Лекция 24. Монада или зерно духа

ЛЕОБРАНД — Письма о Живой Этике / Введение в Агни-Йогу
Программа духовного обучения Лекция 19 до 36

Изображение на обложке:
«Магический знак», картина Роланда Фрай

Монада — зерно духа

1. Огненное происхождение человека

Каждый человек, в соответствии с потенциалом своей психической энергии, является огненным существом, независимо от того, какая стихия доминирует в его гороскопе: огонь, воздух, земля или вода. Дух есть огонь, невидимый для обычного человеческого глаза, и без духа, хотя бы в зачаточном состоянии, не может существовать ни одно человеческое существо. Без него человеческое существо не может стать истинно разумным человеком и, в конечном итоге, богочеловеком.
Человек ведет свое происхождение от огня и в ходе эволюции ему надлежит также возжечь духовный огонь в материи, то есть, установить связь между духом и материей. Для достижения этой цели он обладает мощными энергиями и он, первым из всех существ в царстве природы, станет сам сознательным творцом. Человек, который в ходе своих инкарнаций не пробудил и не возжег в себе огонь духа, не выполняет свое космическое предназначение, так как он упускает возможности самосовершенствования, которое, благодаря расширению сознания, является проявлением растущей духовности.
Без достаточного потенциала духовности невозможно приблизиться к Миру Высшему, к истинному Небу или к Огненному Миру Духа. Для этого недостаточно читать более или менее духовные книги; в первую очередь, необходимо практическими делами утверждать свою духовность в жизни, а также трансмутировать низшие качества в высшие, одновременно умножая знания в сфере мировоззрения.
На пути к духовности человеку приходит на помощь искра Божественного Духа, так называемая МОНАДА. При описании этой Божественной Искры мы касаемся одного из самых трудных и таинственных вопросов происхождения человека и развития человеческой индивидуальности, ответ на который человечество может иметь лишь в той мере, как это дано в сообщениях истинных Учителей Мудрости. Речь идет, главным образом, о сокровенных знаниях, которые еще не могут быть в полной мере раскрыты человечеству.
Начиная с Джордано Бруно и Лейбница — двух “посвященных философов” — вопрос о Монаде постоянно присутствует во всех философских дискуссиях, но с тех пор почти ничего нового в философии не прибавилось, ибо речь идет об оккультной проблеме. В оккультизме это знание с давних пор принадлежит к разряду великих тайн и откровений. Лейбниц видел в Монаде (от греческого Monas = единство), нематериальный, однако, одушевленный силовой центр, задача которого состоит в том, чтобы поднимать материю через целый ряд градаций различных монад с возрастающей ясностью сознания и усложняющимися формами из царства минералов в сферу Архангелов, или Херувимов, — называемых в эзотерической литературе ДхианКоганами. Человек в этом ряду градаций является лишь промежуточным звеном, частью Творения, в котором уже проявляется определенная форма духа.
Оккультизм учит также, что Монады взяли на себя ведущую и движущую роль в трансмутации материи в дух. Монада не идентична с самим человеком, но является до некоторой степени его руководителем из Высшего Мира, который может лишь частично спускаться в человеческий мир и, поэтому, формирует личность с помощью Высшего Эго через процесс индивидуализации.
Монада остается попрежнему самостоятельной и независимой Искрой Света, или одаренной разумом Божественной Энергией в различных вариациях, задача которой в сфере всего Творения заключается в том, чтобы дух соединить с материей и сохранить, благодаря этому взаимодействию, жизнь.

2. Человек и Монада

Монада, сама по себе не является в проявленном мире сознательной сущностью, но огненным Лучом Абсолюта, или частью самого Абсолюта. Так как Абсолют неизменен и не имеет отношения к условной, относительной законченности, монада также не подлежит развитию. Поэтому, с метафизической точки зрения, абсурдно говорить об эволюции Монады или утверждать, что она становится человеком. Она уже является совершенной идеей и не идентична с несовершенным человеком, которого она должна привести к совершенству. Последний является продуктом развития материи, в котором, под руководством Монады, дух проявляется все сильнее по мере того, как сформировавшееся Эго или Я становится самосознательным и постепенно соединяется с монадой.
Человек улучшает свое Эго и свою индивидуальность под водительством Монады, что находит свое выражение в личности, до тех пор, пока он во всей полноте не воплотит идею, заложенную Творцом.
Хотя дитя проявляет уже все признаки человека, дух может вначале лишь частично проникнуть в него и очень постепенно овладевает им. Однако, как в ребенке проявляется часть духа и разума, так и в человеке на нынешней стадии его развития в Четвертом Круге Манвантары, в котором мы сейчас находимся, проявляется лишь часть того разума, которым он будет обладать в конце Седьмого Круга, когда Монаде удастся довести и возвысить индивидуальность до цели, предусмотренной ходом эволюционного развития.
Монада, которая взяла на себя эту ведущую роль, сама в этот период не может ни продвигаться вперед, ни развиваться, ни даже подвергаться воздействию смен состояний, через которые она проходит, так как она не принадлежит этому миру или плану и может быть сравнима лишь с нерушимой звездой Божественного Света и Огня, низвергнутой на нашу Землю, чтобы служить спасительным руководителем для личностей, с которыми она вступила в контакт. Эти последние должны уцепиться за нее и таким образом, путем соучастия или приобщения к ее Божественной Природе, достичь бессмертия. Оставленная сама по себе, Монада не прикрепится ни к одной личности и, подобно доске, будет унесена неустанным течением эволюции.
„Зерно духа и разделение духа поясняют касательно монады. Зерно духа необходимо для жизни, но делимость духа делает возможным и обогащение и расточение Монады. Сознательно можно для пользы Мира делить дух и посылать части его на подвиг; так происходит лишь обогащение. Но невежество может расточать сокровище и оставаться при спящем зерне; так происходит бездушие. Конечно, невежественные части духа могут действовать, как одержатели, и горе сердцу спящему! Так, чтобы не возвращаться к делимости духа, запомним, что зерно духа может спать или сиять бодрствованием. Только этим Светом создается магнит сердца, который привлекает в лоно свое отпущенные части духа. Большая разница, отпускать или растерять. Так можно запомнить, что спящее зерно духа если и обуславливает жизнь, то все-таки допускает все свойства бездушия.“ (МИР ОГНЕННЫЙ I, § 375.)
Кроме материала, который ей потребуется для создания будущей человеческой формы, Монада нуждается в духовном прообразе для оформления этого материала и в разумном сознании, чтобы направить ее эволюцию и продвижение. Но ни тем, ни другим не обладает ни однородная Монада, ни бесчувственная, хотя и живая материя. Так Адам из праха нуждается, чтобы душа жизни была вдунута в него, или, иначе говоря, в двух срединных принципах, которые суть низшее животное и высшее человеческое эго, между которыми в целях эволюции борьба происходит до тех пор, пока Монада на пути к высшему эго не победит низшую природу человека, и пока она не трансформирует его из животного состояния в богочеловеческое, но для этого потребуется, однако, огромный период времени, а это невозможно совершить за одну-единственную земную жизнь.
Это противоречило бы бережливости природы, если бы для каждого новорожденного человека ей нужно было бы всякий раз созидать новую душу. Поэтому каждая планета за период одной Манвантары , населяется определенным количеством Монад и душ, причем последние должны пройти за семь Кругов Манвантары определенную эволюцию. Оккультистам известно, что человек в каждом Круге должен воплотиться минимум 343 раза, это 7х7х7 воплощений в семи Коренных Расах, из которых каждая подразделяется на семь подрас, в которых должно быть не менее семи воплощений. Это становится понятным, если, с оккультной точки зрения, предполагаемый возраст человечества, составляет 18 миллионов земных лет, возраст, который подтверждается уже также данными современной науки.
„…Свойство зерна духа утверждается на целую Манвантару и составляет тождественную сущность со Светилом. Конечно, монада насыщается также Светилами, ибо составляет зерно духа.“ (БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ, § 328.)
„Меньше всего человечество понимает неразрывность Кармы. Между тем, этот космический закон приложим к каждому проявлению. Именно, человек не является только монадой, завершающей свой эволюционный путь, но он есть часть Монады Космоса. Все зародившиеся монады в одной Монаде Космоса несут ответственность за существование всей Вселенной. Связь между человеком и явлениями Вселенной насыщается обоюдно, и так важно осознать, как один породитель зла задерживает все продвижение. Ход событий указывает насколько история повторяется. В основе этого лежит проявление тех же монад. Конечно, Карма великого строительства указывает на неразрывность связи между князем тьмы и человечеством. Падение мощных основ неминуемо отражается на человечестве. Но воскрешение духа может воскресить каждое проявление жизни, включая и падшего Ангела. О неразрывности путей монад с Космосом должно подумать на пути к Миру Огненному.“ (МИР ОГНЕННЫЙ III, § 312)
Каждая Человеческая Монада является, вместе с тем, частицей Божественной Монады или Абсолюта и остается ее частью. Следовательно, в проявленном мире можно говорить всегда только о той или иной стадии духо-материи. Дух есть энергия и мы знаем, что энергия не может проявиться без материи. На всех уровнях, во всей нашей деятельности и в мышлении мы не можем отделить себя от материи. Мы пользуемся высшими и грубейшими формами единой материи. Дух, субъективный элемент или энергия, находится в потенциальном состоянии в лоне космической природы. В процессе дифференциации или деления, вследствие чего образовались бесчисленные стадии или уровни проявления духо-материи, возникли понятия относительности и противоположения. Именно эта относительность и биполярность являются основами наших познавательных способностей и дают нам возможность увидеть противоположности, их преимущества и недостатки, и только благодаря этому совершать разумные действия в духе развития и самосовершенствования.
Каждая искра Божественной Монады является по своей огненной природе единым целым со всеми другими Монадами, однако энергии, с которыми она вступает в контакт, выражают ее потенциал, придавая ей соответствующую этой связи окраску. Так возникают столь необходимые различия. Дух как таковой всегда остается неприкосновенным, ибо огненное зерно духа пребывает в стихийной цельности, так как значение самого элемента неизменно, но в соответствии с ростом сознания меняются эманации зерна духа. Зерно духа является частицей первичного Огня, тогда как энергии, накопленные вокруг зерна, есть его сознание. Можно добавить к пламени любой химический ингредиент и тем самым изменить его цвет и величину, но первоначальная сущность пламени остается неизменной.
“…Эволюция внешней формы или тела вокруг астрала происходит посредством земных сил так же, как и в случае низших царств. Но эволюция внутреннего или истинного человека чисто духовна. И тогда это не только прохождение безличной Монады через многие и различные формы материи — одаренной, в лучшем случае, инстинктом и сознанием на совершенно другом плане — как в случае внешней эволюции, но прохождение “Души-Странницы” через различные состояния не только материи, но самосознания и самопознавания…
…Монада выявляется из своего духовного состояния и умственной бессознательности; и, проскакивая первые два плана, — слишком близкие к Абсолюту, чтобы допустить сочетание с чем либо на более низком плане — она вступает непосредственно на план умственный. Но во всей Вселенной не существует плана с более обширными горизонтами или широким полем действия, в его почти бесконечных градациях, познавательных и самопознавательных качествах, нежели этот план, имеющий, в свою очередь, соответствующий меньший план для каждой “формы”, от Минеральной Монады до времени, когда эта Монада расцветет в силу эволюции в Божественную Монаду. Но на протяжении всего этого времени она все та же Монада, разнящаяся лишь своими воплощениями через последовательные циклы частичной или полной обскурации духа или же частичной или полной обскурации материи — две антитезы полярности — сообразно с тем, подымается ли она в область умственной духовности или же спускается в глубины материальности.” (Е.П. Блаватская, “Тайная Доктрина” М.: Прогресс — Культура” 1992, Т.1, стр.230)
Для того, чтобы достичь сознательного проявления на всех планах или обрести истинное бессмертие, то есть стать Архатом, Буддою, Дхиан-Коганом, человек должен здесь, на Земле, постепенно соединить высшие принципы, а именно, четвертый принцип – Кама Рупа, являющийся высшей ступенью низшей четверицы, которую он унаследовал от животного царства предыдущей Манвантары, с Буддхи и Манасом — пятым и шестым принципами. Седьмой принцип есть лишь вечная жизненная сила, разлитая во всем Космосе. Каждый принцип имеет свои высшие и низшие проявления или качества. Так тонкое тело высокого духа находится в соответствии с его высокими чувствами и обладает сияющей аурой и эманациями. Низшие чувства, страсти и желания трансмутируются им в чистый огонь духа, в самые утонченные качества, чувства и ощущения. Подобно различиям в телах физических, существуют также многочисленные градации тонких и ментальных тел.
Монада, как направляющая искра Духа, действует внутри человека, как только в нем начинает действовать Буддхи и Атма — шестой и седьмой принцип, что отражается и в его ауре. Божественная Искра Монады не может спуститься ни до четвертого, ни до пятого, манасического плана и остается, поэтому, на земном плане обычно бессознательной. Но чтобы все-таки действовать на этом плане, она нуждается в посреднике или Луче, которым является высшее Эго как носитель Манаса, или мыслящего человека. Монада как часть Атмы, седьмого принципа, охватывает только шестой план Буддхи и поэтому частично действует в человеке лишь тогда, когда благодаря имеющемуся потенциалу духовности проявляется действие Буддхи и Атма – шестого и седьмого принципов. В этом случае чрезвычайно возрастает и углубляется чувствительность тонкого тела. Исходя из этого понятно также, почему Учителя Мудрости никогда долго не задерживаются среди людей или же вообще полностью избегают их, так как они не могут долго переносить человеческие излучения и в результате неоднократных соприкосновений с человеческой аурой могут также тяжело заболеть, независимо от того, находятся ли они при этом в физическом теле или уплотненном астрале.
Продвинутым ученикам на духовном пути также трудно выдерживать ауру примитивных или духовно низких людей или вступать в близкий физический контакт с такими людьми, особенно, если помещения битком набиты людьми или приходится стоять или сидеть тесно соприкасаясь с аурой другого человека, как это неизбежно и часто происходит в общественном транспорте.

3. Виды Монад

На вопрос, какое отношение имеет Монада к Атому, Е.П. Блаватская отвечает так:
“Никакого, ни к атому, ни к молекуле, как они существуют сейчас в научном представлении. Она никогда не может быть сравниваема с микрокосмическими организмами, которые были причислены, однажды, к полигастрическим инфузориям, теперь же рассматриваются, как растения, и причислены к водорослям; также она не есть вполне Монас перипатетиков. Физически или в строении своем Минеральная Монада отличается, конечно, от Человеческой Монады, которая не является физической, и строение ее не может быть передано химическими символами и элементами.
Короче говоря, как Духовная Монада Едина, Всемирна и Беспредельна и Неделима, Лучи которой, тем не менее, образуют то, что мы в неведении нашем называем “Индивидуальными Монадами” людей, так и Минеральная Монада — будучи на противоположной дуге круга — также едина и от нее происходят бесчисленные физические атомы, которые наука начинает рассматривать, как индивидуализованные.
Иначе как можно было бы объяснить математически эволюционный и спиральный процесс четырех царств? Монада является комбинацией последних двух принципов в человеке, шестого и седьмого; и, точно говоря, термин “Человеческая Монада” применим лишь к Двоякой Душе (Атма-Буддхи), но не к ее высшему, духовному, оживляющему принципу Атма, взятому в отдельности. Но раз Духовная Душа, в случае отделения от последнего (Атма), не могла бы существовать, иметь бытие, то она была так названа… Итак, Монадическая, вернее, Космическая Сущность, если подобный термин допустим, в минерале, растении и животном, хотя и является тою же самою на протяжении серии всех циклов от элементального царства вплоть до Царства Дэв, тем не менее, она разнится по мере своего продвижения. Было бы крайне ошибочным представить себе Монаду, как отдельную Сущность, прокладывающую свой медленный путь определенною тропою через низшие царства и после бесчисленных серий преображений, расцветающую в человеческое существо; как, например, сказать, что Монада Гумбольда произошла от Монады атома роговой обманки. Вместо того, чтобы сказать “Минеральная Монада”, правильнее было бы употребить в физической науке, дифференцирующей каждый атом, следующее выражение — “Монада, проявляющаяся в той форме Пракрити, которая называется Минеральным Царством”.
Атом, как он представлен в обычной научной гипотезе, не есть частица чего-то, оживленного психическим чем-то, и которому, по истечении эонов, предопределено расцвести в человека. Но это есть конкретное проявление Вселенской Энергии, которая сама еще не индивидуализировалась; последовательное проявление единого Вселенского Монаса. Океан материи не разделяется на свои потенциальные и составные капли до тех пор, пока волна жизненного импульса не достигает эволюционной стадии человека.
Склонность к отделению в индивидуальные Монады совершается постепенно и в высших животных достигает почти до точки. Перипатетики прилагали слово Монас ко всему Космосу в пантеистическом смысле; оккультисты же, хотя и принимают ради удобства эту мысль, но отличают последовательные стадии эволюции конкретного от абстрактного, посредством терминов, примером которых является “Минеральная, Растительная, Животная Монада и т. д. Термины эти просто означают, что волна прилива духовной эволюции проходит через ту или другую дугу своего круговращения. “Монадическая Сущность” начинает незаметно дифференцироваться в направлении индивидуального сознания в растительном царстве. Ибо Монады, как их правильно определил Лейбниц, суть вещи несоставные, именно Духовное Естество, оживляющее их в их стадиях дифференциации, говоря точно, и составляет Монаду…”
(Е.П. Блаватская “Тайная доктрина” М.: Прогресс-Культура, 1992, — Т.1, стр. 232-234)

4. Классы Монад

Согласно Е.П. Блаватской все Монады можно разделить на три больших класса:
1. Наиболее развитые Монады — Лунные Боги или “Духи” — называемые в Индии Питрисами — назначение которых пройти в Первом Круге через весь тройной цикл минерального, растительного и животного царств, в их наиболее эфирных, флюидических и рудиментарных формах, для того, чтоб облечься и приспособиться к природе новой сформированной Цепи. Именно, они первые достигают человеческой формы — если только может существовать какая либо форма в области почти совершенной субъективности — на Глобусе А в Первом Круге. Потому они и возглавляют и представляют человеческий элемент на протяжении Второго и Третьего Круга и, наконец, развивают свои тени при начале Четвертого Круга для второго Класса или для тех, кто следует за ними.
2. Те Монады, которые первые достигают человеческой стадии в течение Трех с половиною Кругов и становятся “людьми”.
3. Отсталые Монады, запоздавшие и которые не достигнут, вследствие кармических затруднений, человеческой стадии на протяжении этого цикла или Круга, за одним исключением, о котором будет сказано в другом месте, как уже было обещано.
Мы принуждены употреблять вводящее в заблуждение слово “люди”, и это является ясным доказательством, как мало приспособлен любой европейский язык для выражения этих тончайших различий.
Здравый рассудок должен подсказать, что “эти люди” не походили на людей наших дней, ни формою, ни природою. Зачем же тогда, могут спросить, называть их, вообще, “Людьми”? Потому что нет другого термина ни на одном из западных языков, который, хотя бы приблизительно, передавал желаемое представление. Слово “люди” (men), по крайней мере, указывает, что эти существа были “ману”, мыслящими сущностями, как бы ни отличались они формою и рассудком от нас самих. Но, в действительности, в отношении духовности и понимания они были скорее “Богами”, нежели “людьми”…“ (Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина. — М.: Прогресс-Культура, 1992, — Т.1, стр. 228-229)

5. Путь Монады

“…Божественная Монада находится в каждом минерале, в каждом растении, в каждом проявлении, ибо без этого огненного зерна нет и жизни. И по мере восхождения из простых к более сложным организмам, монада или зерно духа остается всегда неизменной в стихийной цельности своей. Но эманации или излучения этого зерна изменяются в зависимости от роста сознания оживляемого им организма. Следовательно, чем сложнее и утонченнее организм, тем и излучения Монады становятся богаче и тоньше…” (ПИСЬМА ЕЛЕНЫ РЕРИХ, 18. 6. 1935)
“…дух, или монада, пребывает всегда в своей первичной чистоте как в животном, так и в человеке, но лишь отложения, накопляющиеся от соприкасания с прочими энергиями, слагают индивидуальность, или, если хотите, душу. Из этого, однако, уже ясно, что не может быть групповой души, каждая монада, собирая свои собственные накопления, или запасы, следует определенным эволюционным путем, ибо магнитное притяжение, лежащее в основании каждого жизненного фокуса, действует точно. Некоторые писатели смешали и понятие делимости духа с групповой душой. Ошибок много, и они неизбежны, особенно при наблюдаемой людской нечестности. Также и популяризация великих истин много способствовала искажению их. Неподготовленное или малое сознание не может понять всей глубины совершенно нового для него понятия и, пытаясь объяснить его старым сознанием, извращает его иногда до полной неузнаваемости.
Многие в своих прошлых превращениях на Земле видят себя слоном, собакой, ланью, кошкой (реже тапиром и тигром), но мало кто из них задумался, могло ли это быть на самом деле? Перечисленные животные являются позднейшим развитием или вырождением допотопных видов. Но если какая-то часть современного человечества и была в животном состоянии при начальных кругах развития нашей планеты, то, конечно, животный тип этот во всех отношениях разнился от современных животных видов. Останки человека того животного вида, который явился звеном между животным и человеком, никогда не будут известны нашим ученым, ибо вид этот существовал в кругах, предшествовавших нашему, следовательно найти его останки нет возможности. Также встречаемые сейчас животные не будут людьми на этой планете. Потому, если мы с вами и не были эволюцией какого-либо динозавра в этом круге или даже на этой планете, то, вероятно, монады наши оживляли когда-то подобных красавцев на иной планете…” (ПИСЬМА ЕЛЕНЫ РЕРИХ, 16. 1. 1935)
Отделение Монады есть утрата воспоминаний личности, но не индивидуальности. Самое страшное, что может произойти — это окончательное отделение Монады от остальных принципов человека, ибо оно на многие тысячелетия задерживает эволюцию индивидуальности. Эта Монада должна будет снова строить себе новый сосуд обитания или проводник в материи, будучи вынужденной вновь проходить через ее низшие формы.

Непреходящее триединство (триада) ▲

Обозначение на санскрите

Эзотерическое обозначение

Соответствие

Атма

Зерно духа, Зерно

Единство сознания с Абсолютом

Буддхи

«Высшее Я», Эго, Ядро

Интуиция, чувствознание, духовный ум

Манас

Ментальное тело или тело мысли

Интеллект или интеллектуальный ум

Четыре низших принципа ■

Кама Рупа

Животная душа, тело желаний, «низшее Я»

Инстинкт или

инстинктивный ум

Линга Шарира

Астральное тело

Астральное тело

Прана

Эфирное тело, жизненный принцип, витальный принцип, флюидический двойник

витальный принцип

Стхула Шарира

Физическое тело

Физическое тело

 

„… Теперь Ваши вопросы. 1) «Ядро духа: Божественное начало остается без изменения навсегда или только без изменения на один цикл?»
Ответ: В каждой физической клетке имеется зародыш и ядро, которые соответствуют в человеке огненному зерну и ядру духа. Так огненное зерно в человеке, будучи основою чистого Божественного Начала, остается неизменным и нерушимым в вечности. Ядро духа или высшее Эго в человеке растет и изменяется в беспредельности, при условии, что оно получает нормальное питание от всех центров. То есть, если психическая энергия приводит в действие высшие нервные центры человека. И если человеку, носителю ядра духа, удастся здесь, на Земле, одухотворить свою сущность через открытие своих высших центров, то по окончании цикла, или четвертого круга, нашей планеты, он будет пребывать в соответствующей ему сфере в полном сознании и при всех накопленных им энергиях или способностях. Если и в следующих кругах он проявит ту же неослабную устремленность к совершенствованию, то он точно так же сохранит свое бессмертие и на последующий междупланетный период, и так в беспредельность. Но нужно помнить, что изменения в ядре духа могут происходить как в сторону восхождения, так и в сторону падения. Но неимоверно труден подъем после длительного падения. …” (Письма Е. И. Рерих, 03. 12. 1937)
„Отвечаю на вопрос о духе и душе. Вопрос этот вследствие неполных объяснений является сложным и запутанным в окк. литературе. Также и в разных восточных Учениях число принципов, подразделения и сочетания их, входящие в определения духа и души, тоже варьируются. Но в действительности трудно совершенно отделить дух от души, ибо все такие подразделения, по существу, являются лишь различными качествами единой основной энергии, проявляющейся на разных планах и через разные нервные центры или проводники. Так во всех Учениях можно встретить подразделение человеческого существа на три основных начала — духовное, психическое и физическое — дух, душа и тело. В восточных Учениях эти три основных начала расширяются для специальных целей, и мы уже встречаемся с четверичным, пятеричным, шестеричным и семеричным подразделением; последнее подразделение было принято Махатмами в «Тайной Доктрине». Так высший, или основной, синтетический принцип есть огненная энергия жизни или духа, разлитая во всем Космосе, требующая для своего фокусирования шестой принцип, или Буддхи [часто называемый духовной душой, в отличие от человеческой-животной души], образуя, таким образом, монаду, которая является первичным, несознательным воплощающимся Еgо. Далее следует пятый принцип Манас самоосознание, или мыслитель [высший разум], и эти три принципа составляют высшую триаду, или уже сознательное бессмертное Еgо человека, которое переживает в Девачане после распадения принципов, составлявших его земную личность или, как говорят восточники, его низшее Еgо.
Так в Учении именно это высшее Еgо, эта триада часто обозначается как зерно духа, не имеющее самостоятельного непосредственного проявления на земле. Для проявления эта триада нуждается в четвертом принципе. Так человеческая душа должна включать четвертый принцип, называемый Кама, через который проявляется ЖЕЛАНИЕ в двух аспектах, как Кама-Манас [или низший ум, интеллект, или, в буквальном переводе, ум желаний] и Кама-Рупа [форма субъективная, форма ментальных и физических желаний и мыслей]. Это есть мыслитель в действии, в связи с Манасом (высшим) и Буддхи образует высшее тонкое тело (Астральное тело (в отличие от эфирного двойника, часто называемого низшим Астралом)), или духовную душу духовного, развитого человека. Так Кама-Манас является как бы мостом, соединяющим высший Манас с Кама-Рупа соединяя, таким образом, Манас и Форму, которые являются Кама-Манасическим телом, или же человеческой душой. Именно, когда этот мост между Манасом и его низшим аспектом, Кама-Манасом, состоялся, то есть, когда человек начинает получать запечатления от высшего Буддхи-Манаса, можно его назвать духовно развитым человеком, и он начинает приближаться к бессмертию. Так для достижения истинного бессмертия, иначе говоря, для сохранения сознания на всех четырех планах бытия и чтобы стать и Архатом, нужно, именно, в физическом теле соединить 4, 5 и 7 принципы и слить их в шестом Буддхи. Иначе говоря, все качества основной энергии, трансмутированные ее огнем, должны сгармонизироваться и вылиться в ее высшем качестве высокой психической энергии.“ (Письма Е. И. Рерих, 11. 06 1935)
„Нужно человечеству подумать, чем оно окутывает свою монаду, чем покрывается это бессмертное зерно. Слишком мало вникают в эту задачу. На протяжении каждого круга нужно проследить течение Кармы и ее воздействие . Предопределение следует явлением наслоений предыдущих совершенных деяний. Эти окружения могут заглушить голос зерна, и путь жизни может изменить явление предназначенное. Зерно космическое, заложенное в каждом существе, должно так бережно облекаться человечеством. На устремленном зерне строится явленная эволюция. И беспределен путь мощи зерна!“ (БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ 353)
„Высшее окружение монады происходит чистым Огнем. Если монада может облечься Огнем, то, значит, она может достичь Высших Сфер.
Агни Йог и Архат оба облекают свои монады Материей Люцидой. Когда огненные центры трансмутируют жизнь, тогда Мы говорим, что дух по восхождению устремляется. Потому непреложен закон огненного восхождения. Когда устремление космического зерна перестает давать пульсацию, тогда перестает существовать энергия жизни. Психическая энергия тесно связана с космическим зерном. Потому когда пульсации зерна замирают, тогда приток психической энергии прекращается. Когда же огонь зерна действует, тогда психическая энергия имеет мощную пульсацию. Центры огненные пульсируют с Космосом, потому центры Агни Йога творят, отзываясь на все течения. Невидимо мощно творят огни Агни Йога, и рекорды творчества Огня неисчерпаемы.“ (БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ, § 354.)

6. Семь Глобусов и Лунные Предки

“Все в метафизическом и в физическом мире семерично. Следовательно, и каждое звездное тело, каждая планета, видимая или невидимая, имеет шесть Глобусов-собратьев. Эволюция жизни происходит на этих семи глобусах или телах, от Первого вплоть до Седьмого, на протяжении семи Кругов или Семи Циклов.
Эти Глобусы формируются процессом, называемым оккультистами “возрождением Планетных Цепей (или Колец)”. Когда Седьмой и последний Круг одного из таких Колец начался, высший (или первый) Глобус А, и с ним все другие в последовательности до последнего, вместо того, чтобы вступить в более или менее длительный период покоя или “Обскурацию”, как это было в предшествующих Кругах — начинает умирать. Планетное Разложение (Пралайа) приближается, и час ее пробил; каждый Глобус должен передать свою жизнь и энергию другой планете.
Наша Земля, как видимая представительница своих невидимых, высших Глобусов-собратьев, ее “Владык” или “Принципов”, должна существовать так же, как и другие на протяжении семи Кругов. В течение первых трех она формируется и твердеет; в течение четвертого она устанавливается и затвердевает; в течение последних трех она постепенно возвращается к своей первичной форме; она становится, так сказать, одухотворенной.
Ее человечество вполне развивается лишь в Четвертом — нашем настоящем Круге. До этого Четвертого Цикла-Жизни это “человечество” называется так лишь в силу недостатка более надлежащего термина. Подобно личинке, становящейся куколкой, затем бабочкой, Человек, или, вернее, то, что становится Человеком, проходит через все формы и царства в течение Первого Круга, и через все человеческие формы в течение двух следующих кругов…
…Каждый Жизненный Цикл на Глобусе D (нашей Земле) состоит из семи Коренных Рас…Первая Коренная Раса, т.е., первые “Люди” на Земле (независимо от формы) были потомством “Небесных Человеков”, правильно названных в индусской философии “Лунными Предками” или же Питрисами, которых имеется Семь Степеней или Иерархий…” (Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. — М.: Прогресс-Культура, 1992, — Т.1, стр. 212-213)
Кроме живущих сегодня людей Четвертого Круга Земля дала приют отдельным представителям Высших Кругов с других планет, которые трудились в качестве ученых, философов, государственных деятелей и основателей религий. Каждый Круг способствует новому развитию и даже полной смене в интеллектуальной, психической, духовной и физической конституции человека. Все эти принципы развиваются в постоянно возрастающей последовательности.
Высшие Глобусы какой-либо Цепи в Солнечной Системе в настоящее время не могут быть видимы человеческим глазом, за исключением всех тех планет, которые, подобно Земле, находятся в Четвертом Глобусе D, независимо от того, к какому Кругу этой Цепи они принадлежат. В силу этого астрономия в состоянии подтвердить существование только того, что, как и Земля, находится на том же уровне состояния материи. В отношении некоторых наших соседних планет “Тайная Доктрина” учит, что Марс в настоящее время находится в состоянии Обскурации, а Меркурий только начинает из нее выходить, в то время как Венера переживает последний Круг своей Манвантары. Каждая планета соответствует особому состоянию своего человечества, и наоборот. Мы видим только грубые физические формы проявления Глобусов, тогда как существует значительно большее количество тонкоматериальных планет с различной степенью плотности Астральной Материи.

7. Лунная и Земная Цепь

В приведенной ниже диаграмме, заимствованной из “Тайной Доктрины” (стр. 226), фиг. 1. представляет Лунную Цепь (Цепь Тейи) с ее семи Глобусами в начале ее некогда существовавшего седьмого или последнего Круга; тогда как фиг. 2. изображает будущую, еще несуществующую Земную Цепь .
Е.П. Блаватская в первом томе “Тайной Доктрины” дает по этому вопросу следующие пояснения: “Семь Глобусов каждой Цепи различаются в своем циклическом порядке буквами от А до G. …
Теперь следует вспомнить, что Монады, вращающиеся в кругу семеричной Цепи, разделяются на семь Классов или Иерархий, согласно их соответствующим стадиям эволюции, сознания и заслуг. Проследим порядок их появления на Глобусе А в Первом Круге. Протяжение времени между появлениями этих Иерархий на любом Глобусе так приноровлено, что, когда Класс 7, последний, появляется на Глобусе А, то Класс 1 только что перешел на Глобус B; и так далее, шаг за шагом, на протяжении всей Цепи.
Также в Седьмом Круге Лунной Цепи, когда последний 7 Класс покидает Глобус А, этот Глобус, вместо того, чтобы заснуть, как он делал это в предыдущих Кругах, начинает умирать (вступать в свою Планетную Пралайю). Оккультизм разделяет периоды космического Покоя (Пралайя) на различные виды. Это, во-первых, индивидуальная Пралайя каждого Глобуса – когда человечество и жизнь переходит на следующий виток, то есть это малая Пралайя после каждого Круга. Во-вторых, это планетарная Пралайя – после окончания седьмого Круга, в-третьих, это солнечная Пралайя, наступающая тогда, когда жизнь всей солнечной системы заканчивается, и,наконец, космическая Пралайя, так называемая Махапралайя или Врахма Пралайя – наступает в конце эпохи миров Брахмы.
Умирая, каждый Глобус последовательно передает свои принципы или элементы жизни и энергию новому Лайа-Центру, который начинает формирование Глобуса А+ Земной Цепи. Подобный процесс происходит с каждым Глобусом Лунной Цепи; один за другим каждый формирует новый Глобус Земной Цепи.
Наша Луна была четвертым Глобусом D описанной последовательности и находилась на том же физическом плане, как и наша Земля. Но Глобус А Лунной Цепи не вполне “мертв”, до тех пор пока первые Монады первого Класса не перейдут с Глобуса G или Z, последнего в Лунной Цепи, в Нирвану, ожидающую их между двумя Цепями; то же происходит, как указано, и со всеми другими Глобусами, каждый из которых дает рождение соответствующему Глобусу Земной Цепи.
Далее, когда Глобус А+ новой Цепи готов, первый Класс или Иерархия Монад Лунной Цепи воплощается на нем в низшем царстве и так далее в последовательности. Как следствие лишь первый Класс Монад достигает развития человеческого состояния в течение Первого Круга, ибо Второй Класс на каждом Глобусе, прибывая позднее, не имеет времени достичь этой стадии. Таким образом, Монады Второго Класса достигают начальной человеческой стадии лишь во Втором Круге и так далее до середины Четвертого Круга. Но на этой точке и в этом Четвертом Круге, в котором человеческая стадия будет вполне развита, “дверь” в человеческое царство закрывается; и с этого момента число “человеческих” Монад, то есть, Монад в человеческой стадии развития, закончено. Ибо Монады, недостигшие к этому времени ступени человека, находятся, в силу развития самого Человечества, настолько позади, что достигнут человеческой стадии лишь при конце Седьмого и последнего Круга. Они потому не будут людьми в этой Цепи, но составят Человечество будущей Манвантары и будут вознаграждены тем, что станут “людьми” на более высокой Цепи, получая, таким образом, кармическое возмещение…” (Блаватская Е.П., Тайная Доктрина. — М.: Прогресс-Культура, 1992, — Т.1, стр. 226-228)
“…Луна старше Земли. Вообразите себе шесть Глобусов-собратьев Луны — эоны до начала развития первого из наших семи Глобусов — занимающими по отношению друг к другу то самое положение, которое Глобусы-собратья нашей Цепи занимают сейчас по отношению к нашей Земле. Теперь будет легко представить себе, как Глобус А Лунной Цепи оживляет Глобус А+ Земной Цепи и затем умирает; следующий Глобус В той же Цепи посылает свою энергию Глобусу В+ в новой Цепи; затем Глобус С Лунной Цепи создает свое порождение, Сферу С+ в Земной Цепи; и, наконец, Луна (наш спутник) изливает всю свою жизнь, энергию и силы в низший Глобус нашей Планетной Цепи — Глобус D+, и, передав их новому центру, она становится, действительно, мертвой планетой, в которой со времени рождения нашего Глобуса, вращение почти прекратилось. Луна, несомненно, есть спутник нашей Земли, но это не вредит теории, что она передала Земле все, кроме своего трупа…” (Блаватская Е.П., Тайная Доктрина. — М.: Прогресс-Культура, 1992, — Т.1, стр. 208)
По этому поводу можно было бы возразить, что Венера и Меркурий не имеют спутников. Однако это связано с тем, что они значительно старше Земли и поэтому их Луны уже распались. Как только Земля достигнет Седьмого Круга, наступит конец и для нашей Луны. И существуют также планеты, которые имеют несколько Лун, однако, эта тайна еще не раскрыта. Луны являются мертвыми и все же живыми телами. Их излучения являются поэтому, чаще всего, губительными, но, подобно земным продуктам гниения, используемым в качестве удобрений, все же способствуют плодородию. Ведь известно, что травы и растения нигде не растут с большею силою, чем на могилах.
“…В действительности же Луна является спутником Земли лишь в одном отношении, именно, что физически Луна вращается вокруг Земли. Но во всех других случаях, именно Земля есть спутник Луны, а не наоборот. Как бы ни было поражающе это заявление, оно не лишено подтверждения со стороны научного знания. Оно подтверждается приливами, периодическими изменениями во многих формах болезней, совпадающими с лунными фазами; оно может быть прослежено в росте растений и ярко выражено в феномене человеческого зачатия и процесса беременности. Значение Луны и ее влияние на Землю были признаны каждою религией древности, особенно еврейской, и были отмечены многими наблюдателями психических и физических феноменов. Но пока что наука лишь знает, что воздействие Земли на Луну ограничивается физическим притяжением, заставляющим ее вращаться в ее орбите. И если бы возражатель настаивал, что этот факт, сам по себе, достаточное доказательство, что Луна действительно является спутником Земли и на других планах действия, можно ответить, задав вопрос — Будет ли мать, которая ходит вокруг колыбели своего ребенка, охраняя его, подчиненной своего ребенка или же зависящей от него? Хотя, в одном смысле, она его спутник, тем не менее, она, конечно, старше и полнее развита, чем ребенок, охраняемый ею.
Следовательно, именно, Луна играет самую большую и значительную роль, как в образовании самой Земли, так и в населении ее человеческими существами. Лунные Монады или Питрисы, предки человека, становятся на самом деле самим человеком. Они являются Монадами, вступившими в цикл эволюции на Глобусе А+, которые на протяжении Круга Цепи Глобусов развивают человеческую форму, как это только что было показано. При начале человеческой стадии Четвертого Круга нашей Земли они “выделяют” свои астральные двойники из “обезьяноподобных” форм, которые они развили в Третьем Круге…” (Блаватская Е.П., Тайная Доктрина. — М.: Прогресс-Культура, 1992, — Т.1, стр.235-236)
Таким образом, большинство Монад или людей пришли с Луны, которая является матерью Земли. Лунные Духи стали “Людьми”, чтобы их Монады могли достичь более высокого плана деятельности и самосознания. Таким же образом когда-то в будущем и наши Монады по завершении Седьмого Круга вызовут к жизни новый Лайа-Центр на другой планете.
Планетные Цепи со всеми своими Глобусами и Сферами представляют собой единое целое. Все Глобусы концентрическим образом соединены друг с другом. Высшие Принципы планеты заключены в Человеческих Монадах. Поэтому можно утверждать, что, когда по завершении эволюции Луны Человеческие Монады оставили ее, то же самое произошло и с ее Высшими Принципами. Умирающая планета не обязательно должна быть низшей, но она, подобно человеку, переходит из физической жизни в Мир Тонкий, и, конечно же, пройдет время, пока ее труп не распадется в тончайшую атмосферу. Потому Луна, будучи умирающей планетой, даже если сегодня она еще спутник Земли, посылает на нее губительные лучи, и в некотором смысле она отрицательно воздействует также на человеческий гороскоп, особенно в двенадцатом доме.
„…Также имейте в виду, что высшие принципы планеты заключаются в человеческих монадах. Потому можно сказать, что высшие принципы Луны оставили ее, когда при завершении ее эволюции человеческие монады покинули ее для новой планетной цепи. Жизнь планеты может быть понята как совокупность всех начал, созданных с нею. Тем более велика ответственность всех мыслящих обитателей планеты. …“ (Письма Е. И. Рерих, 19. 03. 1936)
Все жизненные принципы Луны переданы Земле уже в начале нашего Четвертого Круга многие миллионы лет назад. Лунная Цепь была, следовательно, на ступень ниже, чем наша нынешняя Земная Цепь, и по завершении последней, после седьмого Круга, наша планета также умрет, передаст свою жизнь более совершенному Глобусу и современное человечество будет населять Глобус высшей Планетной Цепи.

8. Лунные Монады

О Лунных Монадах Блаватская Е.П. писала следующее: “Каждому должно быть ясно, что они являются Монадами, которые, закончив свои Жизненные Циклы на Лунной Цепи, низшие по сравнению с Земной, воплотились на последней. Но есть несколько дальнейших подробностей, которые могут быть добавлены, хотя они слишком приближаются к запрещенному пределу, чтобы вполне подробно обсуждаться. Последнее слово Тайны раскрывается только Адептам, но можно указать, что наш спутник есть лишь грубое тело своих невидимых принципов. Так как имеется семь Земель, то также существовало семь Лун и лишь последняя из них видима; то же самое в отношении Солнца, видимое тело которого называется Майей, отражением, так же как и человеческое тело; “Истинное Солнце и истинная Луна так же невидимы, как и истинный человек”, гласит оккультная догма…” (Блаватская Е.П., Тайная Доктрина. — М.: Прогресс-Культура, 1992, — Т.1, стр. 234-235)
“Также нужно иметь в виду, что Монады, которые вступают в эволюционный цикл на Глобусе А+, в Первом Круге, находятся в очень различных стадиях эволюции. Следовательно, положение становится несколько сложным. Наиболее развитые Лунные Монады достигают человеческую зачаточную стадию в Первом Круге; становятся земными, хотя очень эфирными человеческими существами к концу Третьего Круга, оставаясь на Глобусе на протяжении периода “обскурации”, как семя для будущего человечества в Четвертом Круге и, таким образом, они становятся пионерами Человечества при начале настоящего Четвертого Круга. Другие достигают человеческого состояния лишь в позднейших Кругах, т.е., во втором, третьем или в первой половине Четвертого Круга. И, наконец, самые запоздалые — т.е., те, кто еще находятся в животных формах после срединного поворотного пункта Четвертого Круга — вовсе не станут людьми в течение этой Манвантары.
Они достигнут предела Человечества лишь при завершении Седьмого Круга, чтобы, в свою очередь, быть переведенными, после Пралайи, на Новую Цепь старшими пионерами, праотцами Человечества или названными Семенами Человечества (Шишта), т.е., людьми, которые будут во главе всех в конце этих Кругов.
Из предыдущих диаграмм, применимых к Кругам, Глобусам или Расам, ясно видно, что четвертый член серии занимает совершенно обособленное положение. В противоположность другим “Четвертый Глобус” не имеет Глобуса-собрата на том же плане, как он сам и, таким образом, образует точку опоры “Равновесия”, явленного всей цепью. Это есть сфера конечного эволюционного приноравливания, мир Кармических Весов, Зала Суда, где устанавливается равновесие, предопределяющее будущее направление Монады на протяжении оставшихся ей воплощений в Цикле. Вот причина, почему после того, как центральный поворотный пункт был пройден в Великом Цикле — т.е., после срединной точки Четвертой Расы в Четвертом Кругу на нашем Глобусе — ни одна Монада не может более вступить в человеческое царство. Дверь заперта на этот Цикл и равновесие установлено. Ибо, если бы это было иначе, — если бы создавалась новая душа для каждого из бесчисленных миллиардов умерших человеческих существ и если бы не было воплощения — то действительно было бы трудно найти место для развоплощенных “духов”; также невозможно было бы найти объяснение началу и причине страданий. Именно, незнание Оккультных Основ и насильственное навязывание лживых понятий, под маскою религиозного образования, создали материализм и атеизм, как протест против утвержденного божественного порядка вещей…” (Блаватская Е.П., Тайная Доктрина. — М.: Прогресс-Культура, 1992, — Т1., стр. 237-238)

***

 

Источники:
Оригинальные произведения Майтрейи Мории:

Зов — Листы Сада Мории 1924 г.
Озарение — Листы Сада Мории 1925 г.
Община 1927 г.
Серия Живая Этика, состоящая из семи тем:
Агни Йога 1929 г.
Беспредельность часть I и II 1930 г.
Иерархия 1931 г.
Сердце 1932 г.
Мир Огненный, том I 1933 г.
Мир Огненный, том II 1934 г.
Мир Огненный, том III 1935 г.
Аум 1936 г.
Братство часть I 1937 г.
Братство часть II Надземное 1938 г.

— Письма Е. И. Рерих

Учитель МОРИЯ

Учитель МОРИЯ
– индийский раджпутский принц, дух которого вобрал в себя дух МАЙТРЕЙИ, озарив и соответственно затмив его Собой. Данное изображение было сделано Германа Шмихена примерно в 1884 году. Этот портрет часто копировался, однако копии не имели практически никакого сходства с оригиналом, т.е. с «Обликом Владыки», необходимым для медитации, содержащейся в книгах!

 


 

 

 

© 1955 Автор – составитель: Леопольд Брандштеттер «Леобранд»
© 2016 «Мировая Спираль» Австрия, Линц,www.Welt-Spirale.com
Перевод с немецкого И. А. Захарикова, Корректура: М. Шульц, Л.Захарова.
Распространение и распечатка данного интернетиздания без взыскания денежного платежа позволен.