гонка вооружений, приготовление к войне и, конечно, запуск космических ракет, которые поглощают миллиарды из бюджетов государств.
Известно, что, например, в 1933 году в Германии было семь, а в США тринадцать миллионов безработных. Обе страны смогли выйти из этой капиталистической дилеммы только посредством гонки вооружения. Вторая мировая война привела к тому, что через рационализацию и потребность в военных товарах военная промышленность ещё более разрослась; даже в настоящее время еще не найдена возможность избавиться от этой вредной системы.
Во время второй мировой войны в Германии было разрушено много домов и предприятий, вследствие чего возник большой дефицит товаров. Этот искусственный дефицит был главной причиной расцвета немецкой послевоенной промышленности, организованной преимущественно на принципах капиталистической экономической системы.
Есть ли смысл в том, чтобы сначала разрушать старые дома бомбами, для того чтобы после этого их заново строить? Не лучше было бы создать новый экономический порядок, при котором старые дома и старые города сносились и возводились бы без применения бомб? Такой экономический порядок возможен и должен быть подготовлен и реализован посредством натурсоциализма.
Капиталистические страны вооружаются сегодня не из империалистических соображений, в чем их упрекают коммунисты, а по социальной и экономической необходимости. Наращивать вооруженный потенциал им предстоит до тех пор, пока капиталистическая система не сменится на натурсоциалистическую; лишь в этой системе станет возможным не только разрешить проблему так называемого перепроизводства путем справедливого и своевременного распределения, но и подготовить основу для мира на всей Земле.
Бесцеремонное стремление к прибыли в капиталистических странах усиливает негативные стороны характера человека, поскольку апеллирует к его низким инстинктам и предлагает соответствующие декадентские «культурные ценности», такие как искалеченная муза бездуховной развлекательной индустрии, грязная бульварная пресса, а также низкого качества фильмы и телевизионные программы.
Другие принципиальные недостатки капитализма — принцип «сложных процентов», с одной стороны, и спекуляция землёй, с другой. Как их устранить, мы рассмотрим ниже.
Скорее всего, капитализм давно бы уже исчез, т.е. был бы смещен социализмом или коммунизмом, если бы последние сами не приобрели основные черты капитализма, (по этой причине уместно говорить вместо коммунизма о государственном социализме); и если бы капитализм не имел некоторые существенные преимущества, которые следует особо подчеркнуть.
Этими преимуществами являются — сохранение демократии, относительно большая свобода, в особенности, для выражения общественного мнения, а также свободный народный референдум.
Это очень важные достижения, которые коммунизм к своей собственной невыгоде упразднил, чем сам воздвигнул естественные границы своему распространению.
Как капитализм поставляет из алчности дешёвую верёвку коммунизму для собственной виселицы, к примеру, в виде бетономешалок для Берлинской стены и колючую проволоку для железного занавеса, так и коммунизм приближает свою гибель жаждой власти, нетерпимостью и невежеством.